Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по обж
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Вопросы на рассмотрении:
1.1.Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
1.2.Методы и формы обучения и воспитания
1.3.Средства обучения и воспитания
2.Работа с родителями по воспитанию безопасного поведения детей
3.Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников
Практикум: разделить присутствующих на 4 группы для составления технологической карты проекта для детей по темам: «Мой безопасный дворик»; «Мой безопасный дом»; «Безопасность на дороге»; «Осторожно – огонь!» (возможны другие варианты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования
Тема: "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста".
Вопросы на рассмотрении:
1.1.Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
1.2.Методы и формы обучения и воспитания
1.3.Средства обучения и воспитания
2.Работа с родителями по воспитанию безопасного поведения детей
3.Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников
Практикум: разделить присутствующих на 4 группы для составления технологической карты проекта для детей по темам: «Мой безопасный дворик»; «Мой безопасный дом»; «Безопасность на дороге»; «Осторожно – огонь!» (возможны другие варианты).
1.1.Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.
Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их познаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.
Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:
- формировать у воспитанников представления об опасных и вредных факторах, влияющих на безопасность жизнедеятельности;
- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
- развивать потребность и желание приобретать новые познания о правилах безопасного поведения;
- учить детей пользоваться полученными познаниями на практике;
- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей познания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между учреждением дошкольного образования и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.
Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).
Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:
1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-практическая, элементарная исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.
1.2.Методы и формы обучения и воспитания
Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:
- комплексные занятия, игровые тренинги;
- экскурсии, целевые прогулки, походы;
- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, настольно-печатные игры, игры-соревнования;
- сочинение историй;
- наблюдения;
- беседы групповые и индивидуальные;
- чтение специальной детской литературы;
- анализ заданных ситуаций;
- выполнение поручений;
- экспериментирование.
1.3.Средства обучения и воспитания
С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- плакаты, иллюстрации;
- настольно-печатные игры, дидактические игры;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- подборку художественной литературы по теме.
Реализация поставленной цели предусматривает следующее:
- разработку системы планирования;
- определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);
- разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;
- разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
- в образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.
2.Работа с родителями по воспитанию безопасного поведения детей
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников РОЧС.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты.
4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».
5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).
6. Практические семинары.
7. Консультации.
8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.
9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.
3.Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников
Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:
- через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);
- через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).
Параметрами количественной диагностики могут быть:
· усвоение знаний правил поведения в быту;
· усвоение знаний правил поведения в природе;
· усвоение знаний правил поведения на улице;
· усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.
Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:
- наблюдение;
- фиксация высказываний детей;
- опросы;
- сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;
- рисунки с заданиями, творческие рисунки;
- обсуждение литературных произведений.
Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.
Рекомендуемая литература:
1.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. – Мозырь : Белый Ветер, 2014—2016. — 104 с.
3. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, 2017. – 31 с.: 37 л. ил.
4.Дошкольникам о правилах безопасности : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович [и др.]. – Минск : Экоперспектива, 2015. – 92 с.: ил.
5.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к началу 2017/2018 учебного года.
6.Каюрова, А. Н., Скокова, О. В., Шеховцова, Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.
7.Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.
8.Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умение адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях....
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обс...
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Система работы с детьми по воспитанию безопасного поведенияТема «Огонь»...
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Наша повседневная жизнь, не говоря уж об экстремальных ситуациях, таит множество опасностей. И для каждого из нас важно знать и уметь правильно вести себя в этих ситуациях.Именно в дошкольном возрасте...
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста ( из опыта работы).
Актуальность, цель, задачи воспитателя в работе с детьми, педагогами и родителями....
Методические рекомендации «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма...
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...