Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования
статья на тему
Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования
Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых, поэтому 2017 год в России – год Экологии.
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.
На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает экспериментально – исследовательская деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Экспериментально – исследовательская деятельность способствует формированию познавательных учебных действий.
Исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
В нашем образовательном комплексе одним из ведущих направлений является научно-познавательная и проектная деятельность. В рамках преемственности образовательных программ дошкольного и начального образования нами были внесены изменения в учебный план. В группах старшего дошкольного возраста ввелись по одному НОД – экспериментированию. Для этого были разработано перспективное планирование На этих развивающих занятиях дети более углубленно знакомятся с природой, экологией, ставят опыты и эксперименты, реализуют совместный проекты.
Во всех группах созданы уголки экспериментирования, есть переносная мини-лаборатория.
В нашей образовательной программе выделены следующие приоритетные задачи по познавательному (экологическому) воспитанию:
- развитие способностей детей и реализация физиологического потенциала ребенка через общение с природой;
- формирование экологического мировоззрения;
- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
- воспитание любви к природе родного края, России.
Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми (путешествия в лес, к озеру, КВН, “Что? Где? Когда?” “Квест-игры”, “Экологический калейдоскоп” и т. п. ). Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).
Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи. Была разработана серия авторских игр для познавательного развития.
По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаются коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. ). Используются разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию мы отдаем приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление взаимосвязи и взаимовлияния живой и не живой природы, на формирование обобщенных представлений.
Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводим музыкально-экологические спектакли (“Как люди речку обидели”, «Как волк стал санитаром леса», «Рукавичка» и др.).
Проанализировав результаты нашей работы за 2 года мы пришли к следующим выводам: в результате экспериментально – исследовательской деятельность дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать гипотезы, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение экспериментально – исследовательской деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность. А приумножать свои знания ребенок продолжает и на следующей ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система экологического развития детей дошкольного возраста
Система экологического развития детей дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Экологичесое воспитание....
Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования
Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...
Презентация на тему :Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС"
Экологическое воспитаниедошкольников по ФГОС- это непрерывный процесс развития детей,направленный на формирование у них экологической культуры.В процессе экологического образования у детей развивается...