Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной деятельности при развитии речи у детей в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Горбунова О.И.,
воспитатель
Театрализованная деятельность имеет многогранное воздействие на ребенка. Она способствует развитию памяти, грамматически правильной речи, речевой активности. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, различными средствами воздействует на воображение ребенка: словом, действием, музыкой. В дошкольном учреждении работа по театрализованной деятельности проводится в утренний и вечерний период времени, индивидуально и подгруппами.
Для театрализованной деятельности необходимо создать условия: изготовление атрибутов, проведение предварительной работы.
Под предварительной работой я подразумеваю:
- Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Для этого рассказываю детям сказки с использованием различного вида театров:
- плоскостной театр
- пальчиковый театр
- перчаточный театр
- театр бибабо
После рассказывания детям сказки с использованием какого-либо театра необходимо дать им возможность манипулировать с персонажами сказки. Этим воспитываю устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
- Провести беседы на темы: «Здравствуй, театр», «Мы-зрители»
Одновременно с этой работой необходимо проводить работу по овладению средствами образной выразительности:
-интонацией. Предлагаю детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх).
- позами. Учу детей выражать образ позой. Для этого использую такие игры, как «Фигуры», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
- жестами. Учу детей жестами показывать состояние и ощущение. Например, «покажи, как замерз зайчик», «мишка поранил лапку, покажи, как ему больно». Использую стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и т.д.
-мимикой. Учу детей по выражению лица определять эмоции. Для этого использую различные упражнения. Например, узнать по лицу товарища, радуется он или грустит; рассматривание иллюстрации с изображением людей с различными выражениями лица; работа над речевым дыханием; пальчиковая гимнастика («Пальчики здороваются», «Семья», «Еж», «Собачка» и т.п.)
Работу по инсценировке сказок начинаю с наиболее простого произведения, где речевое общение очень незначительно. Наиболее подходящая, по-моему мнению, для этого сказка «Репка». Начинаю работу над сказкой с прочтения произведения. Затем с детьми обсуждаем содержание, даем характеристики персонажам, предлагаю детям разложить иллюстрации по порядку происходящих событий и своими словами пересказать сказку. Затем прошу пересказать сказку с использованием фланелеграфа, плоскостного театра, с использованием костюмов.
Далее перехожу к более сложной сказке. Например, сказка «Колобок». Работа над сказкой строится аналогично, но вношу небольшие усложнения. При повторном чтении сказки, прошу детей повторить реплики героев, передав интонацию, изменив голос. В этой сказке дети должны передавать характер героев жестами, мимикой и интонацией.
Затем уже переходим к более сложному произведению, например, «Три медведя».
Работу над всеми сказками, независимо от их сложности, строю по следующему плану:
- Чтение произведения и его обсуждение.
- Повторное чтение произведения с привлечением детей к произношению реплик действующих героев.
- Пересказ сказки по иллюстрациям.
- Инсценировка сказки.
С приобретением опыта дети самостоятельно объединяются для театрализованной деятельности. Опыт позволяет детям не только обыгрывать знакомые сказки, но и придумывать свои.
Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет развить воображение ребенка, способствует речевой активности. Использование различных атрибутов вызывает огромный интерес к театрализованной деятельности.
Используемая литература:
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.- М, 1998.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Спб., «Детство-Пресс», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».
«Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...
Доклад из опыта работы на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»
Доклад из опыта работы над темой самообразования...
Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...
Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»
Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков пове...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности
Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...
Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы)
В данном материале я делюсь опытом работы по театрализованной деятельности в детском саду....
Сообщение «Из опыта работы по развитию речи старших дошкольников»
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...