Отчет по самообразованию "Развитие речи детей младшего возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников» СоминаЕ.А.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности). Группу «Солнышко» посещают 25детей. Из них 10мальчиков и 15 девочек. Возраст детей: от 2 до 3 лет. Развитие речи в пределах нормы. Один ребенок не говорит.
г
Третий год жизни является для воспитанников переходным от раннего детства к дошкольному. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, отношений.
Развивая речь детей 2-3лет, нужно заботиться не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работу по формированию словаря мы тесно связываем с работой по ознакомлению с окружающим. Многие дети нашей группы легко подражают речи взрослого, повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка, наблюдается большой разрыв. Мы стараемся обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целях мы широко используем задание типа: «Найди и принеси», «Покажи …». Эти задания помогают выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Учим детей называть и различать части предметов, качество предметов, понимать обобщающие слова. Стараемся активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения. Так же в группе ведется работа по З. К. Р. – учим детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Стараемся помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. Но для некоторых детей группы характерны не только неправильное произношение многих звуков, но и общая смягчающая речь, недоговаривание окончаний . Этим детям уделяется особое внимание. В процессии речевого общения подсказываем детям правильные формы слова. Формируем у ребенка умение согласовывать существительные и местоимение с глаголами (Соня пришел - пришла. Она сказал - сказала). Привлекая детей к участию в инсценировках, мы тем самым побуждаем детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь, задаем детям вопросы причинно следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, мы используем их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи. Обучение на занятиях направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая работа проводится по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не читаются, а рассказываются, по ходу рассказывания детям предлагается выполнять имитационные движения. Часто используем различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе, би-ба-бо). При чтении песенок, потешек стараемся создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами стараемся удержать внимание детей. Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществляется в течении всего дня. Большую роль в развитие речи и пополнении активного словаря малышей имеет заучивание и использование в режимных моментах паличиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворений .Несовершенства детской речи для детей нашей группы вполне закономерны. Используя в своей работе все выше перечисленные методы и приемы к концу учебного года программный материал, предусмотренный для детей первой младшей группы будет усвоен полностью. Многие родители уже сейчас замечают прогресс в речи своих детей. В качестве помощи семье в развитие речи детей на сайте группы воспитателями и самими родителями регулярно добавляется полезная информация по данному вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе
Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...

Отчет по самообразованию: " Воспитание детей младшего возраста посредством русских народных сказок".
В детском саду, создать условия для нравственного развития ребенка.Адаптацию ребенка обеспечить, через русские народные сказки,Развивать способность детей отличать хорошее от плохого...

Творческий отчет по развитию речи детей раннего возраста
Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи п...

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста (2 младшая группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо развитию речиу детей младшего возраста (2 младшая группа)...