Мастер- класс для педагогов "Развитие речи дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"
методическая разработка
Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер – класса: работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Сегодня мы с вами собрались поделиться опытом, наработками, инновациями в очень важном направлении нашей работы. Проблеме формирования речи у детей дошкольного возраста. Речь, это такой процесс, о развитии которого мы можем судить, только услышав ее. Речь не пощупаешь, не слепишь, а дети, как известно, познают мир и развиваются, если имеют возможность тесного контакта с окружающей средой. Огромную роль в развитии речи ребенка играет познавательно-исследовательская деятельность. Это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Играя с песком, он знакомится со свойствами песка. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.
Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии. Целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке. В ходе игр, наблюдений, опытов у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог):
Мы же сегодня остановимся на развитии речи.
Сегодня я хочу вас познакомить с проведением некоторых опытов и экспериментов, которые можно использовать в работе с детьми. Конечно, многие из этих опытов вам хорошо знакомы. Но я надеюсь, что кому- то мой материал окажется полезным. И так приступим.
Сегодня мы с вами будем уточнять, и закреплять представления о бумаге и ее свойствах.
Воспитатель: посмотрите, какую красивую коробочку я сегодня принесла! Как вы думаете, что в ней?
На самом деле, в ней много интересных вещей. (выставляю)
Расскажите, пожалуйста – из чего сделаны эти предметы. Для чего они нужны? (поочередно достаю из коробки предметы, сделанные из бумаги: стакан, колпак, тетрадь, тарелку, книгу, пазлы)
Воспитатель:
-Что объединяет все эти предметы? (они сделаны из бумаги и несут пользу человеку). Скажите, а может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают посуду, мебель, не шьют одежду, обувь? (ответы участников)
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая. Вы готовы ее слушать? Тогда подойдите к столу, и слушайте сказочную историю…
Жили – были Картончик, (лист картона, Листочек -лист бумаги) и Салфеточка - бумажная салфетка).
И однажды вышел у них спор: «Кто из них нужнее и важнее?».
А вы как считаете, кто важнее? Возьмите себе ту бумагу, которая кажется важнее и нужнее.
Долго они спорили, даже поссорились, и разошлись по углам (участники рассаживаются за столы, образуя 3 команды).
Но врозь скучно, и тогда они решили отправиться в путешествие.
Совсем немного прошли, как на пути встретилась Мышка (игрушка). Решили у нее спросить. (участники задают вопрос Мышке)
Мышка была хитрая, и ответила: «Тот, кто поможет мне переправиться через реку!»
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь Мышке переплыть через реку? (участники делают предположения, приходят к выводу: нужно сделать кораблик)
Опыт №1: складывание кораблика из трех видов бумаги. (участники рассказывают, какой кораблик лучше .)
Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и не держит форму.
Села Мышка в кораблик и переплыла через реку.
Отправились друзья дальше в путь, и повстречался им Зайка. Хочет он попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь Зайке? (Участники предлагают сделать кулек).
Опыт№2: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки и налить в них воду.
Вывод: Кулек из картона - самый удобный, толстый, не промокает, долго держит воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.
Утолил жажду Зайка, сказал спасибо и убежал в лес.
Отправились друзья дальше в путь. Шли, шли, и вдруг слышат…что это? Что вы слышите?
Видят, сидит на полянке девочка и громко плачет.
Оказалось, что брызги воды попали на ее крылышки, и она не может улететь домой…
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь девочке? (протереть крылышки).
Опыт №3: Предложить ребятам вытереть капли воды бумагой, картоном и салфеткой.
Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется, плохо впитывает жидкость. Бумага – менее грубая, но тоже плохо собирает жидкость с поверхности.
Помогла Салфеточка девочке обсушить ее крылышки. Поблагодарила ее девочка, и полетела домой!
Ходили, ходили бумажные друзья по лесам да полянкам, но так и не выяснили: «Кто из них самый нужный и важный».
Ведущая: И так, кто же. в конце концов оказался важнее и нужнее?
Конечно, они все нужны, важны и без них нам не обойтись. Правы были все, но каждый по-своему.
Вот таким образом мы можем в легкой, игровой форме познакомить или закрепить знания детей о некоторых свойствах бумаги.
Дети очень любознательны и всегда задают много вопросов. Почему? Отчего? А как? Что будет если? Представляю вам еще одну сказочку.
Жил был пес Барбоска. У него был друг – кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.
Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбоска остался дома. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. По небу плыли красивые облака.
- Интересно, а воздух есть везде или нет и как это понять- вдруг задумался Барбоска.
Опыт№1 « Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет)
- Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите со стола пакеты, раскройте их, а теперь осторожно закрывая края начинайте скручивать его. Что произошло с пакетами? (они надулись) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который попадает.
Опыт№2 « Видим ли воздух?»
Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение) Так выходит воздух. Мы его не видим. Но чувствуем. Какой сейчас можно сделать
вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
В это время мимо окна на котором сидел Барбоска пробегал его приятель Бобик.
- Эй, Бобик, привет. Ты куда бежишь?
- Привет. На речку. сегодня очень жарко и я хочу искупаться. Пошли вместе.
- Пошли - сказал Барбоска и друзья отправились на речку. Они купались, загорали и вдруг заметили, что на поверхности воды то появляются, то исчезают маленькие рыбки.
- Интересно, а как они всплывают?- спросил Бобик
Опыт №3 «Танцующие рыбки»
Материал: минеральная вода, пластилин
Налейте в емкость воду, от пластилина отломите небольшой кусочек и скатайте его в горошину. Опустите горошину в воду. Что произошло? Горошина сначала опустилась на дно, потому что тяжелее воды. Но на нее тут- же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что наша горошина всплывет. На поверхности пузырьки лопнут, и она вновь опустится на дно. Так будет продолжаться пока газ не «выдохнется».
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Понаблюдав за рыбками, друзья стали пускать по воде камешки.
- А почему даже самый малюсенький камень очень быстро тонет - спросил неожиданно Барбоска.
- Не знаю, надо подумать- ответил Бобик.
Опыт №4 «Что тяжелее?»
Материал: камень, песок, вода
В емкость с водой одновременно опускаем камень и песок, и наблюдаем за оседанием природных объектов на дно.
Вывод: камни осели на дно раньше – они тяжелее, песок осел позже – он легче.
Пока друзья отдыхали на речке, наступил вечер. Надо было возвращаться домой. И тут Барбоска вспомнил, что сегодня к ним с дедушкой приезжает в гости внучка Настенька, а она очень любит цветы кувшинки.
- Надо нарвать цветов - предложил Бобик.
- Ты что, ведь они растут на другом берегу, и мы не доплывем, а свои спасательные жилеты мы оставили дома.
Как вы думаете, что из того что лежит у вас на столе сможет выручить собак?
Опыт №5 «Спасательный жилет»
Нам потребуется ёмкость с водой и 2 мандарина. Неочищенный мандарин кладём в ёмкость с водой. Он будет плавать. Попробуем его утопить - не получается. Очищаем второй мандарин и тоже кладём его в воду. Очищенный мандарин сразу пошел ко дну. Почему так произошло? Всё дело в том, что в кожуре цитрусовых много пузырьков воздуха. Они выталкивают фрукт из воды. А без кожуры у цитрусовых нет пузырьков, поэтому очищенный мандарин тонет.
Вывод: мандарины можно использовать, как спасательный жилет
Осмотревшись по сторонам, увидели лодочку, с помощью которой благополучно доплыли до цветов и вернулись на берег. Придя домой, Барбоска опустил кувшинки в таз с водой и счастливый заснул в ожидании дедушки и Настеньки.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.
Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.
Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 479.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер – класса: работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Сегодня мы с вами собрались поделиться опытом, наработками, инновациями в очень важном направлении нашей работы. Проблеме формирования речи у детей дошкольного возраста. Речь, это такой процесс, о развитии которого мы можем судить, только услышав ее. Речь не пощупаешь, не слепишь, а дети, как известно, познают мир и развиваются, если имеют возможность тесного контакта с окружающей средой. Огромную роль в развитии речи ребенка играет познавательно-исследовательская деятельность. Это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Играя с песком, он знакомится со свойствами песка. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.
Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии. Целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке. В ходе игр, наблюдений, опытов у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог):
Мы же сегодня остановимся на развитии речи.
Сегодня я хочу вас познакомить с проведением некоторых опытов и экспериментов, которые можно использовать в работе с детьми. Конечно, многие из этих опытов вам хорошо знакомы. Но я надеюсь, что кому- то мой материал окажется полезным. И так приступим.
Сегодня мы с вами будем уточнять, и закреплять представления о бумаге и ее свойствах.
Воспитатель: посмотрите, какую красивую коробочку я сегодня принесла! Как вы думаете, что в ней?
На самом деле, в ней много интересных вещей. (выставляю)
Расскажите, пожалуйста – из чего сделаны эти предметы. Для чего они нужны? (поочередно достаю из коробки предметы, сделанные из бумаги: стакан, колпак, тетрадь, тарелку, книгу, пазлы)
Воспитатель:
-Что объединяет все эти предметы? (они сделаны из бумаги и несут пользу человеку). Скажите, а может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают посуду, мебель, не шьют одежду, обувь? (ответы участников)
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая. Вы готовы ее слушать? Тогда подойдите к столу, и слушайте сказочную историю…
Жили – были Картончик, (лист картона, Листочек -лист бумаги) и Салфеточка - бумажная салфетка).
И однажды вышел у них спор: «Кто из них нужнее и важнее?».
А вы как считаете, кто важнее? Возьмите себе ту бумагу, которая кажется важнее и нужнее.
Долго они спорили, даже поссорились, и разошлись по углам (участники рассаживаются за столы, образуя 3 команды).
Но врозь скучно, и тогда они решили отправиться в путешествие.
Совсем немного прошли, как на пути встретилась Мышка (игрушка). Решили у нее спросить. (участники задают вопрос Мышке)
Мышка была хитрая, и ответила: «Тот, кто поможет мне переправиться через реку!»
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь Мышке переплыть через реку? (участники делают предположения, приходят к выводу: нужно сделать кораблик)
Опыт №1: складывание кораблика из трех видов бумаги. (участники рассказывают, какой кораблик лучше .)
Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и не держит форму.
Села Мышка в кораблик и переплыла через реку.
Отправились друзья дальше в путь, и повстречался им Зайка. Хочет он попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь Зайке? (Участники предлагают сделать кулек).
Опыт№2: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки и налить в них воду.
Вывод: Кулек из картона - самый удобный, толстый, не промокает, долго держит воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.
Утолил жажду Зайка, сказал спасибо и убежал в лес.
Отправились друзья дальше в путь. Шли, шли, и вдруг слышат…что это? Что вы слышите?
Видят, сидит на полянке девочка и громко плачет.
Оказалось, что брызги воды попали на ее крылышки, и она не может улететь домой…
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь девочке? (протереть крылышки).
Опыт №3: Предложить ребятам вытереть капли воды бумагой, картоном и салфеткой.
Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется, плохо впитывает жидкость. Бумага – менее грубая, но тоже плохо собирает жидкость с поверхности.
Помогла Салфеточка девочке обсушить ее крылышки. Поблагодарила ее девочка, и полетела домой!
Ходили, ходили бумажные друзья по лесам да полянкам, но так и не выяснили: «Кто из них самый нужный и важный».
Ведущая: И так, кто же. в конце концов оказался важнее и нужнее?
Конечно, они все нужны, важны и без них нам не обойтись. Правы были все, но каждый по-своему.
Вот таким образом мы можем в легкой, игровой форме познакомить или закрепить знания детей о некоторых свойствах бумаги.
Дети очень любознательны и всегда задают много вопросов. Почему? Отчего? А как? Что будет если? Представляю вам еще одну сказочку.
Жил был пес Барбоска. У него был друг – кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.
Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбоска остался дома. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. По небу плыли красивые облака.
- Интересно, а воздух есть везде или нет и как это понять- вдруг задумался Барбоска.
Опыт№1 « Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет)
- Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите со стола пакеты, раскройте их, а теперь осторожно закрывая края начинайте скручивать его. Что произошло с пакетами? (они надулись) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который попадает.
Опыт№2 « Видим ли воздух?»
Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение) Так выходит воздух. Мы его не видим. Но чувствуем. Какой сейчас можно сделать
вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
В это время мимо окна на котором сидел Барбоска пробегал его приятель Бобик.
- Эй, Бобик, привет. Ты куда бежишь?
- Привет. На речку. сегодня очень жарко и я хочу искупаться. Пошли вместе.
- Пошли - сказал Барбоска и друзья отправились на речку. Они купались, загорали и вдруг заметили, что на поверхности воды то появляются, то исчезают маленькие рыбки.
- Интересно, а как они всплывают?- спросил Бобик
Опыт №3 «Танцующие рыбки»
Материал: минеральная вода, пластилин
Налейте в емкость воду, от пластилина отломите небольшой кусочек и скатайте его в горошину. Опустите горошину в воду. Что произошло? Горошина сначала опустилась на дно, потому что тяжелее воды. Но на нее тут- же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что наша горошина всплывет. На поверхности пузырьки лопнут, и она вновь опустится на дно. Так будет продолжаться пока газ не «выдохнется».
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Понаблюдав за рыбками, друзья стали пускать по воде камешки.
- А почему даже самый малюсенький камень очень быстро тонет - спросил неожиданно Барбоска.
- Не знаю, надо подумать- ответил Бобик.
Опыт №4 «Что тяжелее?»
Материал: камень, песок, вода
В емкость с водой одновременно опускаем камень и песок, и наблюдаем за оседанием природных объектов на дно.
Вывод: камни осели на дно раньше – они тяжелее, песок осел позже – он легче.
Пока друзья отдыхали на речке, наступил вечер. Надо было возвращаться домой. И тут Барбоска вспомнил, что сегодня к ним с дедушкой приезжает в гости внучка Настенька, а она очень любит цветы кувшинки.
- Надо нарвать цветов - предложил Бобик.
- Ты что, ведь они растут на другом берегу, и мы не доплывем, а свои спасательные жилеты мы оставили дома.
Как вы думаете, что из того что лежит у вас на столе сможет выручить собак?
Опыт №5 «Спасательный жилет»
Нам потребуется ёмкость с водой и 2 мандарина. Неочищенный мандарин кладём в ёмкость с водой. Он будет плавать. Попробуем его утопить - не получается. Очищаем второй мандарин и тоже кладём его в воду. Очищенный мандарин сразу пошел ко дну. Почему так произошло? Всё дело в том, что в кожуре цитрусовых много пузырьков воздуха. Они выталкивают фрукт из воды. А без кожуры у цитрусовых нет пузырьков, поэтому очищенный мандарин тонет.
Вывод: мандарины можно использовать, как спасательный жилет
Осмотревшись по сторонам, увидели лодочку, с помощью которой благополучно доплыли до цветов и вернулись на берег. Придя домой, Барбоска опустил кувшинки в таз с водой и счастливый заснул в ожидании дедушки и Настеньки.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.
Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.
Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....
«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...
Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"
В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...
МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей. прививать интерес к самостоятельной исследовательской ...
Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
Цель мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...
МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Познакомить воспитателей с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность доу....
МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
МАСТЕР-КЛАСС «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»...
- Мне нравится (1)