«Нестандартные методы формирования грамотной речи через развитие творческих способностей дошкольников».
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.Эффективными методами речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения синквейна, Лимерик — абсурдное стихотворение.Метод ассоциативных связей, или «Образ слов», позволяющий развить фонематический слух, творческие способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование речи через творческое мышление дошкольников | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синквейн Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения , синквейна . Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна : 1)первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2)вторая строка —слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5)пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность те мы.
Примеры синквейна : ДОЖДЬ Светлый, сильный, теплый. Гремит, оставляет лужицы. Я люблю прыгать по лужам в дождливую погоду. Капельки, вода, тучи. Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Я люблю гулять под дождем. Лужи, ручьи, облака .
Ветер Сильный , холодный . Срывает , дует , воет . Ветер осенью сердитый . Осень , холод , сквозняк Радуга Красивая, большая, весёлая, длинная. Висит , завораживает, радует, зарывает клад ( на конце) . Я люблю висеть на радуге. Полукруг, красота, небо.
Лимерик Лимерик — абсурдное стихотворение : стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как лимерик. В лимерике пять строчек, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой. Черепашка Соня Черепашка Соня живёт в красивом доме. Я выпустила черепашку в море. Гуляет она на просторе. Черепашка Соня живёт в красивом доме.
Примеры лимерика Кот Снежок Кот Снежок гулял в переулке Увидал слона на прогулке Снежок подружился со слоном, Закончилась прогулка радостью на том. Кот Снежок гулял в переулке. Кот Мурзик Кот Мурзик , чёрный как собака у соседей Тузик. Мурзик ловил мышей и прыгал выше ушей Ловил, ловил, совсем выбился из сил. Съел мышку, завалился на бочишко . Кот Мурзик , чёрный как собака у соседей Тузик
Метод ассоциативных связей, или «Образ слов» Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая: 1.Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). 2.К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. 3. Общий смысл выражения и создает образ слова. Рабочую цепочку можно представить следующим образом: Слово —> звуки —> слова —> образ слова. Например, некоторые индивидуальные образы слов: ПЛЯЖ —> песок — летом — ярко-желтый; Песок- пляж- солнце- океан. МОРОЗ —> мерцающий образ румяной зимы; Пирог- праздник-радость-ожидание ЗИМА —> затрещал — мороз; Ягода- яркая гостья дачи ЛЕТО —> лучезарное — тепло; Осень - опять сентябрь. ОСЕНЬ —> облачное — серое — небо; Цветок - цветущее окно. ВЕСНА —> веселое — сверкающее — небо; Стул- сядут тут люди.
Методы дивергентного речевого развития Придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например : Солнце, улица, светофор. Однажды жила девочка. Она пошла гулять на улицу. Подошла к дороге и увидела светофор .Когда загорелся зелёный , она перешла её. Посмотрела вверх, увидела яркое, желтое солнышко, пошла на речку , искупалась и той же дорогой вернулась домой. Самолет, дождь, горы. Жил самолёт. Он полетел над горами. Вдруг пошел дождь. Он полетел назад домой и закрыл дверь в своём доме крылом. Потом , когда дождь прошел , он опять полетел над горами.
«Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке» В.А. Сухомлинский
Список литературы: 1.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1958 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -- СПб.: СОЮЗ, 1999. -- 160 с. 3.Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н /Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям). 4. . Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству
Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...
Формирование личности ребёнка через развитие его творческих способностей.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. ...
Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.
Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....
Статья "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству"
Творческие способности дошкольников зависят от речевой культуры...
Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию
Обобщение педагогического опыта работы.Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию Основные задачи по р...
МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
Мастер-класс для педагогов ДОУ с использованием программы Чуриловой Э.Г. "Арт-фантазия"...
Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников
Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...