Проект "Мы знаем и любим детских писателей"
проект (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Познакомить с жизнью и творчеством детских писателей и поэтов: А.Л.Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.С.Пушкин, В.Бианки.
Развивать интерес к художественной литературе. Учить детей слушать и понимать смысл прочитанного, сопереживать героям произведения, умение высказывать свое мнение об их поступках.
Учить понимать образный смысл сказок, умение к месту употреблять в речи поговорки, пословицы, загадки; упражнять в элементах драматизации; развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Вызвать интерес у родителей к детской литературе, приобщить их к семейному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisateli.docx | 103.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №172»
Ленинского района города Саратова
Творческий проект
«Мы знаем и любим детских писателей»
Проект подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе логопедической группы Королева Людмила Васильевна
Проектная деятельность в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»
Ленинского района города Саратова
Творческий проект
«Мы знаем и любим детских писателей»
Вид проекта:
По направленности – творческий
По контингенту – дети 6-7 летнего возраста
По продолжительности – долгосрочный
Срок реализации – октябрь 2012 – апрель 2013 года
По количеству участников – коллективный
Руководитель проекта: воспитатель первой квалификационной категории
Королева Л.В.
Участники проекта: дети, воспитатель, логопед, родители.
Задачи проекта:
Познакомить с жизнью и творчеством детских писателей и поэтов: А.Л.Барто, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.С.Пушкин, В.Бианки.
Развивать интерес к художественной литературе. Учить детей слушать и понимать смысл прочитанного, сопереживать героям произведения, умение высказывать свое мнение об их поступках.
Учить понимать образный смысл сказок, умение к месту употреблять в речи поговорки, пословицы, загадки; упражнять в элементах драматизации; развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Вызвать интерес у родителей к детской литературе, приобщить их к семейному чтению.
Этапы проекта
1 этап – постановка проблемы.
Дети не знают детских писателей и поэтов. Хоть им известны некоторые произведения, дети не знают имя автора, не могут назвать имя по портрету. Родители очень мало читают детям дома, чаще дети смотрят мультфильмы по телевизору. Утрачена необходимость слышать живое художественное слово, возможность побеседовать с ребенком о прочитанном. А ведь именно в дошкольном возрасте закладывается любовь к книге, умение видеть прекрасное, желание и потребность вести с родителями доверительные беседы.
2 этап – обсуждение проблемы.
Мониторинг образовательного процесса и детского развития по теме: «Мы знаем и любим детских писателей» до реализации проекта (приложение 1)
Анкетирование родителей (приложение 2)
Консультация для родителей «Семейные чтения» (приложение3)
Составление перспективного плана.
Содержание и этапы реализации проекта
Сроки | Действия по реализации проекта |
Октябрь |
«Вовка – добрая душа» «Мы с Тамарой» «Комары» «Любочка» «Сонечка» «Цветы не знали»
(приложение 4) |
Ноябрь |
«Тараканище» «Доктор Айболит» «Федорино горе» «Мойдодыр» «Бармалей» «Краденое солнце» «Муха-Цокотуха» «Путаница»
(приложение 5) |
Декабрь |
«Усатый-полосатый» «Почта» «Багаж» «Сказка о глупом мышонке» «Сказка об умном мышонке» «Вот какой рассеянный» «Круглый год» «12 месяцев» «Кошкин дом» «Теремок»
(приложение 6) |
Февраль |
«Чей нос лучше?» «Чьи это ноги?» «Лесные домишки» «Теремок» «Хвосты» «Лис и мышонок» «Голубой зверек» «Снежная книга» «Заячьи хитрости» «Где раки зимуют?»
(Дети рисуют дома с родителями рисунок по наиболее понравившемуся произведению)
(приложение 7) |
Март Апрель |
(Приложение 8) КВН по произведениям изученных поэтов и писателей. (Приложение 9) |
3 этап: заключительный.
Проведение КВН
Мониторинг образовательного процесса и детского развития по теме: «Мы знаем и любим детских писателей» после реализации проекта (Приложение 10)
Приложение 1
Приложение 1
Мониторинг образовательного процесса и детского развития детей подготовительной к школе логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Мы знаем и любим детских писателей»
Октябрь 2012 года
№ | Фамилия, имя ребенка | Знает 4-5 детских писателей и поэтов 1 | Узнает их по портрету 2 | Проявляет интерес к их биографии 3 | Может назвать автора известного произведения 4 | Принимает активное участие в беседе о прочитанном 5 | Выразительно читает наизусть стихи 6 | Принимает активное участие в драматизаци 7 | Задает вопросы взрослому, способен сам-но дейст-ть в различных видах деят-ти 8 | Эмоц-но отзывчивый, сопереживает героям сказок, историй, рассказов 9 | Владеет диал-й речью и констр-ми способами взаим-я с детьми и взр-ми 10 | Способен управлять своим поведением 11 | Всего баллов |
1 | Саша А. | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 31 |
2 | Вика Д. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 28 |
3 | Тимофей | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 20 |
4 | Катя К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
5 | Саша Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 28 |
6 | Валя Н | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 29 |
7 | Маша Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 29 |
8 | Матвей П | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
9 | Вика Т. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 34 |
10 | Андрей Ч | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 32 |
11 | Вероника | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 27 |
Низкий уровень % | 8% | 18% | 8% | 8% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | ||
Ниже среднего% | 46% | 64% | 74% | 64% | 27% | 18% | 18% | 0% | 8% | 0% | 36% | ||
Средний уровень % | 46% | 18% | 18% | 28% | 64% | 82% | 82% | 100% | 92% | 100% | 36% | ||
Выше среднего % | 0% | 0% | 0% | 0% | 9% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 28% | ||
Высокий уровень % | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | ||
Средний показатель по группе | 48% | 40% | 42% | 44% | 56% | 56% | 56% | 60% | 58% | 60% | 58% |
Диаграмма мониторинга образовательного процесса и детского развития детей подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Мы знаем и любим детских писателей»
Октябрь 2012 года
Приложение 2
Анкета для родителей
Подготовительной к школе логопедической группы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»
Ленинского района города Саратова
- Есть ли у Вас дома библиотека детских книг?
----------------------------------------------------------
- Записан ли Ваш ребенок в общественную библиотеку?
---------------------------------------------------------------------
- Часто ли Вы читаете книги ребенку?
------------------------------------------------
- Кто из членов семьи чаще этим занимается?
---------------------------------------------------------
- Кто является инициатором семейного чтения?
- Произведения какого автора больше всего любит Ваш ребенок?
-------------------------------------------------------------------------
- Рассказываете ли Вы ребенку об авторе перед чтением произведения?
---------------------------------------------------------------------------
- Произведения каких авторов о природе Вы читали своему ребенку?
---------------------------------------------------------------------------------
- Беседуете ли Вы о прочитанном, чтобы ребенок высказал свое мнение?
---------------------------------------------------------------------------------
- Как Вы выбираете, какое произведение прочитать ребенку?
--------------------------------------------------------------------------------
- Каких детских писателей и поэтов знает Ваш ребенок?
--------------------------------------------------------------------------------
При анализе анкет выяснилось, что у 80% детей есть дома детские книги, а у 20% в большом количестве и хранятся они на отдельной полке, доступной для ребенка.
В библиотеку никто из детей группы не записан.
Часто детям читают книги 20% родителей, чаще этим занимается мама и инициатором чтения является ребенок.
20% родителей сумели ответить на вопрос, книги какого автора больше всего любит ребенок. Об авторе перед чтением не беседует никто.
20% родителей ответили положительно на вопрос, произведения каких писателей о природе вы читали детям, о прочитанном произведении никто из родителей не беседует.
Произведения для чтения выбираются или по желанию ребенка, или спонтанно.
На вопрос каких детских писателей и поэтов знает ваш ребенок ответили 50% родителей.
Проанализировав результаты анкетирования, мы предложили родителям консультацию «Семейное чтение»
Приложение 3
Семейное чтение
Консультация для родителей
подготовительной к школе логопедической группы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»
Ленинского района города Саратова
воспитателя первой квалификационной категории
Королевой Л.В.
Дата проведения ноябрь 2012 года
«Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
В. Сухомлинский
Трудно переоценить значение семейного чтения для развития ребенка. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка сначала слушать, как ему читают, а затем, когда ребенок научится читать сам, постепенно переводить его на самостоятельное чтение. Но даже когда ребенок научится читать сам, не следует совсем прекращать практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном, и к тому же объясняет малышу непонятные слова и эпизоды..
Совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, Легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. В процессе чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
К сожалению, сейчас в некоторых семьях книги уступают место телевизору, компьютерным играм, Интернету. А это вредит не только зрению, но и здоровью всего организма.
Для того чтобы вырастить вдумчивого читателя, от родителей потребуется много терпения и труда. Нужно собственным примером показывать, что взрослые любят читать, бережно относятся к книгам, что у каждой книге есть свое место на книжной полке. С малых лет ребенка нужно приучать правильно держать книгу в руках, аккуратно перелистывать странички, не рвать, ни в коем случае не рисовать в книге. Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.
Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Начинать воспитывать будущего читателя нужно с раннего возраста, читая детям колыбельные песенки, потешки, пальчиковые игры. Первые стихи – это стихи об игрушках А.Барто. Книги должны быть красочно иллюстрированы, ребенку нужно показать действиями, о чем говорится в стихотворении. Затем нужно переходить к сказкам в стихах – К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова и др.
При анкетировании наших детей я столкнулась с проблемой: если дети и знают произведение, но не знают его автора. Поэтому нужно показать ребенку портрет, поговорить о биографии, а после чтения произведения обязательно поговорить с ребенком о прочитанном.. Старшим дошкольникам уже нужно читать произведения более длинные по содержанию, чтение можно растянуть на несколько дней, но важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с полюбившимся героем.
Ребенок, которому систематически читают, более интеллектуально развит, у него обширный словарный запас, хорошо развита память, воображение, мышление, речь. И в дальнейшем, конечно, он успешно будет учиться в школе. Но никогда не нужно читать ребенку насильно, это приведет к негативному отношению ребенка к чтению. Важно увлечь ребенка, заинтересовать, выбрав для чтения удобное время.
Слушая чтение взрослого, рассматривая с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других людей. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет содержанием радостные минуты общения.
Как выбрать книгу для чтения? Сначала взрослый должен прочитать книгу сам, определить, что даст эта книга уму и сердцу ребенка, выбрать непонятные для ребенка слова и выражения, подумать, как их объяснить. Читайте детям регулярно, старайтесь сделать семейное чтение неотъемлемой частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи, это сплотит семью, сделает ее дружной. Окружите ребенка книгами. Если в доме много книг, ребенок рано начинает читать.
Приложение 4
Биография Агнии Львовны Барто
А. Барто русская поэтесса родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, в балетном училище. В годы войны А.Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио. Агния Барто писала веселые стихи, как бы в шутку, по они всерьез заставляют задуматься о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим. Поэтессу огорчают грубость, лень, хвастовство. Многие стихи она посвятила своей дочери Татьяне, а цикл стихов о Вовке написала о своем внуке Владимире. Стихи А.Барто ведут нас с детства до взрослой жизни. Умерла в возрасте 75 лет.
Стихи на конкурс
Комары Любочка
Всех разморило от жары Синенькая юбочка,
В саду сейчас прохлада, Ленточка в косе.
Но так кусают комары, Кто не знает Любочку?
Что хоть беги из сада! Любу знают все.
Марина, младшая сестра, Девочки на празднике
Воюет с комарами. Соберутся в круг.
Упрямый нрав у комара, Как танцует Любочка!
Но у нее упрямей! Лучше всех подруг.
Она отгонит их рукой, Кружится и юбочка,
Они кружатся снова. И ленточка в косе.
Она кричит: - Позор какой, Все глядят на Любочку,
Напали на грудного! Радуются все.
И видит мама из окна, Но если к этой Любочке
Как храбрая Марина Вы придете в дом,
В саду сражается одна Там вы эту девочку
С отрядом комариным. Узнаете с трудом.
Опять сидят два комара Она кричит еще с порога,
У малыша на пальце! - У меня уроков много,
Марина, храбрая сестра, Я за хлебом не пойду!
Хлоп по одеяльцу! Едет Любочка в трамвае –
Она убила комаров, Она билета не берет.
Забудут, как кусаться!.. Всех локтями раздвигая,
Но раздается громкий рев Пробирается вперед.
Испуганного братца. Говорит она, толкаясь!
Сонечка _ Фу! Какая теснота
Тронь ее нечаянно - Говорит она старушке
Сразу: - караул! -Это детские места.
Ольга Николаевна, - Ну садись. – вздыхает та.
Он меня толкнул! Синенькая юбочка,
Ой, я укололась! – Ленточка в косе.
Слышен Сонин голос. Вот какая Любочка
Мне попало что-то в глаз, Во всей своей красе.
Я пожалуюсь на вас! Случается, что девочки
Дома снова жалобы: Бывают очень грубыми,
- Голова болит… Хотя необязательно
Я бы полежала бы - Они зовутся Любами!
Мама не велит.
Сговорились мальчики: Цветы не знали
Мы откроем счет!
Сосчитаем жалобы – Астры в школьном цветнике
Сколько будет в год? Поливал Андрейка.
Испугалась Сонечка, У него была в руке
И сидит тихонечко. Голубая лейка.
И текли из лейки
Голубые змейки.
Пусть напьется школьный сад
В жаркую погоду…
- Стой!- ребята говорят-
Как ты носишь воду?
Не срамись! – кричат они,
Сидя на скамейке.
Не годится в наши дни
Поливать из лейки!
И уже решен вопрос:
Заказали мы насос,
Подали заявки
И сидим на лавке.
-Что ж, пускай везут насос!-
Говорит Андрейка.
Лейку он в сарай отнес-
Устарела лейка.
Прибыл в пятницу насос,
Но цветы не знали,
Что о них решен вопрос,
И в четверг завяли.
Приложение 5
Биография К.И.Чуковского
К.И.Чуковский родился в Петербурге. Семья жила в бедности , и его из пятого класса исключили из гимназии «как ребенка низкого происхождения». С юношеских лет вел трудовую жизнь, самостоятельно выучил английский и французский язык. В возрасте 30 лет начал писать для детей. Умер К.Чуковский в 87 лет, похоронен в Переделкино, под Москвой.
Дидактическая игра «Телефон»
Цель: развить речевой диалог, используя знания содержания сказки; развивать интонационную выразительность речи.
Ход
К детям в гости приходит Телефонный аппарат. Спрашивает, из какой он сказки К.И.Чуковского. Предлагает с ним поиграть.
Воспитатель на себя берет роль автора, раздает детям роли и соответствующие маски. Побуждает детей к общению по телефону, используя стихотворный диалог сказки.
Приложение 5
Досуг по произведениям К.И.Чуковского
Подготовительная к школе группа
Цель. Вызвать интерес к творчеству К.И.Чуковского. Развивать навыки выразительного чтения и инсценирования литературных произведений. Создать у детей бодрое радостное настроение. Привлекать родителей к участию в жизни группы.
Материал и оборудование. Портрет К.И.Чуковского и выставка его книг. Костюмы для детей и взрослых. Куклы Маша и Незнайка. Мягкие игрушечные животные. Телеграмма. Макет чудо - дерева. Солнце, вырезанное из картона. Цветные фломастеры. Сладости для угощения.
Предварительная работа. Чтение стихотворений и сказок К.И.Чуковского: «Мойдодыр», «Чудо – дерево», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Тараканище», «Муха – цокотуха», «Телефон», «Путаница», «Доктор Айболит», «Цыпленок», «Храбрецы», «Дженни», «Свинки», «Слониха читает», «Котауси и Мауси», «Радость», «Скрюченная песенка». Разучивание стихотворений К.И.Чуковского. Выставка детских рисунков по произведениям поэта.
Дети под спокойную музыку входят в зал и садятся на стулья. Входит взрослый с куклой Машей и книгой в руках. Говорит за куклу.
Маша (открывает книгу, читает).
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(Переворачивает страницу. Продолжает чтение.)
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.
(Поднимает голову. Смотрит по сторонам.)
Сколько здесь детей! Здравствуйте! Вы знаете, кто написал эту книжку?
Дети. Корней Иванович Чуковский.
Кукла Маша. А как называется эта сказка?
Дети. Это сказка «Мойдодыр».
Входит взрослый с куклой Незнайкой, у которого грязные лицо и руки. Говорит за куклу.
Кукла Маша. Привет, Незнайка! Сказка будто про тебя написана!
Незнайка (озирается по сторонам). А что такое?
Маша. Посмотри на себя. Ты такой чумазый! Ты знаешь, что может случиться с грязнулей?
Незнайка. Не-е-ет!
Маша. Дети, а вы знаете?
Дети. Может прийти Мойдодыр. Налетят мочалки и мыло, будут тебя отмывать. Придет Крокодил и будет тебя ругать.
Входит Крокодил (ребенок в костюме).
Маша. А вот и он!
Крокодил. Это что за неумытый поросенок! Сейчас я его укушу!
Незнайка. Ой, не надо! Я исправлюсь. Я буду умываться, чистить зубы, причесываться.
Крокодил.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Пойдем, буду делать из тебя чистюлю!
Уходит вместе с Незнайкой.
Маша. Я очень люблю читать все, что написал для детей Корней Иванович Чуковский. А вот про него самого я знаю мало. Светлана Викторовна, может вы нам что-нибудь расскажите?
Логопед. Давайте поиграем. Я буду рассказывать о Чуковском то, что было с ним на самом деле, и то, чего никогда не было. Вы попробуйте угадать, где в моем рассказе правда, а где выдумка. Если думаете, что так и было на самом деле, отвечайте «верю», если вам покажется, что я сочиняю, говорите «не верю».
Игра «Верю – не верю».
Логопед. Верите ли вы, что Корнея Чуковского выгнали из гимназии?
Это было на самом деле. Корней учился в то время, когда был издан указ, запрещающий принимать в гимназию детей кучеров, лакеев, поваров. Семья будущего писателя была бедна, и тогда двери гимназии для него закрылись.
Дети, верите ли вы, что некоторые сказки Чуковского имели другие названия? (ответы детей.)
Это правда. Например, сказка «Муха – цокотуха» сначала называлась «Мухина свадьба», а наша любимая сказка «Айболит» - «Лимпопо».
Верите ли вы, что Чуковский был необыкновенно талантливым маляром?
Это правда. Корней Чуковский к любой работе относился серьезно и творчески.
Дети, верите ли вы, что Чуковский умел показывать фокусы, хорошо танцевал, а в преклонном возрасте мог бегать с детворой наперегонки?
(Ответы детей.) Это правда.
Верите ли вы, что стихотворение «Чудо – дерево» Чуковский написал для своей внучки?
Это правда. Стихотворение было написано после того, как внучка Мурочка потеряла свою туфельку.
Верите ли, что Чуковский в детстве выучил английский язык и прекрасно на нем разговаривал?
Это неправда. Чуковский выучил английский язык по учебнику, в начале которого не хватало нескольких страниц. Поэтому он не знал, как произносятся буквы, и говорил по-английски неправильно, зато писал без ошибок. Когда Чуковский попал в Англию, его сначала приняли за глухонемого. Благодаря своему упорству Корней Иванович быстро обучился устной речи англичан. И мы с вами можем читать стихи для детей, которые Чуковский перевел с английского языка.
Давайте послушаем несколько таких стихотворений в исполнении наших детей.
Храбрецы Скрюченная песня
Наши-то портные Жил на свете человек.
Храбрецы какие! Скрюченные ножки,
«Не боимся мы зверей, И гулял он целый век
Ни волков, ни медведей!» По скрюченной дорожке.
А как вышли за калитку А за скрюченной рекой
Да увидели улитку - В скрюченном домишке
Испугалися, Жили летом и зимой
Разбежалися! Скрюченные мышки.
Вот они какие, И стояли у ворот
Храбрые портные! Скрюченные елки.
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
Дженни И была у них одна
Дженни туфлю потеряла Скрюченная кошка,
Долго плакала, искала. И мяукала она,
Мельник туфельку нашел Сидя у окошка.
И на мельнице смолол. А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
Логопед. Теперь давайте поиграем.
Игра «Продолжи строчки».
Я буду читать отрывки из сказок Корнея Ивановича Чуковского. Когда остановлюсь, вы должны продолжить чтение наизусть.
Испугалася коза
Растопырила глаза:
( Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!»)
Загляни-ка ты в кадушку –
(И увидишь там лягушку.)
Загляни-ка ты в ушат –
(Тараканы там кишат.)
Логопед. Из какой сказки эти отрывки?
Дети. Из сказки «Федорино горе».
Логопед. Кто помнит заключительные строчки этой сказки?
Ребенок.
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
Логопед. Продолжим игру.
Ехали медведи
(На велосипеде.)
А за ними кот
(Задом наперед.)
А за ним комарики
(На воздушном шарике.)
А за ними раки
(На хромой собаке.)
Волки (на кобыле),
Львы (в автомобиле),
Зайчики (в трамвайчике),
Жаба (на метле).
Едут и смеются,
(Пряники жуют.)
Что это за сказка?
Дети. «Тараканище».
Логопед. Кто же победил таракана?
Ребенок.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает воробей.
Прыг да прыг,
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул таракана,
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося!
Логопед. Кто и в какой сказке говорил гостье:
«Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Ребенок. Так говорила муха из сказки «Муха-цокотуха»
Логопед. Что случилось с мухой? Продолжим игру.
Вдруг какой-то старичок
Паучок
(Нашу муху в уголок поволок,)
Хочет бедную убить,
(Цокотуху погубить!)
Чем закончилась сказка?
Ребенок.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Логопед. Доскажите строчки из другой сказки.
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
(«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше».)
Что это за сказка?
Дети. «Телефон».
Логопед. Кто еще звонил по телефону в этой сказке?
Дети. Слон, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, газели, кенгуру, носорог, свинья.
Логопед. Теперь доскажите строчки еще из одной сказки.
Замяукали котята:
(«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»)
А за ними и утята:
(«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»)
Из какой сказки эти строчки?
Дети. «Путаница».
Логопед. Что еще перепуталось в этой сказке?
Ребенок.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Логопед. Молодцы! И поиграли, и знания свои показали!
А сейчас дети покажут инсценировку сказки Чуковского «Цыпленок».
Жил на свете Цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
Входит ребенок в маске-шапочке Цыпленка.
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
(Показывает.)
И у него была мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
Входит ребенок в маске Курицы.
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
Показывает мармеладку в виде червяка и кладет ее в рот Цыпленку.
Как-то раз налетел на маму Кот и погнал ее прочь со двора.
Вбегает Кот и с мяуканьем прогоняет Курицу.
И был этот Кот вот такой.
Показывает свои лапы, хвост.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой Петух.
Входит ребенок в маске Петуха.
Вытянул он шею и во все горло закричал.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Я ли не удалец?! Я ли не молодец?!
Воспитатель.
Цыпленку это понравилось. Он вытянул шею и что было силы запищал.
Цыпленок. Пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!
Воспитатель. Но он споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
Цыпленок садится на пол рядом с Лягушкой (ребенок в костюме).
Воспитатель. В луже сидела Лягушка. Она увидела Цыпленка и засмеялась.
Лягушка. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до Петуха!
Воспитатель. Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела его и приласкала. Вот так.
Курица обнимает цыпленка и гладит по голове.
Спасибо, артисты!
Логопед. Корней Иванович Чуковский писал для детей веселые стихи. Иногда в них встречаются непонятные, но забавные словечки. Только знатоки могут угадать, из каких они стихов. А вы сможете? (Да!)
Тогда слушайте.
«Таталата, маталата» -
Ничего не разобрать!
Дети. Это из стихотворения «Слониха читает».
Расскажите это стихотворение.
Ребенок.
У слона была жена
Матрена Ивановна,
И задумала она книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата»,-
Ничего не разобрать!
Логопед. Молодец! А вот угадайте, откуда эти слова.
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Дети. Это слова из стихотворения «Свинки».
Расскажите, пожалуйста, все стихотворение.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
«Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»
Логопед. Вот так знайки! Вот так умницы!
А что это за заковыристые слова: Мауси, хвостауси, Котауси, глазауси, зубауси?
Дети. Это из стихотворения «Котауси и Мауси».
По залу пробегают друг за другом дети в костюмах мыши (Мауси) и кота (Котауси).
Логопед. Хотелось бы узнать, что это за мышка и что это за кот. Давайте посмотрим и послушаем их историю.
Ребенок.
Жила-была мышка Мауси.
(Входит Мауси.)
И вдруг увидала Котауси.
(Входит Котауси.)
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
(Котауси подкрадывается к Мауси,)
Подбежал Котауси к Мауси
И замахал хвостауси…
Котауси.
Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!
Ребенок.
Но ответила умная Мауси…
Мауси.
Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!
Ребенок.
Так ответила умная Мауси –
И скорее бегом от Котауси.
Дети встаньте в круг и помогите Мауси убежать от Котауси!
Проводится подвижная игра «Поможем Мауси» («Кошки-мышки»). По окончании игры дети садятся на места. Воспитатель вносит Макет чудо-дерева. Входит Айболит (взрослый в костюме) и садится под деревом.
Айболит.
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Ну-ка, кто там заболел? Приходите лечиться!
Дети с мягкими игрушечными животными в руках подходят к Айболиту, объясняют, что у них болит. Айболит лечит животных.
Воспитатель. Доктор Айболит, вам срочная телеграмма от Гиппопотама!
Дает телеграмму доктору Айболиту. Тот ее читает.
Ребенок.
«Зверятам из Африки
Хочется знать:
Умеют ли в детском саду
Танцевать?
Пожалуйста, наш дорогой Айболит,
Если вас просьба не затруднит,
На камеру танец детей вы снимите
И запись к нам в Африку
Срочно пришлите!»
Дети, вы можете исполнить танец?
Дети. Можем!
Воспитатель. Приготовьтесь, доктор Айболит, снимать.
Дети исполняют танец «Маленьких утят». Айболит снимает их на камеру. По окончании дети садятся на места.
Айболит. От веселого танца как будто солнышко в зал заглянуло!
Воспитатель. Хорошо, когда светит солнышко! В одной сказке Корнея Чуковского с солнцем произошла очень страшная история. Давайте ее вспомним.
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно…
(Стало заиньке темно.)
А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
(«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»)
Какая это сказка?
Дети. «Краденое солнце».
Айболит. Один из героев этой сказки – мохнатый да косолапый дедушка. Он победил страшного крокодила и спас солнышко. Скажите, кто он?
Дети. Это медведь.
Входит медведь (ребенок в костюме) с солнцем из картона в руках. Он «оживляет» солнце: рисует глаза и улыбку. Затем садится на стул, поставленный в центре зала.
Айболит. Дети, а стихи про солнышко вы почитаете?
Вбегают пятеро детей, встают вокруг медведя.
Первый ребенок.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Второй ребенок.
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Третий ребенок.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
Четвертый ребенок.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые бегут:
Дети (вместе)
Здравствуй, дедушка, мы тут!
Пятый ребенок.
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого…
Дети (вместе).
Ну спасибо тебе, дедушка,
За солнышко!
Воспитатель. Молодцы, дети! Спасибо тебе, дедушка! Спасибо Айболиту и всем, кто пришел к нам в гости! Пора нам со сказками прощаться. Какой веселый и радостный праздник у нас получился! А что такое радость?
Звучит музыка. Дети встают врассыпную. Девочки приседают: их руки подняты над головой, ладони сложены вместе.
Мальчики.
Рады, рады, рады
Светлые березы…
(Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)
Девочки.
И на них от радости
Вырастают розы.
(Медленно встают и опускают руки через стороны.)
Дети (вместе).
Рады, рады, рады,
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
(Надувают щеки.)
Воспитатель.
И вот от этой радости
Выросли и в нашей группе сладости.
Не стесняйтесь, угощайтесь!
На нашем чудо-дереве выросли конфеты!
Логопед.Наш праздник закончился. Но вас, дети, ждут новые встречи с героями стихов и сказок Корнея Ивановича Чуковского. До свидания!
Приложение 6
Биография Самуила Яковлевича Маршака
Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежом. Потом семья переехала в Петербург, он учился в одной из лучших гимназий. Для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникум, затем в Лондонский университет.
В возрасте 30 лет пишет свои оригинальные сказки в стихах
«Сказка о глупом мышонке»
«Сказка об умном мышонке»
«Пожар»
«Почта»
«Усатый-полосатый»
«Багаж»
«Вот какой рассеянный»
«Круглый год»
«Двенадцать месяцев»
«Кошкин дом»
«Теремок»
И множество стихов для детей на разные темы. Умер поэт в возрасте 67 лет в Москве.
Приложение 6
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие с героями любимых книг»
Цель. Прививать интерес к книгам детских писателей. Развивать способности принимать на себя роль сказочного героя. Продолжать воспитывать из детей благодарных зрителей, закрепить правила поведения в общественных местах.
Подготовка к игре. Воспитатель читает детям произведения Самуила Яковлевича Маршака, с помощью детей распределяют, кто какое произведение будет представлять, разучиваются отрывки, готовят костюмы и атрибуты.
Ход игры.
Ребята, я вас приглашаю в веселое путешествие по произведениям Самуила Яковлевича Маршака. Наше путешествие начинается с выступления труппы кукольного театра. Вы все по очереди будете и артистами, и зрителями. Артисты будут разыгрывать заранее выученные сценки, а дети – зрители должны правильно указать, откуда взят отрывок и кто его автор. Кто правильно отгадает сказку, получит фишку. В конце игры мы узнаем, кто же самый читающий ребенок в нашей группе.
Первая сценка.
Пела ночью мышка в норке:
-Спи, мышонок, замолчи,
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
_ Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
-Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
-Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
отвечает ей спросонок:
-Нет, твой голос нехорош,
Слишком громко ты поешь.
Вторая сценка.
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую перинку,
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, - что такое?
Хвостик на подушке,
На простынке – ушки.
Разве так спят?
Третья сценка на фланелеграфе.
«Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена».
Четвертая сценка.
В это время по дорожке
Шел зверек, страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
- От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
Выходи скорей, я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
- Не хочу я в чехарду, -
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул и был таков!
Пятая сценка.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
Шестая сценка.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Седьмая сценка.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок.
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Восьмая сценка
- Гриша, Гриша, дай мне нож?
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.
Девятая сценка.
Кошка.
А здесь моя гостиная,
Ковры и зеркала,
Купила пианино я
У одного осла.
Весною каждый день я
Беру уроки пенья.
Козел (козе)
Смотри, какие зеркала!
И в каждом вижу я козла…
Коза.
Протри как следует глаза!
Здесь в каждом зеркале коза.
Свинья
Вам это кажется, друзья,
Здесь в каждом зеркале свинья!
Курица.
Ах,
Нет! Какая там свинья,
Здесь только мы: петух и я!
Козел.
Соседи, до каких же пор
Вести мы будем этот спор?
Почтенная хозяйка,
Ты спой нам и сыграй-ка!
Самуил Яковлевич Маршак написал много загадок. Я их вам сейчас загадаю. За каждый правильный ответ также будет даваться фишка.
- Шумит он в поле, и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
- Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу.
- Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
- Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что бедняжку бьют?
А за то, что он надут!
- Его весной и летом
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
- Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
- В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
На морщинки не видать!
- Я конем рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не поставлю,
Упадет он без меня.
По окончании игры воспитатель хвалит детей за хорошие знания, что все были хорошими артистами. Детей, которые набрали наибольшее количество фишек, награждают книжками-раскрасками, остальным детям дарят открытки. Путешествие заканчивается просмотром мультфильма «Теремок» С.Я.Маршака.
Приложение 7
Биография Виталия Бианки
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 году в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук. Семья жила в одном из флигелей музея. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров.. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталю, он приучал записывать сына в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Так накапливался материал для будущих книг.
Неудивительно, что Виталий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
Первая мировая война не дала закончить образование – Бианки призвали в армию. После революции в 1922 году он вернулся в Петроград. Здесь вошел в кружок детских писателей при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования. В 1923 году журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны. После войны Бианки организовал в Ленинграде детский кружок любителей природы. Скончался 10 июня 1959 года в Ленинграде.
Приложение 7
Литературный турнир по произведениям Виталия Бианки
«Умники и умницы»
Задачи:
Закрепить знания детей о творчестве писателя.
Формировать средствами художественной литературы любовь и бережное отношение к родной природе. Приобщать к общепринятым нормам взаимоотношений.
Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В.Бианки; к месту употреблять в речи поговорки, загадки, звукоподражания.
Развивать логическое мышление детей, речь, расширять кругозор.
Ход.
- Кто больше?
Ведущий предлагает детям назвать как можно больше произведений В.Бианки. В качестве подсказки участники могут использовать экспозицию книжной выставки.
- Пословица не даром молвится.
Дети поочередно называют пословицы и поговорки, в которых упоминаются птицы.
- Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Всякая птица свои песни поет.
-Видно сокола по полету.
-Всяк кулик на своем болоте велик.
-Из пушки по воробьям не стреляют.
-Курица по зернышку клюет, да сыта живет.
-Наряд соколиный, а походка воронья.
-Коготок увяз – всей птичке пропасть.
-Молодой журавль высоко летел, да низко сел.
-Пуганая ворона куста боится.
-Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
-Одна ласточка весны не делает.
-Сорока стрекочет – гостей пророчит.
-Старого воробья на мякине не проведешь.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
-Старый ворон не каркнет мимо.
-У вороны искал петух обороны.
-Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше – на зеленой ветке.
-Яйца курицу не учат.
- Угадай произведение.
Ведущий читает отрывки из книг В.Бианки. Дети должны назвать произведение.
- «Обрадовался рак-путешественник. Нашел в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залег зимовать, как медведь в берлоге». («Где раки зимуют».)
- «Разбудила пчелиная песня зеленую Саранчу в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях у них – зазубринки, а на ножках – зацепочки.
Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.». («Кто чем поет?».)
- «Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих полях гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало». («Сова».)
- « Взглянул жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след втаптывают. Перешагнули ноги через жаворонка и пропали: не видать больше». («Чьи это ноги?»)
- «Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит». («Приключения Муравьишки».)
- «Жил Дятел-пестрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадешь к нему в когти – не хнычь, жила Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка, жила Куница – всех малых зверей убийца. Теперь мы живем – пчелиный рой – друг за дружку горой». («Теремок».)
- «Посмотрел Щенок кругом, а по земле жуки ползают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают. Бросился Щенок ловить их, и вдруг – стало кругом, как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно. Спрятались все». («Первая охота».)
- «Набродили, наследили звери по снегу. Не сразу поймешь, что тут было. Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький. Пошел заячий след по полю. По одну сторону его – другой след – побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след». («Снежная книга».)
- Прилетела Муха к речке, а в речке Рыба и Рак – оба с хвостами. Муха к Рыбе:
- Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
- Совсем не для красоты, - отвечает Рыба. – Хвост у меня – руль. Видишь: надо мне направо повернуть – я хвост вправо поворачиваю. Надо налево – я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать».
(«Хвосты»).
В конце выявляется команда, которая набрала больше фишек. Победители награждаются.
Приложение 8
Биография Александра Сергеевича Пушкина
Биография великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина началась 6 июня 1799 года в Москве. Еще с момента рождения его знаменитое будущее было предопределено – он рос в литературной среде. Его родной дядя был известным поэтом. Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения, а маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.
Огромное влияние на становление личности Пушкина оказала его няня Арина Родионова, которой поэт в будущем посвятил немало своих произведений. В основу некоторых из них лягут сказки, которые няня рассказывала маленькому Александру Сергеевичу. Эту добрую женщину поэт будет вспоминать и любить всю жизнь.
К семи годам он уже хорошо говорил и читал по-французски. В 11 лет его увезли в Петербург и отдали, только что открытое учебное заведение – лицей, который находился в Царском селе. Пушкин любил лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь.
Задорный и шутливый талант Пушкина проявился в написании эпиграмм на различных людей. Именно из-за них его отправят в ссылку на юг.
9 февраля года поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен. 10 февраля великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин умер.
Приложение 8
Непосредственная образовательная деятельность
Литературно-музыкальная композиция
Александр Сергеевич Пушкин
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172»
Ленинского района города Саратова
Королева Л.В.
Задачи.
Закрепить знания детей о произведениях А.С.Пушкина, развивать интонационную выразительность речи детей при чтении стихов поэта, умение видеть красоту окружающей природы. При ответах на вопросы воспитателя по возможности пользоваться строками из произведений. Создать радостное настроение у детей, вызвать желание водить хороводы, играть в народные игры.
Ход.
Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина знают и любят и дети, и взрослые. В детстве он любил слушать сказки и сам много читал, уже в семь лет он сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке. А кто чаще всего рассказывал ему сказки? (Няня.) Верно, Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала сказки маленькому Саше. (Показывает клубочек.) Клубочек наш – волшебный, он прикатился к дубу. (По ходу занятия воспитатель показывает иллюстрации.)
Педагог читает и инсценирует стихотворение.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом!
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
И я там был, и мед пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
Воспитатель. А теперь покатился наш клубочек в «Сказку о рыбаке и рыбке».
Появляется Дед (игрушка).
Дед.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу.
Воспитатель. Сколько раз дед закидывал невод в море? (Ответы детей.)
Дед.
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что старуха приказывала старику просить у рыбки.
Старуха.
Хоть бы ты взял с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Воспитатель.
Выполнила это желание рыбка? (Ответы детей.)
Старуха.
Воротись, дурачина, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж избу.
Воспитатель. А это желание выполнила рыбка?
О чем еще просил дед рыбку?
Какое желание деда рыбка не выполнила?
Дед.
Долго у моря ждал дед ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое корыто.
Воспитатель. Почему рыбка перестала выполнять приказания старухи?
Наш клубочек катится к «Сказке о золотом петушке».
Кто подарил золотого петушка царю Додону? (Мудрец.)
Мудрец.
- Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Воспитатель. Выполнил ли царь желание мудреца? Почему? (Он оказался жадным и неблагодарным.) Как петушок наказал царя?
Петушок.
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя,
Охнул царь – и умер он.
Воспитатель.
Какими словами заканчивается сказка? (Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».)
Клубочек прикатился к белочке с орешками. Что это за сказка? («Сказка о царе Салтане».) Каким было первое чудо для царя Гвидона?
Ребенок.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Воспитатель.
Какую песенку пела белка? («Во саду ли, в огороде…») Сыграйте эту мелодию на музыкальных инструментах.
Воспитатель.
Каким было второе чудо для царя Гвидона?
Звучит марш Черномора из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
Ребенок.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Воспитатель. А каким было третье чудо для царя Гвидона?
Звучит музыка, появляется Царевна-лебедь.
Царевна-лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Воспитатель.
А наш клубочек прикатился к следующей сказке.
Царица (сидит перед зеркалом).
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ…
Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Воспитатель.
Ребята, из какой сказки эти слова? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Как извела мачеха царскую дочку? Кто пошел искать царевну? К кому обращался королевич с просьбой отыскать невесту? Как он обращался к ним?
1 –й ребенок.
Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь…
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
2-й ребенок.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
3-й ребенок.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Царица.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Воспитатель.
И услышала в ответ…
Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Воспитатель.
Чем закончилась сказка?
Хороши и напевны русские хороводы. Александр Сергеевич долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы. Давайте и мы заведем хоровод «Во поле березка стояла».
Воспитатель.
Любил Александр Сергеевич и народные игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
Воспитатель.
Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение:
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на ветвях дубов,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Вот как писал поэт о весне:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
А вот как писал Александр Сергеевич о лете:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.
Так поэт писал об осени.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Поэт передавал в нескольких строках стихотворения красоту родной природы. Он был патриотом своей Родины, очень любил Москву и много писал о ней. (Тихо звучит музыка, педагог показывает иллюстрации с изображением Москвы.)
Москва… как много в этом слове
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Как жар крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, брат, ах! Как я был доволен.
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг.
Мы с вами совершили путешествие по некоторым произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Со временем вы познакомитесь и с другими его произведениями и полюбите их.
Приложение 8
Непосредственная образовательная деятельность
Художественное творчество. Лепка «Царевна-лебедь»
Задачи:
Вызвать желание передавать в лепке сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове), самостоятельно находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные раньше. Воспитывать интерес к сказкам поэта, развивать мелкие мышцы .
Коррекционная задача: выучить с детьми фрагмент из сказки превращения лебедя в царевну, развивать интонационную выразительность речи детей.
Материал.
У воспитателя статуэтка или игрушка, изображающая лебедя, книга Сказка о царе Салтане …» с иллюстрациями, репродукция картины Врубеля «Царевна-лебедь». У детей пластилин, стеки.
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Ход
Воспитатель спрашивает: «Про какую птицу можно сказать: гордо изогнув шею, величаво плывет крупная белоснежная птица? Вы знаете, дети, что у Пушкина в «Сказке о царе Салтане…» лебедь – это заколдованная царевна. Вспомним, как Александр Сергеевич описал превращение лебедя в царевну:
Тут она, взмахнув крылами, И царевной обернулась:
Полетела над волнами Месяц под косой блестит,
И на берег с высоты А во лбу звезда горит;
Опустилася в кусты. А сама-то величава,
Встрепенулась, отряхнулась Выступает, словно пава…
(Показывает одну-две иллюстрации к сказке.) А вот как превращение лебедя в царевну показал русский художник Михаил Врубель на картине, которая называется «Царевна-лебедь».
Дать возможность высказать свои мысли и впечатления о картине, направляя их внимание на художественные особенности образа. Предлагает детям слепить царевну-лебедь до ее превращения в красавицу-девицу. Ставит перед ними статуэтку или игрушку и выделяет признаки лебедя, которые следует отразить в лепке: овальное тело с небольшим хвостиком, длинная, гибкая, красиво изогнутая шея с небольшой головой, большие, пышные, слегка приподнятые крылья.
Воспитатель говорит, что сегодня дети вылепят птицу сами, без показа. Они должны подумать, какими способами можно вылепить птицу, делить ли пластилин на части. После обсуждения приходят к общему мнению, что лучше разделить кусок пластилина на две части: из одной сделать тело вместе с шеей и головой, и из другого – пышные крылья. Далее педагог выясняет у детей, какая исходная форма будет нужна для лепки тела, шеи и головы и какая для крыльев (два диска). Спрашивает, для чего может потребоваться стека. Советует вылепить на голове лебедя небольшую корону, чтобы сразу было видно, что это сказочная птица.
В процессе лепки спрашивает у отдельных детей, какими способами они будут лепить те или иные части тела. Напоминает, птице надо придать такую позу, чтобы про нее можно было сказать «величавая», «гордая», т.е. сделать фигуру лебедя выразительной.
В конце занятия предлагает детям, сидящими рядом за столом, обменяться фигурками и поочередно рассказать о работе товарища. Следит, чтобы ребенок обязательно находил и отмечал положительные стороны (А что бы ты посоветовал своему товарищу, чтобы его царевна-лебедь была еще лучше?). Заслушивается две-три пары. Затем все работы ставят на один стол. «Какие фигурки лебедей можно назвать выразительными и почему?» - спрашивает педагог. Вместе с детьми выделяет работы, в которых птица изображена гордой, величавой, красивой (через изгиб шеи, позу, поднятую голову и т.д.). Три-четыре ребенка читают отрывок из произведения.
Приложение 9
КВН в подготовительной к школе логопедической группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова на тему: «Мы знаем и любим детских писателей»
Задачи:
Развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность русского языка;
Закрепить знания детей о творчестве поэтов: Агнии Львовны Барто, Самуила Яковлевича Маршака, Корнея Ивановича Чуковского, Александра Сергеевича Пушкина; писателя – Виталия Бианки;
Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений;
Развивать чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.
Ход
Ребята, мы сегодня с вами проведем КВН по произведениям тех писателей и поэтов, которые изучали. У нас уже есть 2 команды, которые будут соревноваться друг с другом. Вы сами разделились на команды и дали им названия. Девочки – команда «Умницы», мальчики – команда «Умники». Вы готовились к этой игре, и сегодня мы посмотрим, кто же из вас сумеет победить. А победит, наверное, самая дружная, слаженная команда, болеющая за своих участников, и которая внимательно изучала произведения детских поэтов и писателей.
1 задание: Команды хором должны дружно сказать свой девиз. За каждый правильный ответ команде будет присуждаться очко. В конце игры все очки будут подсчитаны, и мы узнаем, кто же у нас самый умный – девочки или мальчики? Так как мальчики у нас джентельмены право первого ответа д предоставляется команде «Умницы».
«Мы хотим все на свете познать,
Поэтому любим очень читать.
И в сегодняшнем трудном бою
Мы покажем смекалку свою».
Девиз команды «Умники»
«Орешек знаний тверд,
Но все же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желанье все на свете знать».
2 задание: Кто из героев сказок мог дать такое объявление? Назвать героя, название сказки и автора. Задание дается всем сразу, кто знает ответ, быстро поднимает руку.
а) Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку.
б) Отмою всё.
в) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
г) Освобожу солнце из пасти крокодила.
3 задание: Дети достают по одному предмету из волшебного мешочка и называют, из какой это сказки и кто её написал?
Рыбка, лейка, зеркальце, мочалка, петушок, сковорода, спички, лебедь, письмо, скакалка, игрушка-птичка.
4 задание: Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Какими словами обращается старик к золотой рыбке?
5 задание: Прочитать по стихотворению А. Барто. Другая команда должна сказать, как это стихотворение называется и какая отрицательная черта характера в нем критикуется.
6 задание: Обеим командам предлагается по кроссворду. Отгадывает кроссворд вся команда вместе.
7 задание: В наборе иллюстраций найти зверей, которые впадают в спячку зимой (1-2 ошибки)
Лесные зимующие птицы (1-2 ошибки)
Какой писатель писал стихи о природе? Назвать по одному произведению о птицах и животных.
8 задание: На мольберте части животных и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать, почему вы так решили. Потом найти картинку с этим животным и присоединить к нему эту часть.
9 задание: Каждая команда должна показать по сценке. Соперники отгадывают, кто написал это произведение.
10 задание: Подвижная игра «Улетают - не улетают». В руках у детей картинки с перелетными и зимующими птицами. Под музыку все «летают», с концом музыки у кого картинки зимующих птиц – приседают, у кого перелетных – улетают с ковра.
11 задание: Составить картинку из частей по сказке, как она называется, кто ее написал и чем закончилась сказка.
12 задание: Спеть своей командой песню на стихи поэта, юбилей которого недавно отмечала наша страна. («Прививка», «Песенка друзей» С.Михалкова)
13 задание: Вы должны составить пары из героев пушкинских сказок и сказать точное название этой сказки.
14 задание: Сделать подборку книг одного поэта, поставить к ним его портрет и назвать его полное имя.
Теперь мы посчитаем заработанные вами очки и выявим победителя в нашей игре. Победители награждаются книгами, остальные дети открытками. Но в нашей игре сегодня победители все, потому что показали хорошие знания произведений, достойно боролись, поддерживали друг друга . Молодцы!
Приложение 10
Мониторинг образовательного процесса и детского развития детей подготовительной к школе логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Мы знаем и любим детских писателей» Апрель 2013 года
№ | Фамилия, имя ребенка | Знает 4-5 детских писателей и поэтов 1 | Узнает их по портрету 2 | Проявляет интерес к их биографии 3 | Может назвать автора известного произведения 4 | Принимает активное участие в беседе о прочитанном 5 | Выразительно читает наизусть стихи 6 | Принимает активное участие в драматизации 7 | Задает вопросы взрослому, способен сам-но дейст-ть в различных видах деят-ти 8 | Эмоц-но отзывчивый, сопереживает героям сказок, историй, рассказов 9 | Владеет диал-й речью и констр-ми способами взаим-я с детьми и взр-ми 10 | Способен управлять своим поведением 11 | Всего баллов |
1 | Саша А. | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 50 |
2 | Вика Д. | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 50 |
3 | Тимофей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 40 |
4 | Катя К. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 48 |
5 | Саша Н. | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 50 |
6 | Валя Н. | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 51 |
7 | Маша Н. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 45 |
8 | Матвей П | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 53 |
9 | Вика Т. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 55 |
10 | Андрей Ч | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 52 |
11 | Вероника | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 45 |
Низкий уровень% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | ||
Ниже среднего% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | ||
Средний уровень % | 8% | 27% | 18% | 27% | 8% | 8% | 8% | 8% | 0% | 0% | 0% | ||
Выше среднего% | 46% | 55% | 74% | 36% | 36% | 18% | 18% | 27% | 8% | 27% | 55% | ||
Высокий уровень % | 46% | 18% | 8% | 37% | 56% | 74% | 74% | 65% | 92% | 73% | 45% | ||
Средний показатель по группе | 87% | 78% | 78% | 74% | 82% | 90% | 91% | 90% | 98% | 94% | 89% |
Диаграмма мониторинга образовательного процесса и детского развития детей подготовительной к школе логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Мы знаем и любим детских писателей»
Апрель 2013 года
Кроссворд 1
₁ |
|
|
|
|
|
| |||||
₂ |
|
|
| ||||||||
₃ |
|
|
|
|
| ||||||
|
| ||||||||||
|
| ₄ | |||||||||
| ₅ |
|
|
|
| ||||||
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||
₆ |
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. В какой сказке дружно жили ёж, петух, лягушка.
3. Шуточное стихотворение А. Барто о насекомых.
5. Произведения С.Я. Маршака.
6. С чем приветливо разговаривала царица в сказке Пушкина.
По вертикали:
1. Сказка К. Чуковского про насекомого, который держал в страхе всех зверей.
2. В какой сказке автор призывает к чистоте.
4. Как звали Пушкина в детстве.
Кроссворд 2
₁ |
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||||||||
| ||||||||||
₂ |
|
|
|
| ||||||
| ||||||||||
| ₃ | |||||||||
₄ |
|
|
|
|
| |||||
| ₅ | |||||||||
₆ |
|
|
|
|
| |||||
|
| |||||||||
|
По горизонтали:
1. Какое насекомое в рассказе В. Бианки пело с помощью ног.
2. Кто в рассказе В.Бианки вышел на первую охоту.
4. Имя Чуковского.
6. Каких домашних животных в стихотворении С. Михалкова звали, как цифры.
По вертикали:
1. Что купила Муха-Цокотуха на денежку, которую нашла.
3. Кто в сказке Пушкина пела песенки и грызла золотые орешки.
5. Что за пароход в загадке С. Маршака разглаживает складки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мы знаем и любим детских писателей»
В материале описан проект "Мы знаем и любим детских писателей". Проект реализовывался совместно с детской районной библиотекой. В проекте описаны мероприятия, которые были организованы на базе детской...
Презентация краткосрочного проекта "Мы любим и знаем детских писателей"
Презентация краткосрочного проекта для детей младшего возраста "Мы любим и знаем детских писателей"...
Педагогический проект на тему: "Мы знаем и любим детских писателей"
В данном проекте представлен материал на тему:"Мы знаем и любим детских писателей", который реализовывался во 2 младшей группе общеразвивающей направленности (гр.№2"Апельсинка). Пр...
Проект "Мы знаем и любим детских писателей" для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о книге, как о произведении искусства, источнике познавательной информации, привить интерес ...
Проект "Мы знаем и и любим детских писателей"
Проект "Мы знаем и любим детских писателей" в подготовительной группе...
Проект «Мы знаем и любим детских писателей»
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова....
Педагогический проект "Мы знаем и любим детских писателей" с конспектами мероприятий
Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том, что он направлен на воспитание любви к произведениям детских писателей....