Статья "Обучение правилам дорожного движения"
статья по обж (подготовительная группа) на тему

Нигматзянова Аниса Аюповна

В данной статье рассмотрены способы обучения дошкольникам правил дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Нигматзянова Аниса Аюповна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида»

г. Казань, Республика Татарстан

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОСТО

Аннотация: В данной статье рассмотрены способы обучения дошкольникам правил дорожного движения. Проанализированы основные методы и особенности проведения занятий по ПДД. Выявлены и обоснованы необходимость совместной работы родителей и воспитателей. Особое внимание уделено атрибутам уголка по ПДД, предложено создать информационные уголки для родителей. Обосновывается мысль о том, что на формирование поведения детей на улице имеет соответствующее поведение взрослых.

Ключевые слова: правила дорожного движения, ранний возраст, профилактика детского травматизма, ситуационный метод, дидактические игры, дорожная тематика .

Как и в любом начинании, обучение детей правилам дорожного движения необходимо с раннего возраста. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – это неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в любом ДУ.

Для обеспечения этой работы в группах детских садов создается соответствующая возрасту детей необходимая развивающая среда:

- наборы различного транспорта;

- дорожные знаки;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- дидактические игры, такие как «лото», «домино»;

-раскраски с дорожными знаками;

- книги с соответствующей тематикой;

-всевозможные дорожки, железная дорога;

- макеты двора, города... Все зависит от фантазии и мастерства воспитателя.

Проводятся практические занятия, именно на таких занятиях детям становится понятно, о чем говорит им воспитатель, и как надо поступить в той или иной ситуации.

Самым эффективным методом для объяснения правил дорожного движения считается - ситуационный метод. Например, с игрушками легко наглядно продемонстрировать нарушения, которые делают водители и пешеходы; упомянуть названия машин и их назначение.

Хорошее место для проведения занятий  - прогулки. Можно организовывать  целевые прогулки к дороге ( или же можно со своей игровой площадки наблюдать, так как детей к дороге водить небезопасно!), где можно понаблюдать за движением транспорта, пешеходов, работу светофора, объяснить ребяткам грубые нарушения, которые делают пешеходы и водители ( переходят в не положенном месте, машины ездят по тротуару, ставят машины на газон, не уступаю дорогу пешеходам, проезжают на желтый или же на красный свет светофора… )  на реальных примерах.

Там же с легкостью на реальных примерах  научить  различать транспортные средства по названию, назначению и величине ( большой, маленький), легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Важно объяснить, что настоящие машины намного опаснее игрушечных машин.

После прогулки обязательно закрепляются знания.  Этому помогут наводящие вопросы: «Где ходят пешеходы?», «Где движется транспорт?», «Где переходят проезжую часть?» и т.д. , нарисовать то, что увидели, показать с игрушечными машинками и разыграть ситуации, которые сегодня увидели…

На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Например, во время игр с машинками нужно подсказать детям о том, чтобы они вслух проговаривали каждое  свое действие ( автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и. т.д.)

Определение местонахождения предметов помогает развить ориентацию в пространстве  (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), можно назвать размеры предметов, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

Дидактические игры по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования. Можно купить специальные тетради с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, которая поможет развить и мелкую моторику и закрепить материал.

        Изучение правил дорожного движения должно вестись в двух направлениях. Оно включает в себя работу с детьми, работу с родителями.

Для родителей в группах оформляются стенды, где удобно размещать информацию в виде памяток и буклетов с рекомендациями по обучению правилам дорожного движения. Участие родителей  в творческих конкурсах, совместных работах, на разных мероприятиях по ПДД повышает эффективность работы. Во всех этих работах обязательно участие самого ребенка, ведь вся эта работа проводится для того, чтобы ребенок усвоил ПДД.  

Нельзя забывать и о том, что мало просто объяснить ребенку, а нужно на своем примере показать как нужно правильно вести себя на улице. Ведь, на формирование поведения детей имеет соответствующее поведение взрослых.

Список использованной литературы:

1. Лапшин И.Г. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 2001 г.

2. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 1983 г.

3. Степаненкова Ю.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1985 г.

4. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1998 г.

5. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

Конспект НОД по правилам дорожного движения: «Научим Буратино правилам дорожного движения»

Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе.В ходе занятия дети учатся в игровой форме переходить улицу по пешеходному переходу;  закрепляют знания о правила дорожного движения ,...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Конспект развлечения по правилам дорожного движения в средней группе. «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения...

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»

Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения...

Занятие по правилам дорожного движения «Путешествие Незнайки по правилам дорожного движения»

Закрепление и уточнение знаний детей по правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....