«Развитие речи детей через технологию исследовательской деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Садирова Рахшанда Магеррам кызы

Выступление на городском методическом объединении

Тема: «Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста».

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Развитие речи детей через технологию исследовательской деятельности»

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo_2020g.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА»

Выступление на городском методическом объединении

Тема: «Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста».

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Развитие речи детей через технологию исследовательской деятельности»

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Садирова Рахшанда Магеррам кызы.

Новый Уренгой

2020 год

Введение

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

   Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Актуальность

   Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так к Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

ак из жизни ребенка уходит речь.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

   Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

   Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

   Развивая речь ребенка, не включая его в исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

   Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас -  педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В процессе исследовательской деятельности словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

  Технологии исследовательской деятельности

Цел исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи:

  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
  • способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования.

Формы работы:

  • Эвристические беседы;
  • Постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • Наблюдение;
  • Игра – экспериментирование;
  • Опыты;
  • Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи природы;
  • Подражание голосам и звукам;
  • Использование художественного слова;
  • Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • Трудовые поручения, действия.

  Содержание исследовательской деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

  1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность педагога с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями 

Мой опыт показал, что исследовательская деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

Мы совместно с родителями создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Результатом этой работы служат альбом с фотографиями детей и родителями во время процесса, картотека исследовательских экспериментов созданная совместно с родителями, интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, слайм, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

     В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь.  

          В ходе проведения исследовательской деятельности задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни (грамматический строй речи).

       В каждом виде исследовательской деятельности предусматривалось решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок.  Что, в свою очередь, способствует совершенствованию звуковой культуры речи.

       Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования.  Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так.  Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.

В моей работе исследовательская деятельность непосредственно связана с такой областью, как коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах исследовательской деятельности – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Проведение опытно-экспериментальной деятельности сопровождается сопряжённой речью, каждый ребёнок проговаривает свои действия.

В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

   Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

                    Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном ...

план самообразования по теме "Развитие речи детей экспериментирование и исследовательскую деятельность дошкольников

Цель: Заключается  в создание развивающего цикла занятий для детей дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на  развитие речи через исследовательскую...

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность».

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умо...

Выступление на педагогическом совете №3 Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания...

Мастер- класс для педагогов "Развитие речи дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер &ndash...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования «Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность» интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Умная галка»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования«Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность»интегрированное занятиев старшей...