Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Горбунова Ольга Ивановна

В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной  деятельности при развитии речи у детей в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Горбунова О.И.,

воспитатель

Театрализованная деятельность имеет многогранное воздействие на ребенка. Она способствует развитию памяти, грамматически правильной речи, речевой активности. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, различными средствами воздействует на воображение ребенка: словом, действием, музыкой. В дошкольном учреждении работа по театрализованной деятельности проводится в утренний и вечерний период времени, индивидуально и подгруппами.

Для театрализованной деятельности необходимо создать условия: изготовление атрибутов, проведение предварительной работы.

Под предварительной работой я подразумеваю:

  1. Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Для этого рассказываю детям сказки с использованием различного вида театров:

- плоскостной театр

- пальчиковый театр

- перчаточный театр

- театр бибабо

После рассказывания детям сказки с использованием какого-либо театра необходимо дать им возможность манипулировать с персонажами сказки. Этим воспитываю устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

  1. Провести беседы на темы: «Здравствуй, театр», «Мы-зрители»

Одновременно с этой работой необходимо проводить работу по овладению средствами образной выразительности:

-интонацией. Предлагаю детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх).

- позами. Учу детей выражать образ позой. Для этого использую такие игры, как «Фигуры», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

- жестами. Учу детей жестами показывать состояние и ощущение. Например, «покажи, как замерз зайчик», «мишка поранил лапку, покажи, как ему больно». Использую стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и т.д.

-мимикой. Учу детей по выражению лица определять эмоции. Для этого использую различные упражнения. Например, узнать по лицу товарища, радуется он или грустит; рассматривание иллюстрации с изображением людей с различными выражениями лица; работа над речевым дыханием; пальчиковая гимнастика («Пальчики здороваются», «Семья», «Еж», «Собачка» и т.п.)

         Работу по инсценировке сказок начинаю с наиболее простого произведения, где речевое общение очень незначительно. Наиболее подходящая, по-моему мнению, для этого сказка «Репка». Начинаю работу над сказкой с прочтения произведения. Затем с детьми обсуждаем содержание, даем характеристики персонажам, предлагаю детям разложить иллюстрации по порядку происходящих событий и своими словами пересказать сказку. Затем прошу пересказать сказку с использованием фланелеграфа, плоскостного театра, с использованием костюмов.

Далее перехожу к более сложной сказке. Например, сказка «Колобок». Работа над сказкой строится аналогично, но вношу небольшие усложнения. При повторном чтении сказки, прошу детей повторить реплики героев, передав интонацию, изменив голос. В этой сказке дети должны передавать характер героев жестами, мимикой и интонацией.

 Затем уже переходим к более сложному произведению, например, «Три медведя».

         Работу над всеми сказками, независимо от их сложности, строю по следующему плану:

  1. Чтение произведения и его обсуждение.
  2. Повторное чтение произведения с привлечением детей к произношению реплик действующих героев.
  3. Пересказ сказки по иллюстрациям.
  4. Инсценировка сказки.

С приобретением опыта дети самостоятельно объединяются для театрализованной деятельности. Опыт позволяет детям не только обыгрывать знакомые сказки, но и придумывать свои.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет развить воображение ребенка, способствует речевой активности. Использование различных атрибутов вызывает огромный интерес к театрализованной деятельности.

Используемая литература:

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.- М, 1998.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Спб., «Детство-Пресс», 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков пове...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы)

В данном материале я делюсь опытом работы по театрализованной деятельности в детском саду....

Сообщение «Из опыта работы по развитию речи старших дошкольников»

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...