Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."
статья по теме
Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта." | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
(«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ»)
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением интеллекта всецело направлено на оптимизацию его психофизического: целью повышения эффективности социальной адаптации. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечен социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных в поведении ребенка.
В связи с этим своевременное социальное воздействие приобретает: особое значение, так как создает реальные возможности не только для коррекции и компенсации, но и обеспечивает приобщение ребенка ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам, обеспечивает социальную полноценность [2, с. 39].
Одним из важнейших направлений социального развития детей с нарушением интеллекта является обучение их адекватным формам поведения в общественных местах.
Дошкольное учреждение МДОУ № 91 компенсирующего вида г. Саранска уже на протяжении нескольких лет в рамках кружковой работы проводит обучение своих воспитанников правилам безопасного поведения на улицах города.
Нами был организован кружок под названием «Школа безопасности движения». Целью работы этого кружка является формирование правильного поведения на улице, развитие умения действовать в непрерывно меняющих условиях, адекватным образом реагировать на неожиданную, новую ситуацию.
Многочисленные исследования в области дошкольной олигофренопедагогики убедительно показывают, что у детей с нарушением интеллекта дается разрыв в теоретических знаниях и их практическом применении. Вследствие органического поражения ЦНС они самостоятельно не овладевают умением управлять собственным поведением, а в экстремальных ситуациях зачастую ведут себя неадекватно. Например, при виде приближающегося транспорта дети перебегают дорогу перед едущим автомобилем вместо отойти назад или остаться на месте. Такая реакция может стать дорожно-транспортного происшествия. Следование элементарным правилам дорожного движения требует от ребенка ориентировки в пространстве, умения быстро и правильно реагировать на изменения в окружающей обстановке. Трудности пространственной ориентировки, свойственные этой категории детей, усложняют усвоение даже самых элементарных правил поведении на дороге, поэтому одной из задач «Школы безопасности движения» является формирование у детей ориентировки в пространстве, развитие быстр : реакции на возможные изменения ситуации [1, с. 27].
Работа «Школы безопасности движения» начинается уже в младших группах. Во время целевых прогулок, на занятиях, в играх воспитатель направляет внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называет цвета светофора, исшит с улицей, со словами «тротуар», «пешеход», «светофор», «машина», к уточняет названия частей автомобиля: кабина, колеса, двери, окна и т. д.
Полученные на прогулках представления закрепляются в процессе занятий, например, дети выполняют аппликацию светофора, наклеивание картинки на, рассматривают картину «Улица города» и т. д. Таким образом, у детей накапливается определенный опыт движения по улице, обогащается словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Постепенно программные задачи работы по безопасности движения на улице усложняются.
В старших группах проводятся инсценировки литературных произведений, заучивание стихов, разгадывание загадок, проводятся викторины, игры, священные безопасности движения на улицах города. Ряд занятий проводится в виде экскурсий.
В помещении группы дети моделируют возможные на дороге реальные ситуации, которые проходят в виде сюжетно-ролевых - игр. С помощью строительных наборов они возводят дома, улицы, здания (школу, поликлинику), ставят светофоры, обозначают перекрестки, расставляют соответствующие знаки. Одни из них выполняют роли автомобилей, шоферов, другие - пешеходов. Непосредственное участие в подобных воображаемых дорожно-транспортных ситуациях обеспечивает у детей сознательное освоение адекватных способов поведения.
Детям сообщаются следующие сведения: из каких частей состоит улица; с такое перекресток; зачем нужны тротуары; как пешеходы должны вести себя на тротуарах; когда и где можно переходить улицу; зачем нужен светофор; что обозначают цвета светофора; где можно кататься на велосипеде; где пассажиры должны ожидать транспорт; как надо вести себя при выходе из автобуса и т. д.
Также на основе обобщения имеющегося опыта работы, нами была определена последовательность в усвоении правил дорожного движения.
Так, в младших группах дети должны знать участок, где они могут безопасно играть. Их знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, светофором, знакомят с понятием «проезжая часть», «пешеход», «пешеходный переход». Воспитанники узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах, троллейбусах, грузы возят на грузовых машинах, автомобилем управляет водитель - он осторожно водит машину, чтобы не было аварии.
В старших группах дети закрепляют знания и умения, полученные в младшей группе, знакомятся с новыми знаками «пересечение дорог», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «автозаправка», «ремонт дороги», «регулировщик»; знать правила поведения на улицах города и в транспорте, а также перечень и последовательность изучения знаков дорожного движения.
К старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения преобразуются в последовательную и стройную систему представлений. Проигрывание на занятиях правил дорожного движения и прощения на улице готовит детей к практическому переносу знаний в повседневно жизнь.
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного играет тесная взаимосвязь в работе детского сада и семьи. В рамках работы нашего кружка проводилось анкетирование родителей, которое включает вопросы следующего характера:
- Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
- Как часто Ваш ребенок гуляет один?
Сокращаете ли вы дорогу, спеша с ребенком в детский сад, нарушая при этом правила дорожного движения?
- Какие из перечисленных ситуаций Вы считаете опасными (ребенок идет через дорогу с мячом, ...с собакой, ...высовывается из окна движущегося транспортного средства и т. д.);
- Как поступите, если на Ваших глазах транспортное средство должать движение на красный свет светофора? (Варианты ответов: молча иду дальше, сообщу сотрудникам ГИБДД; не обращу внимания, так как считаю, что это часто бывает на дороге).
Полученные по итогам анкетирования сведения свидетельствуют что 56 % родителей не объясняют детям правила дорожного движения это бессмысленным в дошкольном возрасте, но сами стремятся к их соблюдению. 32 % родителей имеют смутное представление о правилах улице, не соблюдают их и не объясняют детям. И только 12 % предпринимают попытки разъяснения правил дорожного движения собственным детям.
Работа с родителями в рамках кружка «Школа безопасности движения» предполагает их знакомство с программными требованиями, привлечения к изготовлению атрибутов, проведение родительских собраний с участием инспекторов ГИБДД, проведение совместных с родителями и детьми развлечений по следующим темам: «Грамотный пешеход», «Путешествие в страд знаков», «Правила движения должны знать все, без исключения».
Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения обеспечивает готовность к обучению в школе, способствует воспитанию самостоятельности и культуры поведения на улице. Еще до поступления в школу дети должны быть знакомы с конкретными правилами движения по улицам, твердо знать и соблюдать их. Правильная воспитательная работа с детьми с нарушением интеллекта создает прочный навык поведения на улице, помогает жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознана ведения на улице.
Литература
- Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман //Новое педагогическое мышление. - 1999. - № 2. — С. 25-30.
- Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.,
под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - С. 35-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Обучение правилам дорожного движения детей с нарушением интеллекта"
Проект«Обучение правилам дорожного движения детей с нарушением интеллекта»...
Игра как средство обучения правилам дорожного движения дошкольников
Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естестве...
О правилах дорожного движения дошкольникам
Краткая информация о том как знакомить дошкольников с правилами ПДД....
«Создание информационной среды МАДОУ по обучению правилам дорожного движения дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТ »
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:приоритет жизни и здоровья граждан, участвую...
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ/ КАК ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ- Консультация для родителей
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ/ КАК ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Консультация для родителей...
Консультация для родителей по обучению правилам дорожного движения дошкольников старшей группы
По статистике до 80% дорожно-транспортных происшествий с дошкольниками происходит в радиусе не более 1 км от дома. Родители на своем примере показывают своим детям, как надо соблюдать правила до...