Статья: "Обучение без принуждения"
статья по развитию речи

Иова Марина Александровна

Статья о раннем обучении чтению детей младшего возраста с использованием кубиков Н. Зайцева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kubiki_zaytseva_1.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

     Детский сад – первая ступень общей системы образования. Сегодня - это открытое, мобильное, быстро реагирующее на изменения и выстраивающее деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества и государства образовательное учреждение.

Многие современные родители желают, чтобы детский сад дал их ребенку гораздо больше знаний, чем предусматривает Стандарт. Поэтому мы, педагоги,  находимся в постоянном поиске новых форм работы с детьми, предоставляя родителям возможность дать ребенку дополнительное образование уже во второй младшей группе.

  Система дополнительного образования в детском саду№134 «Веснушки» г. Тольятти имеет многолетний опыт и способна обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.  На сегодняшний момент, большой спрос у родителей и огромный интерес у детей вызывают занятия по раннему обучению чтению с использованием методики Н. Зайцева «Кубики Зайцева».

  Работа осуществляется по дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Обучаем чтению» (3-4 лет) разработанными практическими работниками детского сада №134 АНО ДО «Планета детства «Лада».

  Новизна данной программы состоит в разработке методического обеспечения образовательной деятельности по формированию у детей 3-4 лет навыка  складового чтения и письма на основе методики Н. Зайцева.

  Учеными доказано, что наиболее интенсивно мозг ребенка работает именно в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период он готов воспринимать и запоминать новые знания. Причем, для самого ребенка процесс усвоения материала проходит абсолютно ненавязчиво, совершенно естественно – так же, как игра или повседневные естественные потребности. Его не нужно заставлять учиться, как это часто происходит со старшими дошкольниками. Малыши учатся с удовольствием. По мнению психологов, умение читать может и должно прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.

  Раннее обучение чтению помогает малышам стать «болтунишками», потому что опора на графические элементы «запускает» речевой механизм. Несомненные плюсы раннего обучения чтению в том, что у ребёнка обогащается словарный запас, он овладевает навыками словоизменения, у него совершенствуется звукопроизношение. Опыт нашей работы показывает: дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки, успешнее развиваются.

  Актуальность программы и в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье.

  Кроме этого данная Программа помогает решать задачи успешной адаптации малышей к условиям детского сада.

   Основная цель программы состоит в обеспечении готовности к освоению родного языка, развитию речевых и социально – коммуникативных способностей малышей.

Задачи программ:

  1. Образовательные – заключаются в формировании чтения и письма, развития активного словаря, а так же успешной социализации младших дошкольников.
  2. Развивающие – направлены на развитие фонематического слуха, сенсорного восприятия, социально-коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей.
  3. Воспитательные –  нацелены на развитие интереса к чтению и родному языку в целом.

  При разработке программ использовались общедидактические принципы.

  1. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении учебного материала, игровых заданий.
  2. Принцип повторяемости материала позволяет при многократном повторении закреплять зрительный образ букв. Эффективность образовательной деятельности будет выше, если повторение вариативно, то есть при повторном использовании игр и упражнений способы их выполнения изменяются.
  3. Принцип сотрудничества педагога с ребенком (дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а педагог направляет их в нужное русло).
  4. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, определение посильных для него заданий.
  5. Принцип наглядности предполагает использование безукоризненного практического показа педагогом, использование наглядных средств.
  6. Принцип заинтересованности характеризуется применением методов и приемов, направленных на поддержание интереса детей к занятиям, развитие их познавательной активности и повышающих интерес к освоению задач программы.
  7. Принцип деятельностного подхода предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный выбор той или иной возможности.

  Поскольку методика занятий по кубикам Н. Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте автора – системе раннего развития детей, учитывались базовые принципы , выделенные им:

  1. Отсутствие принуждения. Дети учатся , играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом – все происходит только на добровольных началах.
  2. Чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу склады.
  3. Начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки – а ведь, это и есть письмо!
  4. Использование нескольких органов чувств. При обучении задействуется слух, зрение и осязание, кубиков очень много – большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, четкие, разноцветные – их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей.

  Эти принципы – основа обучения. Маленькие дети не могут мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки – гласные и согласные, согласные - мягкие и твердые.

  Специфика наших занятий предполагает организацию деятельности только в игровой форме. Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями в рамках интересной игровой ситуации. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, беседа, обследование, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение литературных произведений (считалочки, загадки, короткие стихи др.)

  Игровые приёмы и ситуации, выступают в качестве средства побуждения и стимулирования детей к деятельности.

  Игровая технология охватывает значительную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.

  С первого занятия детей встречает игровой персонаж – варежковая игрушка Маша, от ее имени педагог вступает в диалог с детьми.

  Эмоциональная речь педагога, внимательное, приветливое отношение к детям – непременное условие. Эмоциональный характер обучающих занятий с маленькими детьми диктуется особенностью их возрастного развития – непроизвольностью внимания.

  Кубики выступают не учебным материалом, а игрушкой. Поскольку у малышей преобладает наглядно – действенное мышление, дети на занятии постоянно смотрят и действуют с кубиками.

  Наши занятия отвечают жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира не только в игре, но и в движении. Поэтому занятия организуются в режиме свободных динамических поз. Это значит, что дети всегда имеют возможность передвигаться по помещению. При организации игр типа «Принеси кубик», кубики располагаются на достаточном расстоянии, чтобы у ребенка была возможность подержать кубик, рассмотреть его, послушать, ощутить его размер, пока он несет его воспитателю.

  Дети сидят, а может быть и лежат на коврике (как им удобно), когда строят  поющие башенки и поезда из кубиков.

  Н. Зайцев как –то сказал : «Если бы у меня была возможность сделать кубики с запахами, я бы это сделал обязательно!» Почти на каждом занятии используются задания, игры, позволяющие детям обследовать кубики, что позволяет развивать сенсорные потребности.

  Обучение чтению через письмо. Чтение,  по мнению автора методики – это превращение знаков в звуки. И самый легкий путь к нему лежит через письмо. Именно так происходит обучение чтению – видим склад, произносим его.

  Обязательное условие – включение пения. Дети совместно с педагогом пропевают склады на кубиках, таблицах. А так же поют попевки, отслеживая текст на красочных плакатах. Музыка всегда привлекает детей.

  Для усвоения программного содержания необходим неоднократный повтор одних и тех же игр, заданий и упражнений. Опыт показывает, что при повторении растет активность детей. Все занятия разработаны с учетом этого условия и подчинены определенной структуре.

  Каждое занятие начинается с приветствия. Далее следует пальчиковая или артикуляционная гимнастика, логоритмические упражнения.

  Далее педагог создает игровую ситуацию, мотивирующую детей к действиям с кубиками, несколько игр. Обязателен ритуал прощания с куклой Машей.

  Ожидаемые результаты.

Для определения результативности работы нами предусмотрено проведение итоговых занятий два раза в год (в январе и мае), где детям предлагается выполнить индивидуальные или подгрупповые задания. Результаты их выполнения фиксируются педагогом в разработанных нами картах наблюдения. По результатам таких занятий педагог выстраивает свою дальнейшую работу с группой и индивидуально с конкретными детьми.

  Для родителей также организуются открытые занятия: сначала родителям предлагаются видеозаписи занятий, а позже - их приглашают принять непосредственное участие в образовательной деятельности, назвав подобные занятия «Вместе с мамой».

   Для успешной работы необходимо выполнить несколько условий: кадровое обеспечение: данную образовательную деятельность в нашей организации может осуществлять педагог, прошедший специальное обучение на курсах повышения квалификации в объеме не менее 20 учебных часов.

Организация игровых занятий предполагает просторное помещение, где маленькие дети могли бы свободно передвигаться. Помещение должно быть оснащено:

1.Ковром;

2.Большим столом;

3.Навесными настенными конструкциями для закрепления таблиц;

4.Полкой в три доски для размещения кубиков;

5.Стандартным комплектом  «Кубики Зайцева»;

6.Складовыми картинками (набор «240 картинок») и плакатами с попевками;

7.Магнитофоном с USB выходом;

8.Указкой длинной, примерно 1,5 м;

9.Варежковой куклой Машей (или другим персонажем).

  Нами разработан учебно-тематический план, отражающий этапы освоения содержания программы, который включает планирование тем образовательной деятельности, количества занятий по каждой теме, а так же перспективно календарный план, рассчитанный на 92 занятия в год для каждого возраста.

  Наш опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем успешнее протекает его обучение и дает больше положительных эмоций.

  В наш информационный век, умение читать становится одним из важнейших умений. Чем раньше малыш приобретет его, тем увереннее будет себя чувствовать не только в обществе сверстников и взрослых, но и в информационном потоке.

  И если учитывать, что обучение детей чтению не является задачей детского сада, можно с уверенностью сказать, дополнительное образование по программе подобной нашей будет всегда востребовано.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".

Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов....

Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."

Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."...

Статья "Обучение правилам дорожного движения воспитанников в детском саду"

Главная цель - помочь сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте. Привить им необходимые навыки ориентироваться в пространственном окружен...

Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»

Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»Автор: Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель, ГБОУ ЦРР детский сад 758, г. МоскваОписание работы: Предлагаю вам пед...

Статья « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»

Данная статья поможет педагогам в обучении рассказывания детей младшего дошкольного возраста....

Статья: Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждение с помощью игровых технологий.

Рассуждения являются наиболее сложным типом монологической речи и характеризуются использованием достаточно сложных языковых средств. Использование в работе игровых технологий позволяет обучать детей ...

Статья "Обучение правилам дорожного движения"

В данной статье рассмотрены способы обучения дошкольникам правил дорожного движения....