Проект "Мы знаем и и любим детских писателей"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Гусак Анна Вячеславовна

Проект "Мы знаем и любим детских писателей" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pisateli_v_podgotovitelnoy_grupe.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №38

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проект

«Мы знаем и любим детских писателей»

Составитель:

Гусак Анна Вячеславовна, воспитатель

2018 - 2019  

Проект по знакомству с творчеством детских писателей

в подготовительной группе

 «Мы знаем и любим детских писателей»

Тип проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации проекта:  долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:   Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно. В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.

Проблема:

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике.

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

·       Включение педагогов в творческий процесс;

·       Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

·       Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

·       Подведение итогов.

Цель проекта:

Сформировать у детей осознанное отношение к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством детских писателей;
  2. Расширять представление детей о многообразии художественной литературы;
  3. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
  4. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.

Развивающие:

  1. Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать;
  2. Развивать речь, мышление, воображение;
  3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
  4. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

Воспитательные:

  1. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
    посредством произведений;
  2. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства с произведением;
  3. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей;
  4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату  труда многих людей.

Ожидаемый результат проекта.

В результате реализации проекта у детей повысится интерес к произведениям художественной литературы; обогатиться словарный запас; применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 Этап – Подготовительный

  • Изучение литературы по проектной деятельности.
  • Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок и художественной литературы.
  • Разработка перспективного плана, конспектов, досугов и т.д.
  • Внесение в речевую зону дидактических и настольно-печатных игр;
  • Добавление в игровую зону элементов костюмов героев;
  • Внесение в ИЗО - раскраски с изображением сюжетов и героев сказок и рассказов, репродукции картин.
  • Подбор музыкального материала для обыгрывания сказок.

2 этап – Основной (планирование и организация деятельности)

Практическая деятельность с детьми:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Образовательная работа в рамках проекта

Месяц

Писатель

Образовательные области

Совместная деятельность педагога с детьми

Задачи

Сентябрь

Б.С. Житков

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством Б.С.Житкова (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке «Б.С. Житков и его книги»;

ВХЛ: «Про слона», «Храбрый утенок», «Девочка Катя» и т.д.

Лепка животных, о которых говорится в рассказах Б.С. Житкова.

Создание книги детских рисунков по произведениям Б.С. Житкова.

Познакомить детей с творчеством Б.С Житкова.

Уточнить представления детей о жанре рассказа.

Воспитывать в читателе чувство сострадания, желания помочь героям.

Октябрь

В. В. Бианки, Е. И. Чарушин

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством (рассказ о биографии писателей с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставки посвященной писателю);

Инсценировка сказки «Лис и мышонок»

Оформление выставки в книжном уголке с книгами В. Бианки и других писателей о природе,

ВХЛ «Хвосты», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь» и т.д.

Просмотр мультфильмов по произведениям  

П/и : «Перелет птиц», «Совушка»

Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки леса»

Выставка рисунков по произведениям.

Познакомить детей с творчеством русских писателей-натуралистов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина.

Развивать интерес у детей к книгам о животном мире. Знакомить с писателями-природоведами и иллюстрациями.

Ноябрь

 Н. Н. Носов

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством Н.Н. Носова (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке «Н.Н.Носов и его книги»;

ВХЛ: «Живая шляпа», « На горке», «Фантазеры», «Огурцы» и т.д.

  • Слушание аудио - книги «Приключения Незнайки».
  • Просмотр мультфильмов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Продуктивная деятельность – рисование «Мой любимый герой» по произведению» «Незнайка»

Литературный вечер к 100-летию Н.Н. Носова посвящается. "Улыбка и смех — это для всех"

Познакомить детей с творчеством детского писателя Н.Н Носова.

 

Формировать эмоционально - образное восприятие произведений. 

Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

Декабрь

И.А. Крылов

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством И.А. Крылова (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке

ВХЛ: басни «Квартет»; « Стрекоза и муравей» и т.д. 

Просмотр мультфильмов Прослушивание аудиозаписей басен И.А. Крылова;

Речевые игры «Доскажи словечки» и другие;

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям, рисование по басне «Лисица и виноград»

НОД «Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».  О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» стр. 170;

Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова, его баснями и их  жанровыми особенностями.

Подвести к пониманию аллегории басни, идеи 

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Январь

А. А. Усачев

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством А.А. Усачева  (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке

ВХЛ: «Умная собачка Соня»: «Косточка» и «Как Соня училась читать?» и др.

Объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности;

Прослушивание аудиозаписи «Школа снеговиков»

С /игра «Придумай продолжение сказки»

Познакомить детей с творчеством писателя А. А .Усачева.

Учить воспринимать литературный текст, понимать поведение героев.

Обогатить впечатления детей.

Февраль

А.С. Пушкин

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина  (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке

Рассматривание портрета А. С. Пушкина

ВХЛ: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка у Лукоморья». 

Д/И «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?».

Игра-драматизация: «Свет мой, зеркальце».

Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

Выставка детско-родительских рисунков:

«Сказки А. С. Пушкина».

Досуг по сказкам А.С.Пушкина "Там, на неведомых дорожках..."

Познакомить детей с творчеством писателя

А. С. Пушкина

Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

Развивать чувство любования красотой поэтической речи.

Март

В. Драгунский

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством В. Драгунского  (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке; 

ВХЛ: «Тайное становится явным», «Друг детства», «Он живой и светится» и др.,

Беседа по содержанию произведений писателя

Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо»

Прослушивание аудиозаписей произведений В. Драгунского

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям.

Познакомить детей с творчеством писателя

В. Драгунского.

 

Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Формировать нравственные стороны характера: честность, дружелюбие, уважительное отношение к другим людям.

Апрель

С.Л. Прокофьева

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством С.Л. Прокофьевой  (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке; 

ВХЛ: «Часы с кукушкой», «Приключение плюшевого тигра» и др.

Просмотр мультфильмов Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Познакомить с творчеством писательницы С.Л. Прокофьевой

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Май

Г. Остер

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Знакомство с творчеством Г. Остера  (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю);

Оформление выставки в книжном уголке; 

ВХЛ: «Вредные советы», «Котенок по имени Гав», «Петька-микроб», «Попался, который кусался», «Как гусенок на лису охотился» и др.

Просмотр мультфильмов, снятые по произведениям Остера: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Обезьянки», «Ушастик и его друзья», «Как лиса зайца догоняла», «Он попался», «Попался, который кусался!», «Подземный переход» и др.

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Познакомить детей с творчеством писателя

Г. Остера

В творческих видах деятельности закрепить знание  детей  сюжетов и героев писателя Г. Остера

Взаимодействие с родителями:

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

Знакомство с темой, целью и задачами, планом работы проекта и привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых детским писателям.

«Оформление информационного уголка для родителей: «Мы знакомимся с творчеством Б.С. Житкова»

«Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения с ребенком».

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям Б. С. Житкова (рисунки)

Родительское собрание

Анкетирование

Заочная консультация

Индивидуальные беседы

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Октябрь

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В.В. Бианки, Е.И. Чарушина»

  1. Как рассказать детям биографию автора 
  2. Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  В.В. Бианки, Е.И. Чарушина (рисунки)

Заочная консультация

Индивидуальная беседа

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Ноябрь

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество Н.Н. Носова»

 «Как организовать домашнее чтение»

"Улыбка и смех — это для всех"

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  Н.Н. Носова (рисунки)

Заочная консультация

Консультация

Литературный вечер к 100-летию Н.Н. Носова

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Декабрь

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество И.А. Крылова»

  1. Пополнение библиотеки группы.

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям И.А. Крылова (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Январь

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А. Усачева»

«Читать книги – хорошая привычка»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А. Усачева (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Февраль

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А.С. Пушкина»

Выставка любимых домашних книг

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А.С. Пушкина (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми

Март

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В. Драгунского»

  1. «Подари книгу детям»
  2. Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  В. Драгунского (рисунки)
  1. Заочная консультация
  2. Акция

Выставка совместных работ родителей с детьми

Апрель

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество С.Л. Прокофьевой»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям С.Л. Прокофьевой (рисунки)

Консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми

Май

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

 «Мы любим и знаем детских писателей».

Консультация

Фотовыставка

3 этап – Заключительный 

Продукт проектной деятельности - Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».

Заключение:

  • Детские книги - сокровища духовного богатства людей, самое ценное, что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей.
  • Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.
  • «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших ее сторон. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания, т. е. как учебными, так и литературными детскими книгами»
  • Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом, благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
  • Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
  2. Ушакова О.С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера 2003г.
  3. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013 детей дошкольного возраста.
  4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи  Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014.
  5. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
  6. Детская аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика «Великие люди. А. С. Пушкин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы знаем и любим детских писателей"

Познакомить с жизнью и творчеством детских писателей и поэтов: А.Л.Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.С.Пушкин, В.Бианки.  Развивать интерес к художественной литературе. Учить детей слушать и по...

Проект «Мы знаем и любим детских писателей»

В материале описан проект "Мы знаем и любим детских писателей". Проект реализовывался совместно с детской районной библиотекой. В проекте описаны мероприятия, которые были организованы на базе детской...

Презентация краткосрочного проекта "Мы любим и знаем детских писателей"

Презентация краткосрочного проекта для детей младшего возраста "Мы любим и знаем детских писателей"...

Педагогический проект на тему: "Мы знаем и любим детских писателей"

В данном проекте представлен материал на тему:"Мы знаем и любим детских писателей", который реализовывался во 2 младшей группе общеразвивающей направленности (гр.№2"Апельсинка). Пр...

Проект "Мы знаем и любим детских писателей" для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о книге, как о  произведении искусства, источнике познавательной информации, привить интерес ...

Проект «Мы знаем и любим детских писателей»

Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова....

Педагогический проект "Мы знаем и любим детских писателей" с конспектами мероприятий

Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том, что он направлен на воспитание любви к произведениям детских писателей....