Художественная литература как средство воспитания ценных образцов поведения у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Использование художественной литературы для становления базиса личностной культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yudina_n.v.docx | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественная литература как средство воспитания этически ценных образцов поведения детей дошкольного возраста»
Опыт работы творческой группы педагогов МКДОУ д/с №452 «Теремок» г.Новосибирска по приобщению дошкольников к книге и становлению базиса личностной культуры.
Автор: Юдина Наталья Васильевна,
старший воспитатель
Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.
С первых дней появления на свет ребёнок начинает познавать законы окружающего мира, с его помощью он совершенствует свои чувства, развивает ум и волю.
Современного человека, живущего в XXI веке, окружает множество проблем. Одной из наиболее острых и насущных, на наш взгляд, является проблема человечности, взаимопонимания. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, не замечаем, что стали грубее, эгоистичней, невнимательней не только к окружающим нас людям, но и к своим близким. Порой можно увидеть детей, разговаривающих с взрослыми неподобающим образом, детей, которые могут сломать ветку дерева или раздавить жука. Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь взрослые порой сами являются примером бескультурья, равнодушия. Активная позиция семьи и педагогов способна изменить эту ситуацию. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания нравственных норм и качеств у детей является актуальным на современном этапе развития личностного воспитания дошкольников. Активная позиция семьи и детского сада по воспитанию нравственных норм у детей доступными для их возраста средствами позволяет эффективно влиять на формирование экологического сознания, нравственно-патриотических качеств личности, способствует формированию познавательных интересов, реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействии с художественной литературой.
Детская художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности, такое издание расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги прошлого (Н.Л.Крупская, А.С.Макаренко, Ф.Фребель, А.И.Тихеева и др.) видели в книге могучий источник знаний, средство для развития интеллектуальных и нравственных качеств личности. Эти идеи нашли своё развитие и подтверждение в трудах исследователей, разрабатывающих проблемы дошкольной психологии, педагогики и методики нравственного воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.Г.Саморукова, С.Г.Якобсон, А.М.Виноградова, Л.А.Пеньевская и др.).
В современном обществе выделяется проблема "дефицита" чтения. Сегодня всё большее число детей предоставлены сами себе и проводят большую часть времени, сидя у телевизоров, поэтому с литературой, они знакомятся в основном в рамках дошкольного учреждения. Следовательно, педагогу необходимо не только уделять больше внимания работе с детской литературой нравственной направленности, но и приобщать к совместной работе родителей воспитанников. Следует показать родителям неоценимую пользу детской литературы, с помощью которой можно формировать нравственные качества детей, и которая бы нравилась детям. Дошкольный возраст – это важный этап формирования нравственных представлений, являющихся основой нравственной воспитанности человека, показателем которой является его отношение к людям, к природе, к самому себе, умении сочувствовать, сопереживать, отзывчивости и доброты.
Нравственные качества являются результатом нравственного воспитания, утверждаются в личности, путём собственного познания и опыта. Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путём его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Таким образом, видно, что формирование нравственных норм для ребёнка крайне необходимо. Дети ежедневно в той или иной форме сталкиваются с ситуациями, в которых без этих знаний просто не обойтись. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к героям книг должны стать отправной точкой для воспитания и обучения ребёнка: любви, гуманизму, патриотизму, бережному отношению ко всему живому и неживому. Поэтому в своей работе мы делаем акцент на детской литературе; как формировать нравственные нормы у детей при помощи книги – детской книги.
В нашем дошкольном учреждении была организована творческая группа педагогов по приобщению дошкольников к книге и становлению базиса личностной культуры. В нее вошли творческие педагоги всех возрастных групп, а руководителем группы стала я.
Организовывая деятельность в данном направлении, мы поставили цель:
- сформировать у детей дошкольного возраста основы базис личностной культуры средствами художественной литературы.
Определили следующие задачи:
- Определить составляющие базиса личностной культуры.
- Выбрать художественную литературу для разработки игровых обучающих ситуаций для выработки этически ценных образцов поведения для каждой возрастной группы.
- Разработать комплекс средств для выработки этически ценных образцов поведения детей дошкольного возраста.
Проанализировав методическую, психологическую и художественную литературу мы выделили следующие составляющие базиса личностной культуры:
- воспитание начал гуманизма или другими словами формирование внутренней культуры человека (т.е. выполнение элементарных правил общения, вежливость, тактичность, деликатность, корректность, достоинство, аккуратность, обязательность, скромность и т. п.);
- воспитание внешней культуры или культуры поведения, умение человека вести себя в обществе, манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, умение использовать свободное время;
- система общечеловеческих ценностей - ценность жизни и человека, ценность общения, ценность добра и истины, семьи, труда и творчества, ценность социальной солидарности, а также гражданственности и патриотизма.
Все это обобщили и составили соответствующие таблицы по возрастам.
Базис личностной культуры | Ранний возраст |
Внутренняя культура | |
достоинство | |
аккуратность | |
Внешняя культура или культура поведения | |
эстетика внешнего вида | |
Система общечеловеческих ценностей | |
ценность общения (понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры) | |
ценность добра и истины (осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями) | |
ценность семьи (понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам) |
Базис личностной культуры | 2-я младшая группа |
Внутренняя культура | |
вежливость | |
тактичность | |
достоинство | |
аккуратность | |
Внешняя культура или культура поведения | |
манеры, жесты | |
речь | |
эстетика внешнего вида | |
умение использовать свободное время | |
Система общечеловеческих ценностей | |
ценность жизни и человека (осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания) | |
ценность общения (понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры) | |
ценность добра и истины (осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями) | |
ценность семьи (понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам) | |
ценность труда и творчества (признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области) |
Базис личностной культуры | Средняя группа |
Внутренняя культура | |
вежливость | |
тактичность | |
достоинство | |
аккуратность | |
обязательность | |
скромность | |
умение человека вести себя в обществе | |
манеры, жесты | |
речь | |
эстетика внешнего вида | |
умение использовать свободное время | |
ценность жизни и человека (осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания) | |
ценность общения (понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры) | |
ценность добра и истины (осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями) | |
ценность семьи (понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам) | |
ценность труда и творчества (признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области) |
Базис личностной культуры | Старшая группа |
Внутренняя культура | |
вежливость | |
тактичность | |
деликатность | |
корректность | |
достоинство | |
аккуратность | |
обязательность | |
скромность | |
Внешняя культура или культура поведения | |
умение человека вести себя в обществе | |
манеры, жесты | |
речь | |
эстетика внешнего вида | |
умение организовать рабочее место | |
умение использовать свободное время | |
Система общечеловеческих ценностей | |
ценность жизни и человека (осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания) | |
ценность общения (понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры) | |
ценность добра и истины (осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями) | |
ценность семьи (понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам) | |
ценность труда и творчества (признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области) | |
ценность социальной солидарности (обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям) | |
ценность гражданственности и патриотизма (осознание себя как члена общества; умение дорожить культурным наследием предшествующих поколений) |
Базис личностной культуры | Подготовительная группа |
Внутренняя культура | |
вежливость | |
тактичность | |
деликатность | |
корректность | |
достоинство | |
аккуратность | |
обязательность | |
скромность | |
Внешняя культура или культура поведения | |
умение человека вести себя в обществе | |
манеры, жесты | |
речь | |
эстетика внешнего вида | |
умение организовать рабочее место | |
умение использовать свободное время | |
Система общечеловеческих ценностей | |
ценность жизни и человека (осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания) | |
ценность общения (понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры) | |
ценность добра и истины (осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями) | |
ценность семьи (понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам) | |
ценность труда и творчества (признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области) | |
ценность социальной солидарности (обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям) | |
ценность гражданственности и патриотизма (осознание себя как члена общества; умение дорожить культурным наследием предшествующих поколений) |
Затем педагогам было предложено заполнить эти таблицы, выбрав программные произведения, на основе которых далее будут составляться сценарии игровых обучающих ситуаций по формированию этически ценных образцов поведения детей дошкольного возраста.
Используя художественную литературу как средство формирования у детей дошкольного возраста этически ценных образцов поведения, педагоги должны обращать особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений.
В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Педагоги отбирали художественные произведение в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ними.
Такие нравственные качества, как внимательность, вежливость, уважительность нельзя воспитать, если детям не известно, что значит быть вежливым, внимательным, что нужно уступать место взрослым, пропускать вперед девочек. Открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. Быть вежливым научат стихотворения А. Барто «Спасибо», «Как Вовка стал взрослым», С. Маршака «Ежели вы вежливы», рассказы А. В. Сухомлинского «Как ежиха приласкала своих детей», «Как зайчик грелся при луне», Е. Михаленко «В дороге».
Для закрепления представлений детей о необходимости взаимопомощи, быть настоящим другом, товарищем большую ценность представляют рассказы воспитателя о взаимоотношениях людей, об их моральных поступках. С этой целью используются конкретные случаи из жизни и, конечно, художественная литература. Рассказ Б. Житкова «На льдине», С. Сахарнова «Два радиста», С Баруздина «Морской кортик», И. Туричина «Человек заболел» уточняют представления детей о героизме, о взаимопомощи.
Именно сейчас надо воспитывать в ребенке отзывчивость и деликатность, заботливость, тактичность и сочувствие к знакомым и незнакомым людям, умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. Произведение В. Катаева «Цветик-семицветик», К Ушинского «Сила – не право», В. Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово» помогут пробудить в детях чувства доброго отношения к людям.
На примерах героев художественной литературы можно воспитывать в ребятах честность, смелость, правдивость. Порой дети путают эти качества и считают, что если сильный, то его все должны бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения Е. Пермяка «Самое страшное, Л. Н. Толстого «Белка и волк», «Два товарища», «Косточка», «Правду сказал», Л. Пантелеева «Трус», В. Осеевой «До первого дождя». После прочтения обязательно провести беседу с детьми, дать оценку поступкам героев, найти такие качества у ребят в группе, среди окружающих. Также можно прочитать рассказы Н. Носова «Карасик», «Фантазеры», «Огурцы», Б. Заходера «Никто». На примере произведений татарского поэта Г. Тукая «Водяная» можно поговорить с детьми о том, что нельзя брать без разрешения чужое.
Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила "по справедливости", "по честному", рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей - в рассказе Л. Пантелеева "Честное слово", мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.
Для детей, которые рассеянны, несобранны, можно прочитать произведение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Л. Воронковой «Маша – растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр». Слушая произведения, дети понимают, что неаккуратность, рассеянность, может поставить даже взрослого в смешные ситуации. «Вот такой рассеянный» становится любимой поговоркой ребят.
За прошлый учебный год мы собрали уже большую подборку ИОС, для воспитания у детей ценных образцов поведения, разработанных на основе художественной литературы. И данные методические материалы уже используются педагогами нашего ДОУ в работе. В этом учебном году творческая группа педагогов продолжает свою работу по составлению ИОС. Осуществляя работу в данном направлении, педагоги создают условия для усвоения во всех возрастных группах положительного нравственного опыта, приобретенного на основе подобранных по данной тематике книг.
В дальнейшем, планируем обобщить весь комплекс средств в методическое пособие для педагогов ДОО.
Список используемой литературы:
1.ФГОС ДО, ссылка http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой-– М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
3.Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги». http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/beseda-s-detmi-kakie-byvayut-knigi
5.Наглядно- дидактический материал, художественная литература к программе дошкольного образования «От рождения до школы»
6. «Книги для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В.Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2006.- 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умение адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях....
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обс...
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Система работы с детьми по воспитанию безопасного поведенияТема «Огонь»...
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Наша повседневная жизнь, не говоря уж об экстремальных ситуациях, таит множество опасностей. И для каждого из нас важно знать и уметь правильно вести себя в этих ситуациях.Именно в дошкольном возрасте...
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста ( из опыта работы).
Актуальность, цель, задачи воспитателя в работе с детьми, педагогами и родителями....
Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»
Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...