Статья: "Обучение без принуждения"
статья по развитию речи
Статья о раннем обучении чтению детей младшего возраста с использованием кубиков Н. Зайцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kubiki_zaytseva_1.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад – первая ступень общей системы образования. Сегодня - это открытое, мобильное, быстро реагирующее на изменения и выстраивающее деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества и государства образовательное учреждение.
Многие современные родители желают, чтобы детский сад дал их ребенку гораздо больше знаний, чем предусматривает Стандарт. Поэтому мы, педагоги, находимся в постоянном поиске новых форм работы с детьми, предоставляя родителям возможность дать ребенку дополнительное образование уже во второй младшей группе.
Система дополнительного образования в детском саду№134 «Веснушки» г. Тольятти имеет многолетний опыт и способна обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. На сегодняшний момент, большой спрос у родителей и огромный интерес у детей вызывают занятия по раннему обучению чтению с использованием методики Н. Зайцева «Кубики Зайцева».
Работа осуществляется по дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Обучаем чтению» (3-4 лет) разработанными практическими работниками детского сада №134 АНО ДО «Планета детства «Лада».
Новизна данной программы состоит в разработке методического обеспечения образовательной деятельности по формированию у детей 3-4 лет навыка складового чтения и письма на основе методики Н. Зайцева.
Учеными доказано, что наиболее интенсивно мозг ребенка работает именно в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период он готов воспринимать и запоминать новые знания. Причем, для самого ребенка процесс усвоения материала проходит абсолютно ненавязчиво, совершенно естественно – так же, как игра или повседневные естественные потребности. Его не нужно заставлять учиться, как это часто происходит со старшими дошкольниками. Малыши учатся с удовольствием. По мнению психологов, умение читать может и должно прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Раннее обучение чтению помогает малышам стать «болтунишками», потому что опора на графические элементы «запускает» речевой механизм. Несомненные плюсы раннего обучения чтению в том, что у ребёнка обогащается словарный запас, он овладевает навыками словоизменения, у него совершенствуется звукопроизношение. Опыт нашей работы показывает: дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки, успешнее развиваются.
Актуальность программы и в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье.
Кроме этого данная Программа помогает решать задачи успешной адаптации малышей к условиям детского сада.
Основная цель программы состоит в обеспечении готовности к освоению родного языка, развитию речевых и социально – коммуникативных способностей малышей.
Задачи программ:
- Образовательные – заключаются в формировании чтения и письма, развития активного словаря, а так же успешной социализации младших дошкольников.
- Развивающие – направлены на развитие фонематического слуха, сенсорного восприятия, социально-коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей.
- Воспитательные – нацелены на развитие интереса к чтению и родному языку в целом.
При разработке программ использовались общедидактические принципы.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении учебного материала, игровых заданий.
- Принцип повторяемости материала позволяет при многократном повторении закреплять зрительный образ букв. Эффективность образовательной деятельности будет выше, если повторение вариативно, то есть при повторном использовании игр и упражнений способы их выполнения изменяются.
- Принцип сотрудничества педагога с ребенком (дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а педагог направляет их в нужное русло).
- Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, определение посильных для него заданий.
- Принцип наглядности предполагает использование безукоризненного практического показа педагогом, использование наглядных средств.
- Принцип заинтересованности характеризуется применением методов и приемов, направленных на поддержание интереса детей к занятиям, развитие их познавательной активности и повышающих интерес к освоению задач программы.
- Принцип деятельностного подхода предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный выбор той или иной возможности.
Поскольку методика занятий по кубикам Н. Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте автора – системе раннего развития детей, учитывались базовые принципы , выделенные им:
- Отсутствие принуждения. Дети учатся , играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом – все происходит только на добровольных началах.
- Чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу склады.
- Начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки – а ведь, это и есть письмо!
- Использование нескольких органов чувств. При обучении задействуется слух, зрение и осязание, кубиков очень много – большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, четкие, разноцветные – их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей.
Эти принципы – основа обучения. Маленькие дети не могут мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки – гласные и согласные, согласные - мягкие и твердые.
Специфика наших занятий предполагает организацию деятельности только в игровой форме. Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями в рамках интересной игровой ситуации. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, беседа, обследование, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение литературных произведений (считалочки, загадки, короткие стихи др.)
Игровые приёмы и ситуации, выступают в качестве средства побуждения и стимулирования детей к деятельности.
Игровая технология охватывает значительную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
С первого занятия детей встречает игровой персонаж – варежковая игрушка Маша, от ее имени педагог вступает в диалог с детьми.
Эмоциональная речь педагога, внимательное, приветливое отношение к детям – непременное условие. Эмоциональный характер обучающих занятий с маленькими детьми диктуется особенностью их возрастного развития – непроизвольностью внимания.
Кубики выступают не учебным материалом, а игрушкой. Поскольку у малышей преобладает наглядно – действенное мышление, дети на занятии постоянно смотрят и действуют с кубиками.
Наши занятия отвечают жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира не только в игре, но и в движении. Поэтому занятия организуются в режиме свободных динамических поз. Это значит, что дети всегда имеют возможность передвигаться по помещению. При организации игр типа «Принеси кубик», кубики располагаются на достаточном расстоянии, чтобы у ребенка была возможность подержать кубик, рассмотреть его, послушать, ощутить его размер, пока он несет его воспитателю.
Дети сидят, а может быть и лежат на коврике (как им удобно), когда строят поющие башенки и поезда из кубиков.
Н. Зайцев как –то сказал : «Если бы у меня была возможность сделать кубики с запахами, я бы это сделал обязательно!» Почти на каждом занятии используются задания, игры, позволяющие детям обследовать кубики, что позволяет развивать сенсорные потребности.
Обучение чтению через письмо. Чтение, по мнению автора методики – это превращение знаков в звуки. И самый легкий путь к нему лежит через письмо. Именно так происходит обучение чтению – видим склад, произносим его.
Обязательное условие – включение пения. Дети совместно с педагогом пропевают склады на кубиках, таблицах. А так же поют попевки, отслеживая текст на красочных плакатах. Музыка всегда привлекает детей.
Для усвоения программного содержания необходим неоднократный повтор одних и тех же игр, заданий и упражнений. Опыт показывает, что при повторении растет активность детей. Все занятия разработаны с учетом этого условия и подчинены определенной структуре.
Каждое занятие начинается с приветствия. Далее следует пальчиковая или артикуляционная гимнастика, логоритмические упражнения.
Далее педагог создает игровую ситуацию, мотивирующую детей к действиям с кубиками, несколько игр. Обязателен ритуал прощания с куклой Машей.
Ожидаемые результаты.
Для определения результативности работы нами предусмотрено проведение итоговых занятий два раза в год (в январе и мае), где детям предлагается выполнить индивидуальные или подгрупповые задания. Результаты их выполнения фиксируются педагогом в разработанных нами картах наблюдения. По результатам таких занятий педагог выстраивает свою дальнейшую работу с группой и индивидуально с конкретными детьми.
Для родителей также организуются открытые занятия: сначала родителям предлагаются видеозаписи занятий, а позже - их приглашают принять непосредственное участие в образовательной деятельности, назвав подобные занятия «Вместе с мамой».
Для успешной работы необходимо выполнить несколько условий: кадровое обеспечение: данную образовательную деятельность в нашей организации может осуществлять педагог, прошедший специальное обучение на курсах повышения квалификации в объеме не менее 20 учебных часов.
Организация игровых занятий предполагает просторное помещение, где маленькие дети могли бы свободно передвигаться. Помещение должно быть оснащено:
1.Ковром;
2.Большим столом;
3.Навесными настенными конструкциями для закрепления таблиц;
4.Полкой в три доски для размещения кубиков;
5.Стандартным комплектом «Кубики Зайцева»;
6.Складовыми картинками (набор «240 картинок») и плакатами с попевками;
7.Магнитофоном с USB выходом;
8.Указкой длинной, примерно 1,5 м;
9.Варежковой куклой Машей (или другим персонажем).
Нами разработан учебно-тематический план, отражающий этапы освоения содержания программы, который включает планирование тем образовательной деятельности, количества занятий по каждой теме, а так же перспективно календарный план, рассчитанный на 92 занятия в год для каждого возраста.
Наш опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем успешнее протекает его обучение и дает больше положительных эмоций.
В наш информационный век, умение читать становится одним из важнейших умений. Чем раньше малыш приобретет его, тем увереннее будет себя чувствовать не только в обществе сверстников и взрослых, но и в информационном потоке.
И если учитывать, что обучение детей чтению не является задачей детского сада, можно с уверенностью сказать, дополнительное образование по программе подобной нашей будет всегда востребовано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".
Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов....
Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."
Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."...
Статья "Обучение правилам дорожного движения воспитанников в детском саду"
Главная цель - помочь сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте. Привить им необходимые навыки ориентироваться в пространственном окружен...
Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»
Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»Автор: Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель, ГБОУ ЦРР детский сад 758, г. МоскваОписание работы: Предлагаю вам пед...
Статья « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
Данная статья поможет педагогам в обучении рассказывания детей младшего дошкольного возраста....
Статья: Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждение с помощью игровых технологий.
Рассуждения являются наиболее сложным типом монологической речи и характеризуются использованием достаточно сложных языковых средств. Использование в работе игровых технологий позволяет обучать детей ...
Статья "Обучение правилам дорожного движения"
В данной статье рассмотрены способы обучения дошкольникам правил дорожного движения....