Развитие речи у дошкольников с помощью мнемотехники.
статья по развитию речи (старшая группа)
Среди факторов, влияющих на становление связной речи, наглядность является наиболее важным. Этот факт обусловлен возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Дети, рассматривая предметы называют их, выделяют характерные признаки и осуществляют действия с ними. Также таким фактором выступает создание плана высказывания. Для дошкольников необходимо последовательное размещение в виде схемы всех конкретных элементов высказывания.
Здесь и приходит на помощь мнемотехника, которую возможно использовать в работе по обучению дошкольников связной речи.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также способствует развитию речи.
Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальным, но малопрактикуемым среди педагогов ДОО.
Развивая речь у дошкольников очень важно пробудить интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить обучение в любимый детьми вид деятельности – игру и этому способствуют наглядные мнемотаблицы или «волшебные квадраты», которые можно использовать для формирования связного высказывания у дошкольников.
В структуру мнемотаблиц входит девять квадратиков, в которые на основе образных средств, сенсорных эталонов, различных символов и знаков вводится содержание текста изучаемого произведения.
В зависимости от возраста ребенка – ему предлагается уже заполненная таблица (квадраты), либо таблица составляется совместно с ребенком, либо ребенок заполняет квадраты самостоятельно и пользуется их содержанием при рассказе.
Использование мнемотаблиц способствует развитию навыка обобщения, что позволяет формировать базу для совершенствования образного мышления, воображения, памяти, способности к замещению и пространственному моделированию. Эта способность является фундаментальной особенностью человеческого ума. В связи с этим, для развития у ребенка воображения, способности к различным преобразованиям, умения находить взаимосвязи, необходимо учить его «читать» графическую аналогию. Детям легче усвоить ассоциативные связи с любимыми известными и понятными сказочными героями, выполнить игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. С учетом возрастных особенностей детей, работу необходимо начинать с простых, известных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Рассмотрим работу по мнемотаблице в средней группе на примере сказки «Теремок». Детям рассказывается или читается сказка, выделяются главные герои, их действия. Затем воспроизводятся образы сказки рисунком в точной последовательности в девяти квадратиках, составляющих мнемотаблицу. Затем детям предлагается рассмотреть «волшебные квадраты» и послушать сказку еще раз с опорой на рисунки в квадратиках. Стоял в поле теремок (нарисован в первом квадратике), прибежала и поселилась там мышка-норушка (во втором квадратике). А потом прискакала лягушка-квакушка (третий квадратик) здесь можно изобразить очень просто голову лягушки. Затем пришел заяц-длинные уши (голова зайца), лиса-краса (пушистый хвост), волк-зубами щелк (зубы), потом пришел медведь (большой коричневый круг), но он был такой большой, что не поместился в теремок (крыша-треугольник), теремок развалился (девятый квадратик – квадрат). Затем детям предлагают рассказать сказку на основе представленных по порядку картинок. От рисунка к рисунку, предложение за предложением ребенок учится рассказывать и пересказывать текст сказки. План пересказа в картинках помогает детям запомнить сюжет сказки и воспроизвести его самостоятельно.
Затем детям предлагают рассказать сказку на основе представленных по порядку картинок. От рисунка к рисунку, предложение за предложением ребенок учится рассказывать и пересказывать текст сказки. План пересказа в картинках помогает детям запомнить сюжет сказки и воспроизвести его самостоятельно. Для закрепления навыка связного высказывания рекомендуется дома рассказывать сказку родителям, по памяти представляя рисунки волшебных квадратиков.
Для закрепления навыка связного высказывания рекомендуется дома рассказывать сказку родителям, по памяти представляя рисунки волшебных квадратиков.
Таким образом, работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это только начальная, наиболее значимая и эффективная работа. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры, привлекая к этому детей. Продумывая различные модели, надо учитывать, что модель должна отображать обобщенный образ предмета и отражать существенное в объекте, а замысел создания модели надо обсуждать с детьми, чтобы им было понятно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из факторов облегчающие процесс становления речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания. Взяв за основу наглядность и наметив план последовательного пересказывания (рассказ, сказка, заучивание стихотворения) стало использовать в своей работе обучение детей связной речи приемам мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (показ нарисованных таблиц)
Мнемотаблицы – это схемы, которые служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детейостаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, солнышко - желтое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживаются последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду
В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной деятельности при развитии речи у детей в детском саду....
Презентация "Развитие связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники"
Краткое описание процесса самообразования по теме "Развитие связной речи у старших дошкольников"...
Развитие речи у дошкольников с применением мнемотехники.
Пересказ сказки "Жихарка" с применением мнемотаблицы....
Развитие речи у дошкольников с помощью логоритмики
Развитие речи и логоритмика...
Консультация для воспитателей «Развитие речи старших дошкольников с помощью игр В. Воскобовича»
Вся игровая технология «Сказочные лабиринты игры» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и очень интересна детям. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффе...
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...
Самообразование воспитателя на тему: "Тема: «Развитие речи старших дошкольников с помощью дидактических игр».
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи...