Проект "Мы знаем и и любим детских писателей"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект "Мы знаем и любим детских писателей" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pisateli_v_podgotovitelnoy_grupe.docx | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №38
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Проект
«Мы знаем и любим детских писателей»
Составитель:
Гусак Анна Вячеславовна, воспитатель
2018 - 2019
Проект по знакомству с творчеством детских писателей
в подготовительной группе
«Мы знаем и любим детских писателей»
Тип проекта: познавательно - творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно. В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике.
Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:
· Включение педагогов в творческий процесс;
· Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;
· Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
· Подведение итогов.
Цель проекта:
Сформировать у детей осознанное отношение к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством детских писателей;
- Расширять представление детей о многообразии художественной литературы;
- Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать;
- Развивать речь, мышление, воображение;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.
Воспитательные:
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
посредством произведений; - Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с произведением;
- Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей;
- Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
Ожидаемый результат проекта.
В результате реализации проекта у детей повысится интерес к произведениям художественной литературы; обогатиться словарный запас; применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 Этап – Подготовительный
- Изучение литературы по проектной деятельности.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок и художественной литературы.
- Разработка перспективного плана, конспектов, досугов и т.д.
- Внесение в речевую зону дидактических и настольно-печатных игр;
- Добавление в игровую зону элементов костюмов героев;
- Внесение в ИЗО - раскраски с изображением сюжетов и героев сказок и рассказов, репродукции картин.
- Подбор музыкального материала для обыгрывания сказок.
2 этап – Основной (планирование и организация деятельности)
Практическая деятельность с детьми:
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
Образовательная работа в рамках проекта
Месяц | Писатель | Образовательные области | Совместная деятельность педагога с детьми | Задачи |
Сентябрь | Б.С. Житков | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством Б.С.Житкова (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке «Б.С. Житков и его книги»; ВХЛ: «Про слона», «Храбрый утенок», «Девочка Катя» и т.д. Лепка животных, о которых говорится в рассказах Б.С. Житкова. Создание книги детских рисунков по произведениям Б.С. Житкова. | Познакомить детей с творчеством Б.С Житкова. Уточнить представления детей о жанре рассказа. Воспитывать в читателе чувство сострадания, желания помочь героям. |
Октябрь | В. В. Бианки, Е. И. Чарушин | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством (рассказ о биографии писателей с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставки посвященной писателю); Инсценировка сказки «Лис и мышонок» Оформление выставки в книжном уголке с книгами В. Бианки и других писателей о природе, ВХЛ «Хвосты», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь» и т.д. Просмотр мультфильмов по произведениям П/и : «Перелет птиц», «Совушка» Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки леса» Выставка рисунков по произведениям. | Познакомить детей с творчеством русских писателей-натуралистов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина. Развивать интерес у детей к книгам о животном мире. Знакомить с писателями-природоведами и иллюстрациями. |
Ноябрь | Н. Н. Носов | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством Н.Н. Носова (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке «Н.Н.Носов и его книги»; ВХЛ: «Живая шляпа», « На горке», «Фантазеры», «Огурцы» и т.д.
Продуктивная деятельность – рисование «Мой любимый герой» по произведению» «Незнайка» Литературный вечер к 100-летию Н.Н. Носова посвящается. "Улыбка и смех — это для всех" | Познакомить детей с творчеством детского писателя Н.Н Носова.
Формировать эмоционально - образное восприятие произведений. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. |
Декабрь | И.А. Крылов | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством И.А. Крылова (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке ВХЛ: басни «Квартет»; « Стрекоза и муравей» и т.д. Просмотр мультфильмов Прослушивание аудиозаписей басен И.А. Крылова; Речевые игры «Доскажи словечки» и другие; Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям, рисование по басне «Лисица и виноград» НОД «Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» стр. 170; | Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова, его баснями и их жанровыми особенностями. Подвести к пониманию аллегории басни, идеи Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. |
Январь | А. А. Усачев | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством А.А. Усачева (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке ВХЛ: «Умная собачка Соня»: «Косточка» и «Как Соня училась читать?» и др. Объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности; Прослушивание аудиозаписи «Школа снеговиков» С /игра «Придумай продолжение сказки» | Познакомить детей с творчеством писателя А. А .Усачева. Учить воспринимать литературный текст, понимать поведение героев. Обогатить впечатления детей. |
Февраль | А.С. Пушкин | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством А.С. Пушкина (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке Рассматривание портрета А. С. Пушкина ВХЛ: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка у Лукоморья». Д/И «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?». Игра-драматизация: «Свет мой, зеркальце». Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку». Выставка детско-родительских рисунков: «Сказки А. С. Пушкина». Досуг по сказкам А.С.Пушкина "Там, на неведомых дорожках..." | Познакомить детей с творчеством писателя А. С. Пушкина Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст. Развивать чувство любования красотой поэтической речи. |
Март | В. Драгунский | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством В. Драгунского (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке; ВХЛ: «Тайное становится явным», «Друг детства», «Он живой и светится» и др., Беседа по содержанию произведений писателя Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо» Прослушивание аудиозаписей произведений В. Драгунского Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям. | Познакомить детей с творчеством писателя В. Драгунского.
Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать нравственные стороны характера: честность, дружелюбие, уважительное отношение к другим людям. |
Апрель | С.Л. Прокофьева | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством С.Л. Прокофьевой (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке; ВХЛ: «Часы с кукушкой», «Приключение плюшевого тигра» и др. Просмотр мультфильмов Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям | Познакомить с творчеством писательницы С.Л. Прокофьевой Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы. |
Май | Г. Остер | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Знакомство с творчеством Г. Остера (рассказ о биографии писателя с просмотром презентации, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю); Оформление выставки в книжном уголке; ВХЛ: «Вредные советы», «Котенок по имени Гав», «Петька-микроб», «Попался, который кусался», «Как гусенок на лису охотился» и др. Просмотр мультфильмов, снятые по произведениям Остера: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Обезьянки», «Ушастик и его друзья», «Как лиса зайца догоняла», «Он попался», «Попался, который кусался!», «Подземный переход» и др. Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям | Познакомить детей с творчеством писателя Г. Остера В творческих видах деятельности закрепить знание детей сюжетов и героев писателя Г. Остера |
Взаимодействие с родителями:
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
месяц | Тема | Формы работы |
Сентябрь | Знакомство с темой, целью и задачами, планом работы проекта и привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых детским писателям. «Оформление информационного уголка для родителей: «Мы знакомимся с творчеством Б.С. Житкова» «Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения с ребенком». Художественное творчество совместно с родителями по произведениям Б. С. Житкова (рисунки) | Родительское собрание Анкетирование Заочная консультация Индивидуальные беседы Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки |
Октябрь | «Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В.В. Бианки, Е.И. Чарушина»
| Заочная консультация Индивидуальная беседа Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки |
Ноябрь | Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество Н.Н. Носова» «Как организовать домашнее чтение» "Улыбка и смех — это для всех" Художественное творчество совместно с родителями по произведениям Н.Н. Носова (рисунки) | Заочная консультация Консультация Литературный вечер к 100-летию Н.Н. Носова Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки |
Декабрь | Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество И.А. Крылова»
Художественное творчество совместно с родителями по произведениям И.А. Крылова (рисунки) | Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки) |
Январь | «Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А. Усачева» «Читать книги – хорошая привычка» Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А. Усачева (рисунки) | Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки) |
Февраль | «Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А.С. Пушкина» Выставка любимых домашних книг Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А.С. Пушкина (рисунки) | Заочная консультация Выставка совместных работ родителей с детьми |
Март | «Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В. Драгунского»
|
Выставка совместных работ родителей с детьми |
Апрель | «Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество С.Л. Прокофьевой» Художественное творчество совместно с родителями по произведениям С.Л. Прокофьевой (рисунки) | Консультация Выставка совместных работ родителей с детьми |
Май | Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса «Мы любим и знаем детских писателей». | Консультация Фотовыставка |
3 этап – Заключительный
Продукт проектной деятельности - Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».
Заключение:
- Детские книги - сокровища духовного богатства людей, самое ценное, что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей.
- Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.
- «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших ее сторон. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания, т. е. как учебными, так и литературными детскими книгами»
- Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом, благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
- Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
- Ушакова О.С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера 2003г.
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013 детей дошкольного возраста.
- Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014.
- Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
- Детская аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика «Великие люди. А. С. Пушкин».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы знаем и любим детских писателей"
Познакомить с жизнью и творчеством детских писателей и поэтов: А.Л.Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.С.Пушкин, В.Бианки. Развивать интерес к художественной литературе. Учить детей слушать и по...
Проект «Мы знаем и любим детских писателей»
В материале описан проект "Мы знаем и любим детских писателей". Проект реализовывался совместно с детской районной библиотекой. В проекте описаны мероприятия, которые были организованы на базе детской...
Презентация краткосрочного проекта "Мы любим и знаем детских писателей"
Презентация краткосрочного проекта для детей младшего возраста "Мы любим и знаем детских писателей"...
Педагогический проект на тему: "Мы знаем и любим детских писателей"
В данном проекте представлен материал на тему:"Мы знаем и любим детских писателей", который реализовывался во 2 младшей группе общеразвивающей направленности (гр.№2"Апельсинка). Пр...
Проект "Мы знаем и любим детских писателей" для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о книге, как о произведении искусства, источнике познавательной информации, привить интерес ...
Проект «Мы знаем и любим детских писателей»
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова....
Педагогический проект "Мы знаем и любим детских писателей" с конспектами мероприятий
Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том, что он направлен на воспитание любви к произведениям детских писателей....