Совершенствование звуковой культуры речи детей 4-5 лет через использование чистоговорок
статья (средняя группа)

Подворчанская Наталья Ивановна

Раскрывается вопрос использования чистоговорок в работе над звуковой культурой речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Совершенствование звуковой культуры речи детей 4-5 лет через использование чистоговорок»

Аннотация: В статье раскрывается вопрос использования чистоговорок в работе над звуковой культурой речи детей дошкольного возраста. Автор делится личным опытом работы в данном направлении, указывая на их высокую эффективность.

Ключевые слова: чистоговорки, интонация, выразительность, рифма дикция.

Одним из важных аспектов всестороннего развития ребенка является развитая речь. Обладая грамотной речью, ребенок может общаться со сверстниками, правильно высказывать свои мысли, контактировать со взрослыми.  Ввиду этого, следует уделять особое внимание работе по развитию речи дошкольников, корректировать ее правильность, предупреждать возникновения нарушений и отклонений от общепринятых норм.

Осветим подробнее один из компонентов речи – ее звуковую составляющую. К звуковой культуре речи относятся все виды звукового оформления слов, а именно: верное произношение отдельных звуков, слов, ритм речи, ее тембр, умение правильно расставлять логическое ударение, паузы, регуляция громкости и скорости речевого высказывания.

Для развития звуковой культуры в ДОУ применяют различные способы: потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки. В своей практике мы уделяем особое внимание применению последних. Важно знать, что в понятие чистоговорка заложено словосочетание – чисто говорить. Подробно изучив работу в данном направлении, можно сказать, что этот прием является достаточно удобным речевым материалом, в котором заключены сложные слова, слоги и звуки. Произношение данного материала, облаченного в рифму, не вызывают особой сложности у детей, зато имеет ряд преимуществ.

Работая в средней группе, мы отметили, что систематическое использование в повседневной жизни чистоговорок способствует правильному регулированию силы голоса детей, развивает у них правильное речевое дыхание, ритм и темп их голоса. С их помощью с легкостью отрабатывается четкость дикции, сила и координация воздушной струи, модуляция голоса, правильный темп речи, ее интонационная выразительность.

Еще одно достоинство применения этой формы работы – оттачивание определенных звуков. Помимо того, что чистоговорки оказывают положительное влияние на формирование речи дошкольника, они также автоматизируют произношение звука, который вызывает трудности у ребенка.

Уместно употребление чистоговорок и в процессе обучения лексических тем. Вследствие этого происходит стимуляция лексического словаря, совершенствуются лексико грамматические категории, усваивается чувство рифмы. Следует учитывать, что процесс совершенствования познавательной и интеллектуальной сферы происходит именно благодаря пополнению словарного запаса речи.

При первоначальном введении чистоговорок в систему образовательной работы с детьми следует объяснять дошкольникам значения употребляемых в ней слов. Впоследствии возможно их самостоятельное сочинение детьми, что развивает детское воображение и стимулирует творчество.

Для получения желаемого эффекта чистоговорки следует повторять 3-4 минуты, 2-3 раза в день. Когда дети научатся правильно произносить чистоговорку, можно приступать к выполнению заданий: ускорять или замедлять темп произношения, сделать акцент на слоге или выделить его ударением и паузой. Отметим, что применять чистоговорки можно в различных видах работы и разнообразными методами.

Ссылаясь на личный опыт, мы можем с уверенностью сказать, что использование чистоговорок в систематической работе по развитию речи обогащает ребенка новыми интересными знаниями, формирует выразительную речь и помогает ему освоить правильное произношение слов.

Список информационных ресурсов

  1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. - М., 2015.
  2. Максаков А.И. Звуковая культура речи. - М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи детей в семье.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается ...

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи:

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи: ...

Комплекс игр, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей 4-5 лет

Воспитание звуковой культуры речи – является важной задачей развития речи в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети активно усваивают разговорный язык, происходит становление и ...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...