Творческий отчет по развитию речи детей раннего возраста
материал

Олеся Ульяновна Салиева

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»

Творческий отчет по развитию речи детей раннего возраста

Автор опыта: Салиева Олеся Ульяновна

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. 

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых

Согласно  ФГОС ДО, целевыми ориентирами образования в младенческом и раннем возрасте являются:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе дошкольного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

В связи с этим была выбрана тема «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Ранний возраст (с рождения до 3–х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В практике работы с детьми я заметила, что многие дети с трудом пользуются трехсловными предложениями, редко употребляют прилагательные и местоимения, речь некоторых детей невнятная или вообще отсутствует, дети неохотно вступают в общение с окружающими.

Поэтому я изучила теоретические и практические вопросы развития речи детей раннего возраста в работах  Божович Л.И., Леонтьева Л.Н., Лисиной М.И. др. На основе теоретических исследований мной выявлено, что в раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.

По мнению Божович Л.И., в возрасте 1 года 2 мес. – 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются. Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родовидовых признаков. В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3–го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках.

Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи – это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес – 1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения. Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес–1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двухсловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, ням-ням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2–3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.–2 года 3 мес), а потом служебных слов (2 года 3 мес–3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1–3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений.

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2–го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка.

В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы мной были выделены особенности развития речи в раннем возрасте:

– развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

– формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

– формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

– появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

– возникает описательная речь;

– ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

– формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд методической литературы: пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие «Развитие речи в детском саду» В.В Гербова, пособие «Игры и игровые упражнения для развития речи детей», просмотрела программы по развитию речи детей дошкольного возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Т.Н.Дороновой, программа «Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.

Узнала больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения).

Для обучения раннего и младшего дошкольного возраста мной составлена картотека дидактических игр для развития речи. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Сорока, сорока», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (двигать пальчиком, загибать пальчиком).

Таким образом, проводимая мною работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе с детьми я использую различные  виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

Мне кажется, развитие речи влияет и на адаптацию детей к дошкольному детству, и на самостоятельность детей.

Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру. Я  подобрала и систематизировала дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр я осуществляла соответственно возрасту детей в зависимости от их дидактической нагрузки, т.е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в различных видах деятельности. 

В настоящее время я, как и другие исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений, отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка, подключая к этой работе всех участников образовательных отношений, проводя работу на только на уровне отдельной группы, но и на уровне детского сада.

Итак, ранний возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.

 Поэтому очень важно продолжить работу по развитию активной речи у детей в дальнейшем, в младших, средних и старших группах, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по проекту «Использование природного материала для развития речи детей раннего возраста»

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образ...

Творческий отчёт «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»

Умелое использование в работе с детьми народные пословицы, потешки, игры, хо­роводы - помогает всестороннему  развитию: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, а также воспита...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....