«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста»
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.
(слайд 2)
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .
Коммуникативная компетенция – это способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.
(слайд 3)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- владение речью как средством общения и культуры.
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся кейс-технологии.
(слайд 4)
Поэтому для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста я решила использовать кейс-технологии. Поставила перед собой цель, которую вы можете видеть на слайде.
Цель: формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий.
При этом я решаю следующие задачи:
(слайд 4)
Задачи:
- Учить детей находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими,
- Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
- Воспитывать желание отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям.
- Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.
- Привлечение родителей к активной педагогической деятельности процессе использования полученных знаний детей в рамках реализации кейс-технологии.
(слайд 5) Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
(слайд 6) В своей работе использую следующие программы и методики
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Л. Дубинина «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», М. П. Нечаев, Г. А. Романова Интерактивные технологии в релизации ФГОС дошкольного образования, Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Шимутина Е. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе.
(слайд 7) Свою работу строю на основе современных дидактических принципов, которые опираются на кейс- технологию:
- принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей) В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
- принцип вариативности. Он предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора дошкольника.
- принцип прагматизма. При работе с кейсами восприятие ребенка направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Метод кейс- технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы.
(слайд 8)
К кейс-технологиям относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка.
Существуют различные виды кейс-технологий, которые отражены на слайде. (слайд 9) Виды кейс – технологии:
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Все эти виды кейс-технологии тесно связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации.
(слайд 10) В старшем возрасте, реализуя кейс-технологию, через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей формирую коммуникативную компетенцию, умение работать в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствую применению знаний в дальнейшей жизни.
Для детей разработала игры с использованием кейс-технологии:
- на эмоциональное сближение детей: «Если добрый ты», «Мы любим друг друга»;
(слайд 11) -на развитие коммуникативных навыков: «Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и др.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Любой кейс можно использовать в разных режимных моментах на протяжении всего дня, а также как в групповой, так и индивидуальной работе.
Сегодня я хочу рассказать Вам о ролевом проектировании, который я активно применяю в процессе формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников.
(слайд 12)
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель данной технологии - на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Предлагаю детям ситуацию «Настоящие друзья»
Ситуация: « Коле купили новый набор конструктора «ЛЕГО». Он очень обрадовался и в процессе кропотливой игры соорудил высокий замок. Дима проходил мимо, задел замок ногой, он упал и разрушился…»
Данная технология содержит этапы, которые указаны на слайде.
(слайд 13)
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования
Этапы | Деятельность детей |
Знакомство с ситуацией, ее особенностями | Воспринимают предложенную ситуацию |
Актуализация знаний | Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются |
Мозговой штурм | Осуществляют поисковую деятельность. |
Презентация | Представляют свои роли, осуществляют презентацию. |
Рефлексия | Анализируют, делают выводы. |
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрываем ситуаций
Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок – мальчик, который построил замок из конструктора, другой ребенок – мальчик, который разрушил этот замок.
(слайд 14) Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.
В конце с детьми приходим к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Другая кейс-технология, о которой я хочу сегодня рассказать это технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.
(слайд 15)
Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Цель этой технологии - формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Я хочу привести вам пример использования кейс-стади в работе с детьми
( слайд 16) Кейс «Знакомство»
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Познакомив детей с ситуацией, я использую этапы данной технологии, которые указаны на слайде.
Технологическая карта деятельности технологии кейс – стади.
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1.Постановка проблемы | Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. | Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
2. Мозговой штурм | Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогают проанализировать принятое решение. | Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
3. Презентация | Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. | Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
4. Рефлексия | Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. | Применяют знания в различных ситуациях. |
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Далее обсуждаем ситуацию и находим правильное решение данной проблемы.
(слайд 17) Задачи данного кейса: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
С детьми мы рассматривали ситуацию. Например:
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
• Используя какие слова Даша могла поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
(слайд 18) Задачи данного кейса: формировать культуру общения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Я считаю, что данные кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе со мной дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. А работа моя направлена на формирование коммуникативной компетентности, устранение тревожности, на повышение уровня самооценки детей.
(слайд 19)Подводя итоги работы, направленной на формирование коммуникативной компетенции посредством использования кейс-технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень коммуникативных навыков, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.
Используя кейс - технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста я убедилась в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим.
Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые кейс-технологии улучшают качество образования, обеспечивают гибкость образовательного процесса, повышают мотивацию воспитанников к получению знаний и ускорению процесса усвоения этих знаний, что является важным этапом для становления их жизненного опыта позитивного социального взаимодействия.
(слайд 20) Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...
Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтом...
Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи вкл...
Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста
Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...
Предпосылки формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Дошкольный возраст является сензитивным пер...
Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»
Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Современное образование сегодня ставит пред п...