Консультация на тему: "Рассказывание с использование игрушек, предметов, природного материала"
консультация

Голубкова Александра Владимировна

цель развитие речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tema_rasskazyvanie.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

     Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
    В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

«Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном».
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
     В группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом  диафильмов и т. д.
С возрастом у ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.
     В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя. В младших группах детского сада проводится подготовительный этап обучению рассказыванию.  На этом этапе особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей, отвечая на вопросы педагога ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. Такие занятия проводятся в младшей группе детского сада.

      Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи ( в обязательной форме ) свои восприятия- зрительные, слуховые, осязательные и др.  Обучение  рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем. Для показа часто используются наборы-комплекты. Дети группируют  игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т.д. Детей учат наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок  упражняется в выборе точных слов обозначений, учится контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признаком. в рассказах – описаниях находит выражения эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам к игровому материалу. К рассказам, которые дети строят на материале непосредственных восприятий, относятся также рассказы –описания растений и животных. Качество и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, на экскурсиях. Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее, эмоциональнее.        Важным приемом  обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомится с объектами описания, опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают обобщают; отвечая на них припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.   Воспитатель задает вопросы, как правило в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию. В младшей группе ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы. Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом с выделение в нем качествами, признаками, деталями. Это один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи окружающих. Рассказ – образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания, освоения.  
«Ребенок, — отмечал К. Чуковский, — в меру своих умственных сил... анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые».
Ценность рассказа-образца возрастает, если ребенок может найти в нем материал, который позволил бы ему сделать доступные для него наблюдения над языковыми явлениями. Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями. Поделки из природного материала позволяют нам совершить путешествие в волшебный мир природы. Что такое природные материалы? Это то, что можно найти в лесу, на берегу моря, в поле, в степи и даже дома, доставая семечки из тыквы или арбуза, яблока или апельсина и многое другое. Наверняка замечали, сколько бесценных находок можно найти на каждом шагу. Каштаны, шишки, желуди, перышки, замысловатой формы деревяшки и д.р. Если добавить к этому богатству пластилин, цветную бумагу и картон, маленькие кусочки ткани, клей и проволоку, то получится замечательный набор для приготовления поделок из природных материалов. Что из них можно сделать? Да все что угодно! Птичек, лесную полянку, человечков, зверушек (очень похожих на реальных и придуманных детьми), все, что можно нафантазировать или увидеть вокруг себя. Обычно такие занятия проходят на УРА!  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Абрамовский детский сад №32»



        Подготовила:

        воспитатель

                                                                                        Голубкова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала"

Консультация для педагогов" Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала"...

Ручной труд. Картотека игр-занятий. Изготовление игрушек из природного материала.

  Сказочна  и богата природа. Какие разнообразные чувства пере­полняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и т...

«Изготовление с детьми игрушек из природного материала»

Предлагаю вам статью «Изготовление с детьми игрушек из природного материала» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми 6-7 лет. Данный материал будет интересен воспита...

Консультация для родителей "Изготовление игрушек из природного материала"

Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. И пу...

Консультация для родителей «Изготовление игрушек из природного материала как одна из форм общения с природой»

Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. ...

консультация для родителей :"Изготовление игрушек из природного материала-одна из форм общения с природой"

Консультация для родителей на тему:" Изготовление игрушек из природного материала -одна из форм общения с природой"...