Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Михуля Венера Наильевна

Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек  нового тысячелетия полнее ощущает себя частью мирового культурного процесса. Сегодня для человека всё более доступны страны и континенты, ему необходимо иметь исчерпывающие знания о мире, ориентироваться в культурных процессах, понимать языки.

Соответственно, на современном этапе развития общества возникает необходимость формирования социокультурной компетентности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_na_podgot_gruppu.docx43.8 КБ
Файл moy_plan_na_starshuyu_gruppu.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Формирование основ социокультурной компетентности

Подготовительная группа

Срок

проведения

Образовательная

деятельность

Тема

Цель

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Диагностика

Определить уровень развития социокультурной компетентности

Октябрь

1.Изобразительное искусство

  «День города»

1.освоение основных композиционных отношений изображаемых объектов

2. учить детей отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные

3.развивать стремление запечатлевать это в рисунках

Просмотр видео «День города в Нефтеюганске»

Центр родного города – пополнить фотографиями «День города»

  • Оформление информационного стенда для родителей
  • Консультация «Мой ребенок – участник международного проекта»
  • Экскурсия «Мой город  Нефтеюганск»

 2. Художественная литература и развитие речи

«Осень»

1.Знакомство с рассказом И.Скребицкого «Осень» (из  книги»Четыре художника»

2.развитие воображения: сочинение рассказов с опорой на заместители

Сочинение своих рассказов на тему «Осень в разных уголках России» по своим заместителям

Цент экологии и экспериментирования пополнить фото и иллюстрациями на тему «Осень, какая ты разная, но прекрасная»

 3. Английский язык

«Зачем необходимо знать английский язык?».

1. Формирование представлений о необходимости владения английским языком

2.Прививать интерес к изучаемому языку

Просмотр обучающего фильма «Английский в нашей жизни»

Воспитанники и их родителям готовят доклад на тему «Зачем необходимо знать английский язык?»

4. Английский язык

 «Я –Россиянин, ты - англичанин»

1.Формировать у детей представление о том, что планета, на которой мы живём многонациональная.

2.Воспитывать уважение, толерантность по отношению к людям разных национальностей, их культуре.

3.Расширять географический кругозор детей.

Сюжетно-ролевая игра «Я –Россиянин, ты - англичанин»

Просмотр видео «многообразие стран нашей планеты»

Ноябрь

 5. Экология

«Кто где живет»

1.Установление связи растений и животных с условиями жизни в природной зоне Земли

2.развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю,

 самооценке.

д/и «Кто где живёт? »

Самостоятельный просмотр   карты природных зон  Земли

  • Развлечение ко Дню толерантности

«Мы все разные – мы все равны»

  • Интерактивная площадка «Enjoy English»

  • Творческая мастерская  - изготовление бумажных куколок

6. Английский язык

«Англия»

1.знакомство детей с культурой страны изучаемого языка, традициями,

2.  сравнение  стран: условия жизни, быт, своеобразие культуры.

игра "Народы - как одна семья, хотя язык их разный…", «Иностранцы»

Самостоятельные игры «"Народы - как одна семья, хотя язык их разный…", «Иностранцы»

7.Изобразительное искусство

 «Природа Югры»

Формирование умения передавать в рисунке пейзаж с хвойными и лиственными деревьями, характерными для лесов Югры

Беседа «Леса Югры»

Смотр рисунков, выбор самых лучших

8. Физическая культура

«Русские народные игры»

1.развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России.

2.Воспитание у детей интереса  и любви  к русской национальной культуре - народным играм

Русская народная игра «Вдоль по улице молодчик идет», "Ручеек", «Заря»

Самостоятельные п/и  «Вдоль по улице молодчик идет», "Ручеек",  «Заря»

Декабрь

9.Английский язык

«К нам приехали гости»

1.Формирование представления  об английском языке как средстве межнационального общения

2. воспитание чувства толерантности к людям другой культуры

проблемная ситуация:  К нам прибыли гостьи: Элис из Великобритании, Энн из Америки, Кэррол из Индии. «Они из разных стран, но понимают друг друга, как они общаются?»

Творческое задание: завершить рассказ педагога.

  • Викторина для родителей и детей «Что? Где? Когда?», «Кто лучше знает свою страну?»
  • Консультация «Учите детей дружить»
  • Экскурсия «

10.  Экология

«Сравнение природных зон»

1.продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе

2.находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире

3.Воспитывать экологически грамотное отношение к природе

 Игра «Отгадай!»

Цент экологии и экспериментирования пополнить пейзажными картинками саванны, севера, пустыни.  Самостоятельный просмотр карты природных зон Земли

11. Изобразительное искусство

 «Портрет человека в национальной одежде»

1.познакомить детей с национальной одеждой разных народов

2. рассмотреть в рисунке национальной одежды колорит национального узора

3 Воспитывать интерес к культуре народов другой страны через знакомство с предметами быта, одежды;

Просмотр презентации «Национальная одежда разных народов»

Пополнить центр художественного творчества и ИЗО деятельности иллюстрациями и раскрасками.

12. Музыка

«Хоровод»

1.воспитывать интерес к народному творчеству

Прослушивание русских народных песен «Красный сарафан» хоровод «Выходи ли красны девицы»

прослушивание музыкальных произведений, песенное народное творчество

Январь

13.Физическая культура

«Сто затей для ста друзей»

1.Познакомить с подвижными играми разных народов.

2. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни

3.формировать личность ребёнка средствами подвижных народных игр

Игра народов Востока: «Скачки», украинская игра : «Хромая уточка», индийская народная игра  «Аист и Лягушка», китайская игра «Поймай дракона за хвост!», английская народная игра «Море-земля».

Самостоятельные подвижные игры разных народов

  • Консультация для родителей «Учим детей общению»
  • Совместное спортивное развлечение  на свежем воздухе «Сто затей для ста друзей»

  • Родительское собрание «Азы воспитанности»
  • Совместное участие в родительском клубе «Вместе весело шагать»
  • Привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечников

14.Английский язык

«Давай познакомимся!»

1.Формирование мотивации и интереса к изучению английского языка

2. Отработать фразы знакомства на английском языке

3. развитие диалогической речи на английском языке

Составление мини - диалога

Просмотр английского мультфильма “Hello”

Февраль

15. Ориентировка в пространстве

 «Родной город, родной край, родная страна»

1.Закрепить знания детей об истории родного города, края

2. Упражнять в умении ориентироваться по карте России

д/и «Найди на карте России»

Самостоятельный просмотр карты России

16. Английский язык

 «Я –Россиянин, ты - иностранец»

1продолжать формировать у детей представление о том, что планета, на которой мы живём, огромная многонациональная.

2.Воспитывать уважение, толерантность по отношению к людям разных национальностей, их культуре.

3.Расширять географический кругозор детей.

Сюжетно-ролевая игра «Иностранцы»

Просмотр видео «многообразие стран нашей планеты»

 17.  Изобразительное искусство

«Богатыри земли русской»

 2. Привлекать детей вести диалог на английском языке, используя знакомые выражения, речевые структуры.

Чтение фрагментов прозы и стихов, дающих литературное описание героев

Пополнить центр художественного творчества и ИЗО деятельности иллюстрациями и раскрасками.

18. Физическая культура (продолжение)

«Сто затей для ста друзей»

1.продолжать ознакомить с подвижными играми разных народов.

2. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни

3.формировать личность ребёнка средствами подвижных народных игр

Игра народов Востока: «Скачки», украинская игра : «Хромая уточка», индийская народная игра  «Аист и Лягушка», китайская игра «Поймай дракона за хвост!», английская народная игра «Море-земля».

Самостоятельные подвижные игры разных народов

М

А

Р

т

19. Музыка

«Нежность»

1.воспитывать чувство заботы, любви, нежности к близким.

2.формировать умение представлять своих  близких, умение рассказывать о них

Исполнение песни «Ты на свете лучше всех» (слова С. Пляцковского, музыка Е. Рагульской),

песня-игра  «Мамины помощники» (слова и музыка Е. Железновой)

Исполнение песни «Ты на свете лучше всех»,

песня-игра  «Мамины помощники»

  • Выставка поделок, изготовленных родителями совместно с детьми.
  • Фотовыставка «Любимая мама»

20.  Английский язык

«My family”

1.Формировать умение строить связное высказывание – рассказать о своей семье по аппликации.

2.Воспитывать положительное отношение к семье, формировать значимость теплых взаимоотношений в семье.

3. Воспитывать интерес к иноязычной речевой деятельности.

Изготовление личностно значимой аппликации «Моя семья»

Представление аппликаций «Моя семья» в группе.

21. Экология

«Письмо из Индии»

1.Развитие представлений о многообразии животного мира Земли

к/и «Кто где живет»

к/и «Кто где живет»

22.  Художественная литература и развитие речи

 «За что я люблю свою страну?»

1. Воспитывать любовь к родной Отчизне,

2. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну  Россию;

Просмотр презентации под стихи М. Матусовского  «С чего начинается Родина?»

З.Александрова «Родина»  

Учить стихотворение «наша Родина»  В.Кузнецов

Апрель

23.  Английский язык

“I’m from Russia”

1.Выучить новый речевой оборот “I’m from Russia»

2. Воспитывать любовь к родному краю

3. развитие монологической речи на английском языке

Чтение писем из разных стран на английском языке

Сюжетно - ролевая игра “I’m from Russia”

  • Совместное участие в родительском клубе «Мостики доверия»
  • Семейный досуг «Посиделки у самовара»

24.  Экология

«Человеческие расы»

1.Воспитывать уважение  к разным народам, их традициям, обычаям

Просмотр презентации «Расы и народы Земли»

Д/и "Карта земли", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас

25.  Физическая культура

Наша Родина – Россия.

1.Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении ОВД

2.Развивать чувство ритма при выполнении вводной ходьбы и ОРУ.

3.Закреплять знания детей о государственных символах страны.

4.Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Игра «Российский флаг».

1 эстафета: «Голосование».

2 эстафета: «Собери герб».

Самостоятельная игра «Российский флаг».

26.   Изобразительное искусство

«День Победы» в нашей стране!»

1.Воспитывать у детей чувство гордости за мужество и стойкость солдат в годы войны

2.Воспитывать желание быть смелыми и сильными

 Чтение стихотворений Т. Белозерова «Майский праздник День Победы». Чтение отрывка из книги А. Митяева.

Изготовление  газеты «День Победы – 9 мая»

Май

 Диагностика

Определить уровень развития социокультурной компетентности детей



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Формирование основ социокультурной компетентности

Старшая группа

Срок

проведения

Образовательная

деятельность

Тема

Цель

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Диагностика

Определить уровень развития социокультурной компетентности

Октябрь

1. Английский язык

 «Папа, мама, я  - нефтеюганская семья»

1. расширить представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях,

2. воспитывать добрые родственные отношения

Беседа на тему «за что я люблю своих родителей»

Рассматривание семейных альбомов

  • Составление семейного дерева “My family”
  • Консультация « Роль родителей в воспитании любви к родному городу»
  •  худ. аппликация « прогулка по улице»
  • Экскурсия «Наш микрорайон»

 2.Ориентировка в пространстве

«Твой дом, твой адрес, улицы города Нефтеюганска»

1. Расширить  представления о месте, где живет ребенок, дом, микрорайон.

2.Уточнить знания улиц города, расширить знания об  истории их названий

Д/и «Знаешь ли ты свой город?»

Раскраска «мой дом, моя улица, мой детский сад»

3.Конструирование

«Дома на нашей улице»

1. Учить составлять графические конструкции здания по схеме его конструкции

Составление готовой общей постройки

Самостоятельно выбирают тему постройки, обыгрывают их.

4.Физическая культура

«Путешествие на автобусе по родному городу»

1. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, ловкость, находчивость,

2.Воспитывать любовь к родному городу

п/и «Внимание! Следующая остановка…»

Самостоятельная игра в п/и «Внимание! Следующая остановка…»

Ноябрь

5.Художественная литература и развитие речи

 «Кто, где работает в нашем городе?»

1.Уточнить знания детей о  предприятиях города, где работают горожане

В. Маяковский «Кем быть», С.Маршак «Милиционер», С.Баруздин «Первый в космосе»

Составление рассказов «Мой папа…., моя мама….»

  • Консультация «Куда повести малыша в выходной день»
  • Викторина для родителей и детей «Что? Где? Когда?», «Кто лучше знает свой город?»
  • Оформление фотовыставки «Мой город – Нефтеюганск»

6. Логика

 «Классификация транспорта: наземный, воздушный, водный»

1. Учить сравнивать разные виды транспорта, находить различие и общее по общим признакам.

2.Учить классифицировать транспорт города

Д/и «Собери автомобиль»

Раскраски на тему «Транспорт»

7.Изобразительное искусство

 «Зима в городе»

1. Учить детей передавать в рисунке картину зимнего города»

2.Ввести в словарь детей словосочетание «городской пейзаж»

Беседа на тему «Прогулка по зимнему городу»

Продолжать рисовать «городские пейзажи родного города»

8. Экология

«Значение леса в жизни человека»

1. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий на основе представлении о взаимосвязях и закономерностях в окружающем мире

Прослушивание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Центр творчества пополнить тематическими иллюстрациями и раскрасками.

Декабрь

9.Английский язык

 «Мой папа – врач»

1.Расширить представления о профессии родителей, родных.

2. Выучить новые ЛЕ (a doctor, a teacher)

Беседа «Профессии наших родителей»

Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

  • Творческая гостиная «Памятные места нашего города»
  • Интерактивная площадка «Мы из  Нефтеюганска»
  • Экскурсия «Памятные места нашего города»

10. Экология

«Живая елочка – зеленая иголочка»

1. Формировать экологически правильное отношение к природе

Наряжают елочку

Центр творчества пополнить тематическими иллюстрациями и раскрасками.

11.Ориентировка в пространстве

 «Узнай, где я нахожусь?»

1. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

2.Развивать память, внимание

Беседа «Достопримечательности горда Нефтеюганска»

д/и « Найди на карте города»  

12.Конструирование

« Горка в детском саду, в городе»

1.Учить строить конструкцию (горку детского сада, городскую) со схемой предмета

Составление готовой общей постройки

Самостоятельно выбирают тему постройки, обыгрывают их.

Январь

13.Физическая культура

«Народные гуляния Северян»

1. Развивать ловкость, быстроту.

2. Воспитывать интерес к играм разных народов, народному творчеству

П/и «Построй чум», «Охотники»

Самостоятельно играют в подвижные игры народов ханты «Построй чум», «Охотники»

  • Оформление фотовыставки в центре «Мой город Нефтеюганск - «Мой родной округ»

  • Викторина для родителей и детей  «Если ты узнаешь север – не забудешь никогда»
  • Семейный просмотр ТВ передач о животных, о путешествиях в разные уголки нашей бескрайней Родины.

14.Художественная литература и развитие речи

«Наш город на карте России»

1.учить детей ориентироваться на карте России, находить обозначение города

Беседа в центре краеведения в группе

д/и «Найди города Югры на карте России»

Февраль

15. Логика

 «Символы нашего города»

1.закрепить знания детей о символике нашего города.

2.познакомить с символикой

 городов округа.

К/и «Найди пару»

д/и «Найди пару»

16. Экология

    «Знакомство с Севером и тундрой"

1.Учить детей находить характерные признаки субъектов природы округа, углубляя представления детей об окружающем мире

Чтение рассказов писателей Югры М.Шульгин, Ю.Веллы, А. Коньковой, С.Чучелиной

Д/игры: «Кто где живёт? », «Угадай по описанию»

17. Физическая культура

«Игры народов Севера»

1. Развивать ловкость, быстроту.

2. Воспитывать интерес к играм разных народов, народному творчеству

П/и «Построй чум», «Охотники», «На рыбалку», «Медведь»

Самостоятельные игры «Построй чум», «Охотники», «На рыбалку», «Медведь»

18. Художественная литература и развитие речи

 «Быт народов ханты»

1.познакомить детей с бытом народов ханты

Просмотр презентации «Быт народов ханты»

Экскурсия в музей «Обь»  

М

А

Р

т

19. Изобразительное искусство

«Мы рисуем весну в нашем родном крае»

1.Развивать способность передавать в рисунке впечатления увиденного

2. Воспитывать любовь к родному краю

Смотр лучших рисунков, обсуждение.

Центр творчества пополнить материалом для лепки и раскрасками.

  • Свободное общение:

«Что я знаю о севере», «Как одеваются люди на Севере», «В каких домах живут»

  • Совместное оформление центра сюжетно- ролевых игр: создание предметно - развивающей среды к сюжетно-ролевым играм «Путешествие на Север», «Рыболовецкое судно», «Зоопарк».

20.  Английский язык

“I’m from Nefteyugansk, Yugra”

1.Выучить новый речевой оборот “I’m from Nefteyugansk, Yugra»

2. Воспитывать любовь к родному краю

Беседа «Я из города Нефтеюганска» «Я – Югорчанин»

Сюжетно-ролевая игра «Иностранцы»

21. Экология

 «Знакомство с Севером и тундрой" (продолжение)

 1.Учить детей находить характерные признаки субъектов природы округа, углубляя представления детей об окружающем мире

2.закреплять умение правильно вести себя в природе

Чтение В.К.Рябищев «Природа Тюменского Севера»

Д\и «Животные Тюменского Севера»

22. Конструирование

 «Животные нашего родного края»

1.дать представление, как реальное изображение преобразовывать в стилизованное

2.воспитывать интерес, любовь к животным края  

Просмотр видео «Животные нашего родного края

Ручной труд:

«Животные Севера» оригами

Апрель

23. Музыка

«Всякому мила моя сторона»

1.способствовать развитию у детей музыкальной отзывчивости

2. Воспитывать интерес к музыке народов Севера

Прослушивание музыки народов Севера»

Просмотр музыкальных инструментов народов ханты в Центре музыкальном

  • Свободное общение:

«Что я знаю о севере», «Как одеваются люди на Севере», «В каких домах живут»

  • Спортивный праздник на свежем воздухе « Игры народов Севера»

24. Физическая культура

«Тайга зовет»

1.Развивать гибкость, выносливость, меткость.

2.Вызвать чувство гордости за родной край

П/и «Охота», «Оленеводы»

Самостоятельные подвижные игры «Охота», «Оленеводы»

25.  Художественная литература и развитие речи

«Творчество народов ханты»

1.Продолжать знакомить детей с художественным творчеством.

2. Расширять и обогащать знания детей о родном крае. 3.Формировать чувственность к сложившимся проблемным ситуациям

Чтение народной хантыйской сказки «мальчик Идэ»

Пересказ и обсуждение народной хантыйской сказки «мальчик Идэ»

26.  Конструирование

«Что я знаю о Севере?»

1. Раскрыть значение национальных традиций (образ жизни, быт, национальная одежда народов ханты)

 Просмотр презентаций, фотографии, иллюстрации (дома, здания, иглу, чум)

Центр строительно – конструктивных игр: крупный и мелкий деревянный конструктор, конструктор «Лего».

Май

 Диагностика

Определить уровень развития социокультурной компетентности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного  возраста. В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компет...

«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

«Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения тематических праздников на занятиях по английскому языку».

Одно из основных направлений воспитательной работы детского сада – нравственное развитие детей, направленное на формирование у  дошкольников модели нравственного поведения, освоение ими гум...