«Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grachi.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.
Задачи:
-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
- расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);
-закрепить и обобщить знание детей об антонимах;
- напомнить детям о приходе весны;
- научить замечать признаки весны;
- познакомить с перелётными птицами: грачом;
- воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Материал: репродукция картины А. Н. Саврасова «Грачи прилетели», звуковая запись «Голоса грачей».
Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «День -ночь», «Зимующие и перелётные».
Словарная работа: сосулька, капель, грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.
Ход занятия:
В: Дети, вот здесь лежат кружочки разного цвета. Возьмите тот кружок, цвет которого соответствует вашему настроению. (Спросить у детей, какого цвета они взяли кружочки и почему). Запомните свои кружочки, а в конце нашей беседы мы еще раз проведем эту игру.
В: Скажите мне, какое сейчас на улице время года? Кто думает по-другому?
Д: Сейчас на улице весна.
Воспитатель читает стихотворение:
Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).
В: Почему вы так думаете, что на дворе у нас весна?
Д: На улице стало теплее, светит солнце, тает снег, текут ручьи и т.д.
В: Какие весенние месяцы вы знаете? Кто хочет дополнить ответы товарищей и назовет весенние месяцы по порядку.
В: Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…
Словесная игра «Скажи наоборот»
Зима ушла, а весна…пришла.
Зимой солнце холодное, а весной…теплое.
Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.
Зимой день короче, а весной…длиннее.
Зимой на улице холодно, а весной…тепло.
В: Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками на прогулке, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговорим с вами о первых вестниках весны грачах, им посвящена наша сегодняшняя встреча. (Звучит фонограмма «Птичьи голоса»).
(Ребята садятся за столы). У каждого на столе представлена картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
В: Сегодня я принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели».
В: Возьмите лупу и повнимательней рассмотрите картину.
(Даю детям время рассмотреть картину)
В: Что же вы видите на картине?
Д: На березы прилетела стая грачей.
В: Расскажите о грачах, что они делают?
Д: Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
В: Что делает грач у корней березы?
Д: Он нашел веточку и держит ее в клюве.
В: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
Д: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
В: Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!
В: А что вы можете рассказать о деревьях?
Д: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
В: На каких березах больше гнезд и почему?
Д: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
В: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
В: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
Д: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
В: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
Д: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
В: А каким вы видите снег?
В: Что еще вы видите на картине?
В: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
В: Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Д: Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.
Физминутка.
А теперь мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру «Грачи прилетели». Вставайте из своих стульчиков и проходите в круг.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
А теперь, кто нам может рассказать об этой замечательной картине. (2-3 человека)
1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.
2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит, весна не за горами.
Рефлексия:
В: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы.
А теперь возьмите кружки, цвет которых соответствует вашему настроению. Изменился ли цвет кружка? Почему? Я очень рада, что картина Саврасова смогла улучшить ваше настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Учит составлять рассказ по сюжетной картине....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.
Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...
Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...
Методическая разработка "Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Методическая разработка...
«Составление творческих рассказов по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с применением элементов ТРИЗ.»
Описание картины может стать очень привлекательным занятием для ребенка. Стоит воспитателю пригласить ребенка стать героем картины....