«Рассказывание с использованием игрушек и предметов»
статья по развитию речи (средняя группа)

Формирование  умение логически мыслить ,выделять основные признаки предметов, вызывать интерес к разгадыванию загадок.Упражнять детей поочередно задавать вопросы и отвечать на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_predmetov_opisanie.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по теме

«Рассказывание с использованием игрушек и предметов»

Цель: закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить логически, мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к разгадыванию загадок. Упражнять детей поочередно, задавать вопросы и отвечать на них, развивая тему; упражнять детей умению рассуждать, аргументировано доказывать свое согласие или несогласие, поддерживать диалог.

Словарная работа: ввести в речь детей образные выражения:

«где носом ведет, там след кладет»

«сидят друг в дружке»

Предварительная работа: отгадывание описательных загадок, рассматривание картинок-небылиц.

Материал: карандаш, матрешка, мяч, ложка, мыло, клубок ниток, юла. Картинки-небылицы. Картинка «портрет Буратино», разрезанная на 6 частей.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка? Но кому она предназначена? От кого пришла? Посмотрим, вместе. Садитесь поудобнее. (все садятся в круг, читаем).

- Адрес наш, но кто прислал не написано. Вот и конверт. Интересно, что в нем. (вытаскивает записку)

-Смотрите, здесь что-то написано (читаю)

«Сложите картинку и вы узнаете, кто прислал посылку» (картинка разрезана на 6 частей)

Дети. Буратино.

Воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! Ворона, моя добрая знакомая рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не бойтесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята.

В стране чудес я нашел чудесный мешочек с различными предметами, а для чего они нужны я не знаю. Расскажите мне о них. – «Буратино».

- Ребята, посмотрите и вправду чудесный мешочек. Давайте узнаем, что в нем лежит.

- Илья, иди ко мне и достань из мешочка один предмет.

- Что там лежит?

Ребенок. Карандаш.

Воспитатель. Опиши его.

- Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.

- А для чего нужен карандаш? (чтобы рисовать, писать)

- Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? (на иголку, треугольник, носик).

-Да, действительно, он похож на острый носик, клювик.

- А на чем рисуют карандашом? (на бумаге провожу карандашом линию).

- Посмотрите, где карандаш носиком ведет, там след кладет.

- Геля, иди, достань следующий предмет. Что ты достала? (матрешку).

- Какая красивая матрешка! Сколько у тебя в руке матрешек? (одна).

- А как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать).

- Разложи матрешку. (ребенок раскладывает матрешку, выставляет те, которые внутри. Воспитатель помогает поставить по росту).

 - Сколько у нас сейчас матрешек? (три, много).

- Матрешки похожи друг на дружку.

-А чем они похожи? (лица, сарафаны и т.д.).

- А чем они отличаются? (ростом).

- Из какого материала сделаны матрешки? Какая матрешка? (деревянная).

- А теперь, Эля, сложи матрешку?

- Сколько стало матрешек?

- А где все остальные матрешки? (внутри).

- Да они все сидят друг в дружке.

 - Теперь ко мне подойдет Кирил. Достань еще один предмет.

- Что ты достал? (ложку).

- Расскажи о ней. Какая она, из чего сделана. Для чего она нужна? (она железная, металлическая, блестящая, гладкая).

- Полина достанет нам следующий предмет.

- Что он достал? (мяч)

- Опиши его(цвет, форма, материал).

-Что-то еще лежит в мешочке. Соня, достань, пожалуйста.

-Что ты достала? (мыло)

-Проведи ручкой по нему, какое оно? (гладкое, ровное).

- А теперь понюхайте мыло. Оно пахнет7 (да) – Вам нравится, как оно пахнет?

- Как можно сказать, какое мыло? (душистое, запашистое).

- А зачем нам нужно мыло? (мыться, руки мыть…).

- В мешочке остались еще какие-то предметы, Ксюша достань.

- Что это? (клубок ниток).

- Да, это нитки, смотанные в клубок.

- Потрогайте клубок, какой он? (пушистый, мягкий).

- А на что похож кончик клубка?

- Он похож на хвостик, (бросаю клубок, ребенок пытается поднять клубок за хвостик).

- Посмотрите, ребята, клубок как будто убегает.

- А для чего нужны такие нитки? (вязать носки, перчатки и т.д.).

- А вот и последний предмет. Узнаете, что это? (юла).

- Расскажите о ней (форма, из чего сделана, цвет….).

- Еще можно сказать, что она разноцветная.

- А как можно играть с юлой? Тима, иди, поиграй.

- Вот как много разных предметов было в нашем чудесном мешочке.

-А сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.

1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всегда одна игрушка

-А как вы догадались? (разные по росту, сидят друг в дружке).

-Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали. Слушайте другую.

2. Умный Ивашка, в зеленой рубашке,

Где носом проведет, там след кладет.

- Как вы догадались?

- Слушайте следующую:

3. Маленький, кругленький

За хвост не поймешь (клубок).

- Как вы узнали?

- Еще слушайте.

4. Длиннохвостая лошадка

Привезла нам кашки сладкой

Ждет лошадка у ворот

Открывай пошире рот (ложка).

- Почему вы так думаете?

5. Ускользает как живое, но не выпущу его я

Дело ясное вполне

Пусть отмоет руки мне.

- Почему считаете, что это мыло?

- У меня осталась последняя загадка:

6. Кручусь, верчусь и мне не лень

Крутится даже целый день.

- Как догадались?

- Молодцы, все мои загадки отгадали, потому что слушали и внимательно рассматривали предметы.

 - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Маковое зернышко». (Дети выходите в круг, выбирается ворона. Дается камушек, тот у кого камушек задает вопрос, после передает другому).

- Ворона, ворона, куда полетела? – к кузнецу во двор.

- На что тебе кузнец? – косу ковать.

- На что тебе коса? – траву косить.

- На что тебе трава? – коров кормить.

- На что тебе коровы? – молоко доить.

- На что тебе молоко? – пастухов поить.

- На что тебе пастухи? – кабанов пасти.

- На что тебе кабаны? – гору рыть.

- На что тебе гора? – На той горе маковые зернышки.

- На что тебе зернышко? – Отгадайте. (ворона загадывает загадку, кто отгадывает, тот ворона) повтор 2,3 раза.

- Ребята, посмотрите, а в посылке еще что-то есть?

- Какие странные картинки, мне кажется, что здесь что-то не так. Давайте вместе посмотрим внимательно и скажем что же перепутал художник.

Игра: «Что перепутал художник». (картинки-небылицы).

Вопросы: - Почему вы так думаете?

- Скажи так, чтобы понятно было всем?

- Кто добавит?

- Кто еще заметил, какие ошибки? И т.д.

- Со всеми заданиями, которые нам прислал Буратино мы справились, а после обеда мы напишем с вами ответ для Буратино о отм, чем мы сейчас с вами занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Рассказывание по набору игрушек".

Раскрыты задачи по связанной речи, грамматике, звуковой культуре речи.Рекомендации родителям на закрепление звука " ж " ( игры и упражнения)....

Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов

Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов...

Рассказывание по набору игрушек

                                  Конспект занятия...

Занятие по речевому развитию для средней группы "Рассказывание по набору игрушек"

Задачи:   Закреплять умения в образовании названий детенышей животных и уменьшительных наименований неживых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с простран...

Обучение рассказыванию по набору игрушек

Логопедическое занятие по развитию связной речи, с использованием блоков-квадратов. Использование эффективных приемов позволяет быстрому темпу обучения детей с ОВЗ. ....