консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению граммоте со сташими дошкольниками"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Человек, который верит в сказку, Однажды в неё попадает, Потому что у него есть сердце… Сергей Королёв
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольников включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие звуковой и интонационной культуры; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.
К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, бедная диалогическая речь, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений и т.д. Поэтому очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей.
Возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей даёт поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сказкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить но и побуждает детей к речевому общению.
Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии может протекать в различных видах деятельности.
В самостоятельной деятельности, в процессе игры возможно использование различных видов театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр на ложках, шапочки-маски, ширмы для кукольного театра, аудиотека набор для прослушивания сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты, разыгрывать сюжеты сказок в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра. Так же дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений
Работа с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии очень разнообразна и включает в себя: чтение или рассказ сказки, затем ее обсуждение; пересказ сказок; рассказывание сказок от третьего лица; групповое рассказывание сказок; рассказывание сказок по кругу, сочинения сказок; драматизация, проигрывание сказки в ролях и т.д.
Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.
На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.
На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;
На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;
На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.
I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.
Задачи:
- развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
- побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
- выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.
II этап. Знакомство со сказкой.
Задачи:
- подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
- развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
- расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
- способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
- развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.
Читая сказку, необходимо использовать эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения использовать вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.
III этап. Путешествие по сказке.
Задачи:
- побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
- использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
- развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
- воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.
Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставить в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом могут использоваться различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания возможно привлечь детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.
IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.
Задачи:
- развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
- побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
- развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);
- побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.
Важную роль играет заинтересованность родителей в данном вопросе, поэтому в педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей: рассказывать о роли сказки в развитии речи; консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения; привлекать родителей для изготовления дидактического материала.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи, у ребёнка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете -
Станет легче людям жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...
Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего школьного возраста.
Выступление ииз опыта работы....
НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»
НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»...
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...
«Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования нач...