Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения определенных звуков при регулярном их повторении.
Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения, - так же замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvuem_rech_v_chistogovorkah.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствуем речь в чистоговорках и скороговорках!
Наши славные, любимые, очень занятые папы и мамы! Мы с радостью сообщаем вам, что мы замечательно трудимся, многому учимся, и заметно в речевом развитии растем! Мы освоили и «подружились» с огромным количеством трудных звуков, развили умения различать и выделять их в словах, приобретаем навыки произношения, добиваясь такого нелегкого самоконтроля!
Ох уж эти волшебные и такие неуловимые звуки! Сегодня есть, а завтра…раз! и прилетела к нам сердитая Баба Яга! и «украла» так нелегко доставшееся нам в тяжелом бою правильное произношение! И мы будем «сражаться» до конца, чтоб никто не посмел разрушить наш труд! Нам осталось совсем чуть-чуть, и мы будем на вершине успеха! А для этого нам необходимо закрепить «звуки-бойцы» в чистоговорках и скороговорках! Помогите нам! Присоединяйтесь к нам! Устроим дома праздник « В стране Правильной Речи!», где будем соревноваться в грамотном произношении уникального жанра устного народного творчества – чистоговорках и скороговорках!
Ваши дети!
Уважаемые родители! Мы находимся на этапе автоматизации поставленных звуков в чистоговорках и скороговорках. Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения определенных звуков при регулярном их повторении.
Нелегко проговаривать некоторые сочетания звуков в чистоговорках! Не всем взрослым это удается, а детям тем более. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет «читать по губам». А затем темп следует увеличивать, при этом не снижая качества произношения. Необходимо проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Рекомендуется произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а затем повторить фразы с разжатыми зубами.
Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения, - так же замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи.
Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.
При работе с чистоговорками и скороговорками ребенку важно и нужно не только понять ее, но и запомнить. Для запоминания чистоговорок и скороговорок рекомендуется использовать мнемотехнику, т. е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия. Прием опоры на наглядное изображение (зарисовку, мнемотаблицу) облегчает ребенку воспроизводить тексты скороговорок.
Варианты работы с наглядностью могут быть самыми разными:
- срисовывание скороговорки;
- зарисовывание ее по памяти;
- проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;
- воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы) и т. д.
Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук. Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
Предлагаю Вашему вниманию пособие Е.А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки». В пособии представлены скороговорки и чистоговорки различной степени сложности в виде схематических рисунков. Как всякая игра, скороговорки легко воспринимаются детьми, а замена на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивают память, воображение, внимание, обогащают словарь, способствуют становлению правильного произношения, развивают связную речь. Пособие адресовано педагогам, а так же родителям для индивидуальных занятий с детьми в домашних условиях.
Учитель-логопед Серкунова К.Р.
21.10. 2020 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей
Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, след...
Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
В данном материале представлена организованная образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте на тему: "Дифференциация звуков [р]-[л] в словах...
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.
Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной у...
Улучшение дикции и артикуляции, выразительности речи
консультация...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Совершенствование звуковой культуры речи детей 4-5 лет через использование чистоговорок
Раскрывается вопрос использования чистоговорок в работе над звуковой культурой речи детей дошкольного возраста....