Ягоды и грибы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ермилова Наталия Владимировна

Конспект НОД с детьми старшей группы

Тема: «В царстве грибов и ягод»

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах.

Задачи:

- Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.

- Пополнять и активировать словарный запас по теме «Грибы и ягоды»

- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…

1 Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

2 «Кто где растет»

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб, боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся к верху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

 - Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята)

Упражнение «Соберём семейку»

- Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».

- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- Как можно назвать большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называют корешки грибов? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

- А сейчас мы немного отдохнём.

3Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Топ-топ, пять шагов, в корзине пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

4 «Загадки-отгадки»

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

5 Физкультминутка «По малину»

А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)

6Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.

- Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)

- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

Загадки:

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (Ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?  (Клюква) 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

- Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)

- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)

- Из малины получится начинка какая? (малиновая)

- Из брусники - … (брусничная)

- Из черники - … (черничная)

- Из земляники - … (земляничная)

- А какое варенье получится из ягод?

Из малины – малиновое варенье

Из черники – черничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из клюквы – клюквенное варенье

Из брусники – брусничное варенье и т.д.

- Ребята скажите, какая ягода?

Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)

Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)

Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная

Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. те еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- не вырывать кустики ягод.

- собирать только знакомые ягоды и грибы.

- вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody_griby.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы

Тема: «В царстве грибов и ягод»

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах.

Задачи:

- Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.

- Пополнять и активировать словарный запас по теме «Грибы и ягоды»

- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…

1 Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

2 «Кто где растет»

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб, боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся к верху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

 - Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята)

Упражнение «Соберём семейку»

- Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».

- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- Как можно назвать большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называют корешки грибов? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

- А сейчас мы немного отдохнём.

3Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Топ-топ, пять шагов, в корзине пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

4 «Загадки-отгадки»

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

5 Физкультминутка «По малину»

А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)

6Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.

- Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)

- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

Загадки:

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (Ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?  (Клюква) 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

- Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)

- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)

- Из малины получится начинка какая? (малиновая)

- Из брусники - … (брусничная)

- Из черники - … (черничная)

- Из земляники - … (земляничная)

- А какое варенье получится из ягод?

Из малины – малиновое варенье

Из черники – черничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из клюквы – клюквенное варенье

Из брусники – брусничное варенье и т.д.

- Ребята скажите, какая ягода?

Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)

Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)

Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная

Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. те еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- не вырывать кустики ягод.

- собирать только знакомые ягоды и грибы.

- вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция темы "Ягоды и грибы"

Использование лексической темы "Ягоды и грибы" в разных образовательных областях....

Педагогический проект "Летние дары-ягоды да грибы"

Природа дарит много нам красивого, вкусного и полезного. Сколько вкусных ягод, фруктов и овощей созревает у людей в огородах, а сколько ярких цветов расцветает у нас в садах. Так же не счесть дар...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Мы любим лесные дары: ягоды и грибы!»

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: "Мы любим лесные дары: ягоды и грибы!"...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Блок: «Краски осени» Тема: «Лесные ягоды и грибы»

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде их обитания, назначении, времени сбора; обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов.Итоговое м...

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме "Лесные ягоды и грибы"

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме "Лесные ягоды и грибы"...

Презентация к логопедическому занятию "Лесные ягоды и грибы"

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема:Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи...

«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»

НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»...