ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
консультация по развитию речи (старшая группа)
В статье представлены терапевтические методы в целях формирования речи старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут быть использованы воспитателем и специалистами службы сопровождения для развития речи дошкольников на развивающих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.a.sedenkova.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
О.А. Седенкова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 Радуга
(г. Ковров, Владимирская область)
Аннотация: В статье представлены терапевтические методы в целях формирования речи старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут быть использованы воспитателем и специалистами службы сопровождения для развития речи дошкольников на развивающих занятиях.
Ключевые слова: развитие речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, светотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, кинезотерапия, терапия гласс-арт, фототерапия
Resume: In this article, you can read about therapeutic approaches, which help to develop conversational skills of preschool children with attention deficit and hyperactivity disorder. You can find practical recommendations, which can be used by kindergartener and speech and language therapist at their lessons.
Key words: developing of communication skills, attention deficit and hyperactivity disorder, light therapy, fairytale therapy, colour therapy, kinesitherapy, glass art therapy, phototherapy
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из планируемых результатов воспитания в дошкольнойорганизации является освоение новых компетенций.
У детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивностью (далее СДВГ) существует проблема развития речи. Недоразвитие речи детей с СДВГ в дошкольной организации представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Поэтому в целях оказания специализированной помощи по формированию предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) педагогическим советом ДОУ был отдан приоритет в работе по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Использование одних традиционных методов с данной категорией детей недостаточно, необходим поиск новых путей развития речи, творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна. Одним из таких путей является комплекс различных терапевтических методов: хромотерапия, сказкотерапия, светотерапия, фототерапия, кинезотерапия, терапия гласс-арт. Комплексное использование данных технолоий является эффективным коррекционным средством при формировании коммуникативной компетентности старших дошкольников с СДВГ.
Светотерапия основана на использовании направленных световых лучей, имитирующих солнечный свет, реализуется, в специально созданной интерактивной среде темной сенсорной комнаты и наполнена множеством различных стимуляторов. К ним относятся аппаратура для создания спецэффектов, сухие бассейны с подсветкой, генераторы со звуками природы и ароматами и т. д. Попадая в такую среду, почти мгновенно устанавливается контакт между ребенком и специалистом, который проводит занятие, обеспечивается быстрое становление положительной мотивации (Жевнеров, 2007).
Кинезотерапия - восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств адаптивной физической культуры физических и психических способностей дошкольнико с СДВГ и содействие всестороннему и полноценному их развитию. В исследованиях психологов (Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и др.) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивности. Оздоровительный эффект кинезотерапии заключается в рациональном сбалансировании по направленности, мощности и объему физических упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка (Шапкова,2001).
Становление познавательной деятельности ребёнка, его развитие активизируется при включении в образовательную деятельность хромотерапии как элемента психокоррекционной работы. Российский психоневролог В. М. Бехтерев внёс значительный вклад в теорию хромотерапии, установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения. Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета — зелёный, жёлтый, голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды (Нищева,2003).
Направление гласс-арт основано на комплексном подходе по подготовке ребенка к социальной адаптации в обществе и направлено на развитие интеллекта. Гласс-арт является составной частью художественно-эстетического направления кружковой работы в ДОУ. Оно наряду с другими видами искусства готовит дошкольниковк пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов» (Мария ди Спирето, 2007).
Фототерапия основана на применении фотографии для психического развития ребенка, познавательной сферы, а также для развития и гармонизации личности детей с СДВГ. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, сочинение историй - объединяет всех детей совместной деятельностью. Активная фототерапия помогает установить контакт с детьми, обогатить и активизировать их словарный запас. Фотографирование ребенка способствует повышению его самооценки и удовлетворению его потребности во внимании (Гоголевич,2006) .
Занятия с элементами сказкотерапии - деятельность эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Благодаря инновационной форме работы через элементы сказкотерапии можно дать детям с СДВГ не только знания, умения, навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе, а также потребности в общении с окружающими людьми (Стишенок, 2010).
Занятия и кружковая работа с использованием вышеперечисленных технологий имеют дидактическое достоинство: повышается мотивация к учению, развивается умение преодолевать психологический барьер в общении с окружающими; отмечается положительное влияние на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста и всех ее компонентов: лексики, грамматики, фонетики.
Список литературы
1. Гоголевич Т.Е. Некоторые возможности использования фотографии на основе терапии творческим самовыражением// Фототерапия: использование фотографии в психологической практике /под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-центр, 2006.
2. Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебнометодическое пособие. – СПб.: Издательство «ХОКА», 2007. – 416 с.
3. Мария ди Спирето «Витражи. Цветочные композиции» - М.: Ниолапресс, 2007.
4. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб.: Детство-Пресс,2003.
5. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 141 с.
6. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001.
Седенкова Ольга Александровна,
Воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 Радуга
(г. Ковров, Владимирская область)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек нов...
«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»
Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Для определения коммуникативной компетентности старших дошкольников существует ряд методик, которые помогают определить какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и по...
Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».
Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоя...
Педагогическое исследование по теме: "Формирование социальной и коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе волонтерской деятельности"
Итоговая аттестационная работапо программе профессиональной переподготовки«Дошкольное образование:реализация государственной программы«Десятилетие детства»»...