Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Обобщение педагогического опыта работы. Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию
Основные задачи по развитию творческого рассказывания в подготовительной группе: научить детей самостоятельно придумывать содержание рассказа (сказки), выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Решение этих задач требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. В старшем возрасте развитию творчества способствовали рассказы личного опыта: “Как я отдохнул летом”, “Как мы играем зимой на участке”. Чтобы вызвать интерес к рассказыванию, проводила краткие беседы в утренней и вечерний отрезок времени, на прогулках. На занятиях использовала широко прием речевого образца, мотивацию: “Напишем письмо заболевшему другу”. В ходе рассказывания детьми обращала внимание на содержание рассказа, на последовательность описания, на развитие словаря. Срезы званий по творческому рассказыванию в старшей группе показали высокий уровень у 38% детей. Дети учились составлять творческий рассказ по картинкам (что было?; и что будет?), познакомились со структурой рассказа и его последовательностью, научились составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Чтобы поддерживать и расширять интерес к рассказыванию использовала рассказывание по скороговоркам (“Волк на лужайке, задрожали зайки”), стихам, знакомила детей с пословицами и поговорками (“Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет”). В старшей группе во время бесед, при проведении диагностики выявились проблемы: невысокий словарный запас у 50% детей, слабо развито воображение. Чтобы повысить словарный запас использовала дидактические игры: “Угадай по описанию”, “Не ошибись”, “Магазин”, “Наоборот”, познакомила детей с развивающими играми: “Да – нет”, “Что лучше”, “Хорошо-плохо”, “Чем похожи – отличаются “Если я был...”, “Что было бы, если...”, “На что похоже...” Большую роль играет тесный контакт-сотрудничество с родителями. Для родителей оформляла папки-передвижки: “Сочиняем сказки”, “Играем вместе”, проводила консультации: “Как помочь ребенку”, знакомила с играми, чтоб они могли дома играть. Для развития творческого воображения использовала прием - домашнее задание: нарисовать и придумать рассказ. Предварительно с детьми и родителями обговаривали содержание рассказа, давала план, нацеливала детей на подбор точных и выразительных слов. Дети с удовольствием рассматривают детские альбомы, рассказывают самостоятельно или просят зачитать рассказ, обыгрывают с настольными игрушками. Составление альбомов с рассказами и рисунками детей является хорошим мотивом для творческих рассказов. Мотивация имеет огромное значение: дети придумывают сказку для Мишки; сочиняют сюжет, чтоб спасти Василису Прекрасную; или сравнивают, кто самый лучший сказочник. Хороший мотив к рассказыванию – письмо больному ребенку или в другой детский сад. Дети любят получать письма и конечно же отправлять их. Например, составили письма на тему: “Как мы поздравляли мам”, “Чем мы занимаемся в д/саду”, “Наша группа”, “Моя любимая игрушка”, “За что мы любим детский сад”. В подготовительной группе более углубленно занимались творческим рассказыванием, использовали схемы. Со схемами дети познакомились еще в средней и старшей группах: пересказывали сказки (“Теремок”, “Заюшкина избушка”) играли со схемами и символами: “На что похоже”, “Оживи гимнаста”, “Придумай и дорисуй”. Начали составлять рассказы и сказки с детьми по составленным схемам, предварительно познакомившись с символами. У детей появился интерес к составлению сказок, они легко усвоили последовательность и структуру сказок, благодаря функциям В.Я. Пропка. Чтобы повысить самостоятельность ребенка при составлении сказки, пробовали составлять схемы по сюжетам сказок: “Репка”, “Колобок”, затем “Гуси-лебеди”, “Красная шапочка”, “Морозко”. При пересказе дети самостоятельно зарисовывали последовательность с помощью символов и пересказывали рассказ. На следующем этапе учились составлять схемы индивидуально и в паре, придумывать по ним сказки. Придумывали сказку и зарисовывали схему к ней вместе с родителями, затем пересказывали детям в группе. Изготовили книжки – малышки “Красная шапочка”, “Репка”. В подготовительной группе уровень творческого рассказывания у детей повысился до 47%. Чтобы поддержать интерес детей к придумыванию сказок и повысить речевую их активность использовала ТРИЗ: изменение в сказке времени, величины, места действия (прием РВС); замена героя (одного, двух), “винегрет” из сказок. Придумывали с детьми измененные сказки на основе старых: 4 “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Теремок”. Большую роль при проведении занятий по творческому рассказыванию играет наглядность: картинки с “волшебными предметами”, внесение героев-кукол или приход героя взрослого, использование масок, различные виды театра, декорации и т.д. Большое значение имеет совместная деятельность воспитателя и детей при подготовке к занятию:
Развитию выразительности речи, мимики, воображения, фантазии помогают упражнения “Представь себя на месте героя - как бы ты поступил, или что ты исправишь...”, “Изобрази героя (предмет)”; развитию творчества помогают игры-путешествия: “Шел солдат со службы", "Путешествие утят", “Придумай небылицу”, “На остров сокровищ”, “Город будущего”, “Несуществующее животное”; краткие беседы “Как бы хотели провести выходной день или праздник?”, “Кем станешь, когда вырастешь”. К концу года у детей повысился интерес к театральным играм. С помощью родителей сделали различные виды театров. Дети с удовольствием обыгрывают придуманные сказки или придумывают новые. Благодаря системе в проведении занятий, в организации совместной и самостоятельней деятельности в течение дня, использованию интересной наглядности, мотивацию и других эффективных приемов, дети к концу подготовительной группы научились самостоятельно и выразительно передавать свой замысел. У детей хорошо развита.фантазия, творческое воображение. В речи детей появились образные выражения и сравнения, сложные предложения, эпитеты. Большинство детей строят рассказ или сказку согласно структуре, последовательности её функций. Результатом работы стали альбомы и книжки с детскими рассказами и рисунками, схемы придуманных сказок. Обучение творческому рассказыванию требует хорошей подготовки, творческому подходу воспитателя к составлению занятий, продумыванию наглядных пособий, сюжета и мотиваций.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи через обучение составлению описательных рассказов.
Проблема развития связной речи у дошкольников хорошо известна .Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через ...
Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)
Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...
Конструкт непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Данный конструкт способствует развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ....
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказас применением ТРИЗ &l...
Конспект занятия по развитию связной речи через обучения рассказыванию по картинкам
развивать связную монологическую речь; помочь детям понять замысел сказки; сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям; учить понимать тему и содержание сказки; учить отбирать...
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...