Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек нового тысячелетия полнее ощущает себя частью мирового культурного процесса. Сегодня для человека всё более доступны страны и континенты, ему необходимо иметь исчерпывающие знания о мире, ориентироваться в культурных процессах, понимать языки.
Соответственно, на современном этапе развития общества возникает необходимость формирования социокультурной компетентности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan_na_podgot_gruppu.docx | 43.8 КБ |
moy_plan_na_starshuyu_gruppu.docx | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Формирование основ социокультурной компетентности
Подготовительная группа
Срок проведения | Образовательная деятельность | Тема | Цель | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь | Диагностика | Определить уровень развития социокультурной компетентности | ||||
Октябрь | 1.Изобразительное искусство | «День города» | 1.освоение основных композиционных отношений изображаемых объектов 2. учить детей отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные 3.развивать стремление запечатлевать это в рисунках | Просмотр видео «День города в Нефтеюганске» | Центр родного города – пополнить фотографиями «День города» |
|
2. Художественная литература и развитие речи | «Осень» | 1.Знакомство с рассказом И.Скребицкого «Осень» (из книги»Четыре художника» 2.развитие воображения: сочинение рассказов с опорой на заместители | Сочинение своих рассказов на тему «Осень в разных уголках России» по своим заместителям | Цент экологии и экспериментирования пополнить фото и иллюстрациями на тему «Осень, какая ты разная, но прекрасная» | ||
3. Английский язык | «Зачем необходимо знать английский язык?». | 1. Формирование представлений о необходимости владения английским языком 2.Прививать интерес к изучаемому языку | Просмотр обучающего фильма «Английский в нашей жизни» | Воспитанники и их родителям готовят доклад на тему «Зачем необходимо знать английский язык?» | ||
4. Английский язык | «Я –Россиянин, ты - англичанин» | 1.Формировать у детей представление о том, что планета, на которой мы живём многонациональная. 2.Воспитывать уважение, толерантность по отношению к людям разных национальностей, их культуре. 3.Расширять географический кругозор детей. | Сюжетно-ролевая игра «Я –Россиянин, ты - англичанин» | Просмотр видео «многообразие стран нашей планеты» | ||
Ноябрь | 5. Экология | «Кто где живет» | 1.Установление связи растений и животных с условиями жизни в природной зоне Земли 2.развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке. | д/и «Кто где живёт? » | Самостоятельный просмотр карты природных зон Земли |
«Мы все разные – мы все равны»
|
6. Английский язык | «Англия» | 1.знакомство детей с культурой страны изучаемого языка, традициями, 2. сравнение стран: условия жизни, быт, своеобразие культуры. | игра "Народы - как одна семья, хотя язык их разный…", «Иностранцы» | Самостоятельные игры «"Народы - как одна семья, хотя язык их разный…", «Иностранцы» | ||
7.Изобразительное искусство | «Природа Югры» | Формирование умения передавать в рисунке пейзаж с хвойными и лиственными деревьями, характерными для лесов Югры | Беседа «Леса Югры» | Смотр рисунков, выбор самых лучших | ||
8. Физическая культура | «Русские народные игры» | 1.развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России. 2.Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре - народным играм | Русская народная игра «Вдоль по улице молодчик идет», "Ручеек", «Заря» | Самостоятельные п/и «Вдоль по улице молодчик идет», "Ручеек", «Заря» | ||
Декабрь | 9.Английский язык | «К нам приехали гости» | 1.Формирование представления об английском языке как средстве межнационального общения 2. воспитание чувства толерантности к людям другой культуры | проблемная ситуация: К нам прибыли гостьи: Элис из Великобритании, Энн из Америки, Кэррол из Индии. «Они из разных стран, но понимают друг друга, как они общаются?» | Творческое задание: завершить рассказ педагога. |
|
10. Экология | «Сравнение природных зон» | 1.продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе 2.находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире 3.Воспитывать экологически грамотное отношение к природе | Игра «Отгадай!» | Цент экологии и экспериментирования пополнить пейзажными картинками саванны, севера, пустыни. Самостоятельный просмотр карты природных зон Земли | ||
11. Изобразительное искусство | «Портрет человека в национальной одежде» | 1.познакомить детей с национальной одеждой разных народов 2. рассмотреть в рисунке национальной одежды колорит национального узора 3 Воспитывать интерес к культуре народов другой страны через знакомство с предметами быта, одежды; | Просмотр презентации «Национальная одежда разных народов» | Пополнить центр художественного творчества и ИЗО деятельности иллюстрациями и раскрасками. | ||
12. Музыка | «Хоровод» | 1.воспитывать интерес к народному творчеству | Прослушивание русских народных песен «Красный сарафан» хоровод «Выходи ли красны девицы» | прослушивание музыкальных произведений, песенное народное творчество | ||
Январь | 13.Физическая культура | «Сто затей для ста друзей» | 1.Познакомить с подвижными играми разных народов. 2. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни 3.формировать личность ребёнка средствами подвижных народных игр | Игра народов Востока: «Скачки», украинская игра : «Хромая уточка», индийская народная игра «Аист и Лягушка», китайская игра «Поймай дракона за хвост!», английская народная игра «Море-земля». | Самостоятельные подвижные игры разных народов |
|
14.Английский язык | «Давай познакомимся!» | 1.Формирование мотивации и интереса к изучению английского языка 2. Отработать фразы знакомства на английском языке 3. развитие диалогической речи на английском языке | Составление мини - диалога | Просмотр английского мультфильма “Hello” | ||
Февраль | 15. Ориентировка в пространстве | «Родной город, родной край, родная страна» | 1.Закрепить знания детей об истории родного города, края 2. Упражнять в умении ориентироваться по карте России | д/и «Найди на карте России» | Самостоятельный просмотр карты России | |
16. Английский язык | «Я –Россиянин, ты - иностранец» | 1продолжать формировать у детей представление о том, что планета, на которой мы живём, огромная многонациональная. 2.Воспитывать уважение, толерантность по отношению к людям разных национальностей, их культуре. 3.Расширять географический кругозор детей. | Сюжетно-ролевая игра «Иностранцы» | Просмотр видео «многообразие стран нашей планеты» | ||
17. Изобразительное искусство | «Богатыри земли русской» | 2. Привлекать детей вести диалог на английском языке, используя знакомые выражения, речевые структуры. | Чтение фрагментов прозы и стихов, дающих литературное описание героев | Пополнить центр художественного творчества и ИЗО деятельности иллюстрациями и раскрасками. | ||
18. Физическая культура (продолжение) | «Сто затей для ста друзей» | 1.продолжать ознакомить с подвижными играми разных народов. 2. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни 3.формировать личность ребёнка средствами подвижных народных игр | Игра народов Востока: «Скачки», украинская игра : «Хромая уточка», индийская народная игра «Аист и Лягушка», китайская игра «Поймай дракона за хвост!», английская народная игра «Море-земля». | Самостоятельные подвижные игры разных народов | ||
М А Р т | 19. Музыка | «Нежность» | 1.воспитывать чувство заботы, любви, нежности к близким. 2.формировать умение представлять своих близких, умение рассказывать о них | Исполнение песни «Ты на свете лучше всех» (слова С. Пляцковского, музыка Е. Рагульской), песня-игра «Мамины помощники» (слова и музыка Е. Железновой) | Исполнение песни «Ты на свете лучше всех», песня-игра «Мамины помощники» |
|
20. Английский язык | «My family” | 1.Формировать умение строить связное высказывание – рассказать о своей семье по аппликации. 2.Воспитывать положительное отношение к семье, формировать значимость теплых взаимоотношений в семье. 3. Воспитывать интерес к иноязычной речевой деятельности. | Изготовление личностно значимой аппликации «Моя семья» | Представление аппликаций «Моя семья» в группе. | ||
21. Экология | «Письмо из Индии» | 1.Развитие представлений о многообразии животного мира Земли | к/и «Кто где живет» | к/и «Кто где живет» | ||
22. Художественная литература и развитие речи | «За что я люблю свою страну?» | 1. Воспитывать любовь к родной Отчизне, 2. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну Россию; | Просмотр презентации под стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» З.Александрова «Родина» | Учить стихотворение «наша Родина» В.Кузнецов | ||
Апрель | 23. Английский язык | “I’m from Russia” | 1.Выучить новый речевой оборот “I’m from Russia» 2. Воспитывать любовь к родному краю 3. развитие монологической речи на английском языке | Чтение писем из разных стран на английском языке | Сюжетно - ролевая игра “I’m from Russia” |
|
24. Экология | «Человеческие расы» | 1.Воспитывать уважение к разным народам, их традициям, обычаям | Просмотр презентации «Расы и народы Земли» | Д/и "Карта земли", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас | ||
25. Физическая культура | Наша Родина – Россия. | 1.Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении ОВД 2.Развивать чувство ритма при выполнении вводной ходьбы и ОРУ. 3.Закреплять знания детей о государственных символах страны. 4.Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. | Игра «Российский флаг». 1 эстафета: «Голосование». 2 эстафета: «Собери герб». | Самостоятельная игра «Российский флаг». | ||
26. Изобразительное искусство | «День Победы» в нашей стране!» | 1.Воспитывать у детей чувство гордости за мужество и стойкость солдат в годы войны 2.Воспитывать желание быть смелыми и сильными | Чтение стихотворений Т. Белозерова «Майский праздник День Победы». Чтение отрывка из книги А. Митяева. | Изготовление газеты «День Победы – 9 мая» | ||
Май | Диагностика | Определить уровень развития социокультурной компетентности детей |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Формирование основ социокультурной компетентности
Старшая группа
Срок проведения | Образовательная деятельность | Тема | Цель | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь | Диагностика | Определить уровень развития социокультурной компетентности | ||||
Октябрь | 1. Английский язык | «Папа, мама, я - нефтеюганская семья» | 1. расширить представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, 2. воспитывать добрые родственные отношения | Беседа на тему «за что я люблю своих родителей» | Рассматривание семейных альбомов |
|
2.Ориентировка в пространстве | «Твой дом, твой адрес, улицы города Нефтеюганска» | 1. Расширить представления о месте, где живет ребенок, дом, микрорайон. 2.Уточнить знания улиц города, расширить знания об истории их названий | Д/и «Знаешь ли ты свой город?» | Раскраска «мой дом, моя улица, мой детский сад» | ||
3.Конструирование | «Дома на нашей улице» | 1. Учить составлять графические конструкции здания по схеме его конструкции | Составление готовой общей постройки | Самостоятельно выбирают тему постройки, обыгрывают их. | ||
4.Физическая культура | «Путешествие на автобусе по родному городу» | 1. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, ловкость, находчивость, 2.Воспитывать любовь к родному городу | п/и «Внимание! Следующая остановка…» | Самостоятельная игра в п/и «Внимание! Следующая остановка…» | ||
Ноябрь | 5.Художественная литература и развитие речи | «Кто, где работает в нашем городе?» | 1.Уточнить знания детей о предприятиях города, где работают горожане | В. Маяковский «Кем быть», С.Маршак «Милиционер», С.Баруздин «Первый в космосе» | Составление рассказов «Мой папа…., моя мама….» |
|
6. Логика | «Классификация транспорта: наземный, воздушный, водный» | 1. Учить сравнивать разные виды транспорта, находить различие и общее по общим признакам. 2.Учить классифицировать транспорт города | Д/и «Собери автомобиль» | Раскраски на тему «Транспорт» | ||
7.Изобразительное искусство | «Зима в городе» | 1. Учить детей передавать в рисунке картину зимнего города» 2.Ввести в словарь детей словосочетание «городской пейзаж» | Беседа на тему «Прогулка по зимнему городу» | Продолжать рисовать «городские пейзажи родного города» | ||
8. Экология | «Значение леса в жизни человека» | 1. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий на основе представлении о взаимосвязях и закономерностях в окружающем мире | Прослушивание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» | Центр творчества пополнить тематическими иллюстрациями и раскрасками. | ||
Декабрь | 9.Английский язык | «Мой папа – врач» | 1.Расширить представления о профессии родителей, родных. 2. Выучить новые ЛЕ (a doctor, a teacher) | Беседа «Профессии наших родителей» | Сюжетно-ролевая игра «В больнице» |
|
10. Экология | «Живая елочка – зеленая иголочка» | 1. Формировать экологически правильное отношение к природе | Наряжают елочку | Центр творчества пополнить тематическими иллюстрациями и раскрасками. | ||
11.Ориентировка в пространстве | «Узнай, где я нахожусь?» | 1. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города 2.Развивать память, внимание | Беседа «Достопримечательности горда Нефтеюганска» | д/и « Найди на карте города» | ||
12.Конструирование | « Горка в детском саду, в городе» | 1.Учить строить конструкцию (горку детского сада, городскую) со схемой предмета | Составление готовой общей постройки | Самостоятельно выбирают тему постройки, обыгрывают их. | ||
Январь | 13.Физическая культура | «Народные гуляния Северян» | 1. Развивать ловкость, быстроту. 2. Воспитывать интерес к играм разных народов, народному творчеству | П/и «Построй чум», «Охотники» | Самостоятельно играют в подвижные игры народов ханты «Построй чум», «Охотники» |
|
14.Художественная литература и развитие речи | «Наш город на карте России» | 1.учить детей ориентироваться на карте России, находить обозначение города | Беседа в центре краеведения в группе | д/и «Найди города Югры на карте России» | ||
Февраль | 15. Логика | «Символы нашего города» | 1.закрепить знания детей о символике нашего города. 2.познакомить с символикой городов округа. | К/и «Найди пару» | д/и «Найди пару» | |
16. Экология | «Знакомство с Севером и тундрой" | 1.Учить детей находить характерные признаки субъектов природы округа, углубляя представления детей об окружающем мире | Чтение рассказов писателей Югры М.Шульгин, Ю.Веллы, А. Коньковой, С.Чучелиной | Д/игры: «Кто где живёт? », «Угадай по описанию» | ||
17. Физическая культура | «Игры народов Севера» | 1. Развивать ловкость, быстроту. 2. Воспитывать интерес к играм разных народов, народному творчеству | П/и «Построй чум», «Охотники», «На рыбалку», «Медведь» | Самостоятельные игры «Построй чум», «Охотники», «На рыбалку», «Медведь» | ||
18. Художественная литература и развитие речи | «Быт народов ханты» | 1.познакомить детей с бытом народов ханты | Просмотр презентации «Быт народов ханты» | Экскурсия в музей «Обь» | ||
М А Р т | 19. Изобразительное искусство | «Мы рисуем весну в нашем родном крае» | 1.Развивать способность передавать в рисунке впечатления увиденного 2. Воспитывать любовь к родному краю | Смотр лучших рисунков, обсуждение. | Центр творчества пополнить материалом для лепки и раскрасками. |
«Что я знаю о севере», «Как одеваются люди на Севере», «В каких домах живут»
|
20. Английский язык | “I’m from Nefteyugansk, Yugra” | 1.Выучить новый речевой оборот “I’m from Nefteyugansk, Yugra» 2. Воспитывать любовь к родному краю | Беседа «Я из города Нефтеюганска» «Я – Югорчанин» | Сюжетно-ролевая игра «Иностранцы» | ||
21. Экология | «Знакомство с Севером и тундрой" (продолжение) | 1.Учить детей находить характерные признаки субъектов природы округа, углубляя представления детей об окружающем мире 2.закреплять умение правильно вести себя в природе | Чтение В.К.Рябищев «Природа Тюменского Севера» | Д\и «Животные Тюменского Севера» | ||
22. Конструирование | «Животные нашего родного края» | 1.дать представление, как реальное изображение преобразовывать в стилизованное 2.воспитывать интерес, любовь к животным края | Просмотр видео «Животные нашего родного края | Ручной труд: «Животные Севера» оригами | ||
Апрель | 23. Музыка | «Всякому мила моя сторона» | 1.способствовать развитию у детей музыкальной отзывчивости 2. Воспитывать интерес к музыке народов Севера | Прослушивание музыки народов Севера» | Просмотр музыкальных инструментов народов ханты в Центре музыкальном |
«Что я знаю о севере», «Как одеваются люди на Севере», «В каких домах живут»
|
24. Физическая культура | «Тайга зовет» | 1.Развивать гибкость, выносливость, меткость. 2.Вызвать чувство гордости за родной край | П/и «Охота», «Оленеводы» | Самостоятельные подвижные игры «Охота», «Оленеводы» | ||
25. Художественная литература и развитие речи | «Творчество народов ханты» | 1.Продолжать знакомить детей с художественным творчеством. 2. Расширять и обогащать знания детей о родном крае. 3.Формировать чувственность к сложившимся проблемным ситуациям | Чтение народной хантыйской сказки «мальчик Идэ» | Пересказ и обсуждение народной хантыйской сказки «мальчик Идэ» | ||
26. Конструирование | «Что я знаю о Севере?» | 1. Раскрыть значение национальных традиций (образ жизни, быт, национальная одежда народов ханты) | Просмотр презентаций, фотографии, иллюстрации (дома, здания, иглу, чум) | Центр строительно – конструктивных игр: крупный и мелкий деревянный конструктор, конструктор «Лего». | ||
Май | Диагностика | Определить уровень развития социокультурной компетентности детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...
Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста
АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компет...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Выступление на городской конференции...
«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...
«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»
Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
«Формирование социокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения тематических праздников на занятиях по английскому языку».
Одно из основных направлений воспитательной работы детского сада – нравственное развитие детей, направленное на формирование у дошкольников модели нравственного поведения, освоение ими гум...