Отчет о инновационной работе по программе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа)
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, с использовонием дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_innovatsionnoy_rabote_may_2019g._sofiya.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный детский экологический центр»
Отчет по инновационной работе
педагога дополнительного образования
Волоховой Людмилы Николаевныза 2018- 2019 г.
ФИО обучающегося, возраст: Коваленко София Андреевна, 25.10.2011 г.
Название и сроки реализации программы: Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Обучение письму», 1 год обучения – с 15.09.2018 по 31.05.2019 гг.
Цели и задачи программы:
Цель - комплексное развитие познавательно – речевой деятельности ребёнка с использованием экологических игр.
Задачи:
- Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (закладывать предпосылки так называемого рефлекса охраны природы); эмоционально положительного отклика у ребёнка и его родителей в результате взаимного общения.
- Стимулирование коммуникативной активности ребёнка; создание условий для овладения различными формами общения; обеспечение полноценного эмоционального и делового контакта с взрослыми и сверстниками.
- Побуждение к проявлению настойчивости в поисках ответа на возникающие вопросы и стремление к экспериментированию, познанию, творчеству; учению формулирования выводов, маленьких открытий.
- Развитие диалогической и монологической речи; формирование способности к построению связных высказываний; обогащению словарного запаса ребёнка.
- Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
- Развитие интереса и внимания к слову к собственной речи и речи окружающих;
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи ребёнка;
- Обучение звуко – слоговому анализу слов;
- Развитие мелкой моторики руки;
- Развитие экологического сознания через любовь к окружающей природе.
Работа педагога включает в себя создание условий для максимального раскрытия индивидуального, возрастного потенциала ребенка, для того, чтобы он поверил в свои силы, научился быть успешным в деятельности, что в значительной мере облегчит ребёнку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Методы и приёмы развития речи, применяемые мной во время работы:
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приёмы работы: Главная задача – вовлечение ребёнка в детский коллектив.
Традиционные:
-наглядные – наблюдение, рассматривание картин, фильмов, описание иллюстраций,
-практические – дидактические игры, игровые упражнения, элементы программного обучения, моделирование, драматизация.
-словесные – пересказ, повторное проговаривание, использование художественного слова, речевые образцы.
Нетрадиционные:
-различные схемы – схемы слов, предложений, звуковые схемы слов,
-речевые дорожки – произношение звуков и букв, открытых и закрытых слогов, чтение коротких слов, скороговорки,
-наглядное моделирование – выкладывание букв из элементов, из палочек, из подручного материала и т.д.
-мнемотехника (набор символов и обозначений букв для лучшего усвоения материала).
Метод мозгового штурма:
Задачи:
-развивать коммуникативные способности: умение слушать и слышать педагога и детей, высказывать свою точку зрения, пытаться оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п.
-развивать способность к анализу,
-стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
Метод системного анализа:
Цель– сформировать умение анализировать, обобщать и систематизировать.
Метод системного анализа позволяет:
-знакомить с частями предмета;
-рассмотреть предмет в динамике;
увидеть предмет одновременно по-разному.
Метод сенсорной интеграции:
Задачи:
-стимуляция работы всех органов чувств.
Создание ситуации успеха, психогимнастика и релаксация, использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу, постоянное использование наглядного материала позволило эффективно воздействовать на эмоциональную и познавательную сферу обучающейся. Игра, игровые ситуации, сказочные герои, сюрпризные моменты сыграли неоценимую роль во всестороннем развитии Софии.
На занятиях для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи большое значение уделяла дидактическим эколого-речевым играм:
- «Нужно – не нужно»
- «Съедобное – несъедобное»
- «Кто, где живёт?»
- «Отгадай, что за растение»
- «Узнай на вкус»
- «Что за птица?»
- «Узнай по голосу животного»
- «Угадай, про кого расскажу»
- «Что сначала, что потом»
- «Что опасно для природы»
- «Чудесный мешочек»
- «Когда это бывает?»
С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляли с Софией представления о предметах и явлениях природы, упражнялись в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи: это благотворно влияет на речь, память, обогащает словарь и вызывает большой интерес.
Для правильной дикции и четкого произношения, разучивали скороговорки, потешки, чистоговорки с экологическим уклоном, выкладывали буквы из палочек и карандашей, элементов бумаги, цветных камушков,которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использовала схемы с символами к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
В своей работе использую приёмы: словесные, наглядные, игровые, практические.
А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
Социализация детей вне рамок учебного занятия (природоохранная деятельность, клуб «Мы вместе», проектная деятельность, экскурсионная деятельность и т.д.):
-Торжественное мероприятие «Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики!»,
-Осенний праздник «Осень – славная пора»,
-Экологический практикум по посадке роз на территории ДЭЦ (София вместе с папой Андреем Павловичем посадили две розы),
-Оздоровительно-познавательная экскурсия на г.Куцай с участием родителей,
-Ознакомительно-познавательная экскурсия в детскую библиотеку «В гостях у Книгочея»,
-Конкурсная программа «Эколята-дошколята»,
-Заседание клуба «Мы вместе» - знакомство,
-Новогоднее представление «Приключение у новогодней ёлки»,
- Заседание клуба «Мы вместе» «Чудеса под Новый год»,
-Участие в районной акции «Спасём дерево!»,
-Военно-патриотическая эстафета «Бравые солдаты»,
-Познавательно-развлекательное мероприятие «Весенние звуки и краски»,
-Семейная гостиная в клубе «Мы вместе», посвящённая Международному дню птиц,
-Экскурсия к обелиску воинам-разведчикам, погибшим во время ВОВ,
-Торжественное мероприятие «Наша Победа»,
-Итоговая развлекательно-познавательная программа «Волшебная страна Знаний».
Проблемы: София из таких детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Речевые нарушения затронули различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).
Сложности, возникшие при работе в этом учебном году:
-Плохо развита познавательная сфера (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи),
-Нарушение лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, связной монологической и диалогической речи, трудности в обучении грамоте,
-Сложности в переработке слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации,
-Двигательные расстройства,
-Отклонения в эмоционально-волевой сфере,
-Снижение способности к обобщению и абстрагированию
- Неустойчивость внимания, быстрое забывание материала (особенно речевого), сниженная работоспособность, долгое включение в выполнение задания.
Родители с пониманием относились к посещению Софии наших занятий в центре. Целых три месяца папа с мамой поочереди присутствовали на занятиях и переменах. Помогали ей привыкнуть, подбадривали её. И мы все вместе помогали ей перебороть страх и боязнь.
Опыта работы с такими детьми у меня мало, поэтому часто обращалась к литературным источникам и к интернету и работала в тесном контакте с родителями и педагогами.
Результаты: Так как я использовала постоянно в работе прямые (объяснение, указание и речевой образец) и косвенные приёмы (напоминание, реплика, подсказка) речевого развития, могу сделать следующий вывод, что к концу года у Софии произошёл маленький, положительный сдвиг во всестороннем обучении и развитии. Она стала проявлять смелость на занятиях при ответах, интерес в общении со сверстниками, показывать свои эмоциональные чувства. Сложившаяся система моего опыта работы по развитию речи детей позволила мне добиться неплохих результатов: у Софии уровень общей осведомленности заметно возрос, пополнился и активизировался словарный запас, улучшилась фонематическая, грамматическая стороны речи, связная речь, увеличился объем механического запоминания. Она может сама рассказать двустишье о букве, запомнившуюся пословицу, самостоятельно готовит своё рабочее место и убирает его, научилась водить пальчиком при чтении, смело выходит к доске, старается выполнять правила поведения на занятии, поднимает руку для ответа, отвечает неуверенно, но очень хочет, чтобы её послушали, ждёт помощи педагога и очень любит хоровые ответы и физминутки. София очень эмоциональная и добрая девочка. Я считаю, что мы с ней подружились, проделав большую работу за весь учебный год. И это наша общая победа!
Что планируется: обогащать свой педагогический опыт по работе с детьми ОВЗ, можно взять эту тему по самообразованию.
София будет посещать нашу летнюю площадку по месту жительства при ДЭЦ, работа с ней будет продолжаться и большую роль в этом сыграет детский коллектив, где она будет чувствовать себя свободно.
Литература, изученная по теме в этом учебном году:
1.Ньюмен Сара. «Игры и занятия с особым ребёнком». – М.Теревинф. 2009г.
2. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. — М. : Новая школа, 1996.-48с.
3.Филичева Т.Е. «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста». – М. 1998г.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В связи с этим передо мной, как педагогом нашего дополнительного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы мной была разработана адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», где включены задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществлялось через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приёмов повышения качества речевого развития детей. В работе с детьмис Софией применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
В контексте использования здоровьесберегающих технологий положительную динамику речевого развития дошкольников на фоне основного комплекса коррекционной работы дают музыкальные занятия и занятия, где присутствует физическая активность детей. Физкультурно-оздоровительная работа начинается утром в виде зарядки, далее мною эта работа продолжается в группе: провожу физминутки, где в течение некоторого времени (от двух до нескольких дней, в зависимости от индивидуального восприятия воспитанниками с тяжёлыми нарушениями речи) повторяю одно и то же стихотворение. Это способствует без усилий выучить это стихотворение дошкольникам, акцентировать внимание на правильном произношении и расширить свой словарный запас. Также в процессе занятий использую музыкальные физкультминутки, где целью является вовлечение ребенка в процесс пения, который психологически расслабил, отвлек дошкольника от контроля за собственной речью, создал эмоционально-положительный настрой на занятие. Кроме всего вышеперечисленного, воспитанники выполняют в это время физические упражнения, которые необходимы и являются неотъемлемой частью общего развития дошкольников. Ещё в своей работе уделяю особое внимание проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастике, как разновидности физкультминуток.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, как правило, плохо владеют собственным телом, нарушена ориентация в пространстве. Во время занятий (физкультминутки), игр (разминки), режимных моментов (зарядка) я включаю упражнения на развитие пространственной ориентации: возьми кубик справа и положи на стул; левую руку подними, шагни правой ногой вперед; возьми за руку того, кто слева от тебя; левой рукой достань до правого уха.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является арт-терапия. Как один из её видов, мной применяется кинезиологические упражнения для развития обоих полушарий детей с тяжелыми нарушениями речи. Детям данной категории детей является полезным рисование сразу двумя руками, они это делают зеркально. Сначала дошкольники прорисовывают контур картинки указательными пальцами, также подготовкой может служить рисование карандашами в воздухе, а затем дети приступают к выполнению задания на бумаге. После того, как работа закончена, можно попробовать «дорисовать её словесно», придумать историю о картине. При этом развивается синхронность движения рук и глаз, координация, воображение и речь.
Таким образом, внедрение инновационной педагогической деятельности – неотъемлемая часть работы воспитателей дошкольных образовательных организаций, в том числе при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений инновационной работы в дошкольных организациях является использование эффективных педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения, метод проектов, игровые технологии.
Рекомендации при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи: сочетание музыкальных занятий и физической активности, проведение различных физкультминуток, пространственно-ориентационных упражнений; использование в работе арт-терапии, изотерапии, смехотерапии; опора в работе на сохранные анализаторы (слух, зрение, тактильные ощущения); соблюдать правила коммуникационного взаимодействия; применение игровых и дифференцированных технологий.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)
Важное место в работе с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о язык...
консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками"
консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению граммоте со сташими дошкольниками"...
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 4-5 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопеда ДОУ....