Конспект НОД в младшей группе №1 «Теремок» по развитию речи по теме «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Цель: закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.
Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
О б о р у д о в а н и е:сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан., осенние листочки., произведение П.И. Чайковского «Времена года»
Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
- Какие месяцы осени вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц следующий?
– Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
– Какая осень в октябре? (Дождливая.)
– Какая осень в ноябре? (Поздняя.)
– Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?
– Куда улетают птицы? А почему, как вы думаете?
– Что делают люди на полях?
Воспитатель: (показываю детям листок) вопрос к детям:
- Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы
угадайте прослушав загадку.
Загадка:
Вот художник так художник
Разукрасил все что мог.
Даже саамы сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (ОСЕНЬ)
-Ребята, а какие признаки осени вы знаете? (Выслушиваю ответы детей)
-А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру: «Какая осень».
- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
- листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают;
-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит, идет;
-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью убирают;
- птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают;
-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья;
- звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.
Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, красками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.
Пейзаж – реальный вид какой-либо местности.
Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:
(стихотворение прочтет нам Артем)
Унылая пора! Очей, очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье….
В багрец и золото одетые леса!
Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».
(Репродукция – это воспроизведение рисунка, печатного текста и т.д. средствами полиграфии или фото.)
(звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года».)
- О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
- Какие краски использует художник?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.
- Что вы видите слева на высоком берегу?
- Что изображено справа?
- Что на переднем плане картины?
- Прямо ли течет река или меняет свое направление?
- Что растет около берега реки? Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно ее описать? Одинока ли она? (Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом. Она не одинока: река и березка –хорошие друзья.)
- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становиться светло-голубой?
- Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?
- Различается ли цвет неба на первом плане и на заднем плане?(Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)
- Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
Вопросы к детям: - Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода.)
- Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.
Физ.минутка «Листочки»
Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки – в стороны,)
Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают),
И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево),
Будто опять закружиться хотят. – (поднимаются, кружатся).
Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.
- Рассмотрите картину еще раз, «войдите в нее», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
- Может быть вы уже видели подобные образы, когда гуляли с родителями в лесу, роще, на поляне. Расскажите нам о своих впечатлениях так, чтобы всем ребятам захотелось увидеть то, что видели вы.
(вкл. П.И. Чайковского «Времена года».)
(рассказы детей)
Составление рассказов детьми 2-3 человека,
анализ рассказов.
Итог.
Вопросы к детям:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
-Репродукцию какого художника нам помогла это сделать? (Левитана)
- Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осень | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 506 комбинированного вида»
Советского района
Конспект НОД в младшей группе №1 «Теремок» по развитию речи
по теме «Осень»
Воспитателя Гузеевой Светланы Анатольевны
Новосибирск 2020 г.
Цель: закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы.
Развивающие: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
О б о р у д о в а н и е:сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан., осенние листочки., произведение П.И. Чайковского «Времена года»
Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
- Какие месяцы осени вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц следующий?
– Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
– Какая осень в октябре? (Дождливая.)
– Какая осень в ноябре? (Поздняя.)
– Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?
– Куда улетают птицы? А почему, как вы думаете?
– Что делают люди на полях?
Воспитатель: (показываю детям листок) вопрос к детям:
- Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы
угадайте прослушав загадку.
Загадка:
Вот художник так художник
Разукрасил все что мог.
Даже саамы сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (ОСЕНЬ)
-Ребята, а какие признаки осени вы знаете? (Выслушиваю ответы детей)
-А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру: «Какая осень».
- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
- листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают;
-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит, идет;
-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью убирают;
- птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают;
-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья;
- звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.
Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, красками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.
Пейзаж – реальный вид какой-либо местности.
Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:
(стихотворение прочтет нам Артем)
Унылая пора! Очей, очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье….
В багрец и золото одетые леса!
Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».
(Репродукция – это воспроизведение рисунка, печатного текста и т.д. средствами полиграфии или фото.)
(звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года».)
- О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
- Какие краски использует художник?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.
- Что вы видите слева на высоком берегу?
- Что изображено справа?
- Что на переднем плане картины?
- Прямо ли течет река или меняет свое направление?
- Что растет около берега реки? Вы заметили у реки отдельно стоящую березу. Какими словами можно ее описать? Одинока ли она? (Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом. Она не одинока: река и березка –хорошие друзья.)
- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становиться светло-голубой?
- Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?
- Различается ли цвет неба на первом плане и на заднем плане?(Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)
- Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
Вопросы к детям: - Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода.)
- Действительно, Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.
Физ.минутка «Листочки»
Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки – в стороны,)
Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают),
И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево),
Будто опять закружиться хотят. – (поднимаются, кружатся).
Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.
- Рассмотрите картину еще раз, «войдите в нее», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
- Может быть вы уже видели подобные образы, когда гуляли с родителями в лесу, роще, на поляне. Расскажите нам о своих впечатлениях так, чтобы всем ребятам захотелось увидеть то, что видели вы.
(вкл. П.И. Чайковского «Времена года».)
(рассказы детей)
Составление рассказов детьми 2-3 человека,
анализ рассказов.
Итог.
Вопросы к детям:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
-Репродукцию какого художника нам помогла это сделать? (Левитана)
- Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в младшей группе по социально- нравственному развитию дошкольников. Тема: "Веселое путешествие".
В этом занятии прослеживается интеграция областей таких как, развитие речи, познавательное развитие....
Конспект НОД в младшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему «Друзья для ежика»
Аннотация: Занятие (НОД) по художественно-эстетическому развитиюв младшей группе «Друзья для ежика» направлено на развитие интереса к различным нетрадиционным техникам лепки, созда...
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Весна"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Весна"...
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Вода-воздух"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Вода-воздух"...
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Лето"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Лето"...
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Цветы"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Цветы"...
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Музыкальные инструменты"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Музыкальные инструменты"...