Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_ugluyulennoy_rabote_po_ekologii.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет воспитателя по углубленной работе по теме:
«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель М. В. Мельникова
«Пусть течёт всё свободно,
без применения насилия»
Я.А.Коменский.
По утверждениям Я.А.Коменского, природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется общим закономерностям природы.
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить. Одна из основных задач образования - формирование духовно – нравственной личности. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому, очень важно, научить ребёнка беречь природу, чтобы он с самого раннего возраста понял, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Здоровые дети – это благополучие и устойчивое развитие нашей страны в будущем. А чтобы научить ребенка беречь природу, нужно изначально научить видеть её красоту и любоваться ею, любить всей душой каждую травинку и каждое живое существо.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.
В моём понятии, актуальность данной проблемы заключается в том, что только экологическая культура людей нашей планеты, может вывести её из катастрофического состояния.
В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
В своей работе по экологическому развитию и воспитанию детей применяю разнообразные методы и приёмы.
Перечислю наиболее интересные:
- экологические экскурсии;
- экологические викторины и конкурсы;
- экологические игры;
- экологические выставки;
- конкурс чтецов;
- совместные мероприятия детей и родителей;
- чтение экологических сказок;
- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие. После чтения произведений разумно организовать беседы, задавать вопросы, разыгрывать сценки, лепить, рисовать, делать коллажи, придумывать продолжение; сочинять сказки, стихи, рассказы, создавать свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.
Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С.Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет - самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне».
Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям?
Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.
Научная основа моего опыта.
Разработала:
1. Примерное перспективное планирование по экологическому воспитанию детей и привитию любви к природе в средней, старшей и подготовительной к школе группе.
2. Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя с родителями по экологическому воспитанию .
3. Примерную картотеку художественных произведений по ознакомлению детей с природой.
4. Цикл занятий по формированию у детей положительных эмоций от объектов природы, воспитанию любви к природе, экологического мировоззрения.
5. Серию развлечений экологической направленности.
Новизна:
• Воспитание экологической культуры дошкольников на основе экологических сказок, художественных произведений о природе.
• Сочинение детьми рассказов и сказок о живой и неживой природе, животном мире.
Методы и приемы:
1. Использование игрового проблемного обучения, заключающегося в проигрывании проблемных ситуаций на занятиях , способствующих развитию творческого мышления.
2. Использование предметно-схематических, схематических моделей,
экологических игр с элементами моделей.
3. Интегрированное обучение.
Рассказ воспитателя сочетается с самостоятельной продуктивной
деятельностью детей: тематическими рисунками, поделками из природного и бросового материала.
4. Сочинение сказок и рассказов о жизни домашних и диких животных, живой и неживой природе.
Результативность:
Уровень сформированности знаний, умений, навыков по экологическому воспитанию детей.
2013 - 2014 | 2014 - 2015 | 2015 - 2016 | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
2,5 /83%/ | 2,8 /93%/ | 2,6 /86,7%/ | 2,9 /96,7%/ | 2,7 /90%/ | 3 /100%/ |
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее педагог должен уметь в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:
- наблюдение в природе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- опытно-экспериментальная деятельность ;
- работа в огороде, на клумбе;
- экскурсии по экологической тропе;
- занятия;
- дидактические игры;
- ознакомление с художественной литературой;
- участие в конкурсах;
- работа с родителями;
Таким образом, проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.
В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию, имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература, большая подборка игр и картотека художественных произведений о природе, изготовлен календарь погоды. Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
С самого начала работы по теме я веду с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д.). Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д. При этом каждое наблюдение я стараюсь сопровождать чтением художественного текста, подобранного специально по теме.
На прогулке, организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т.д.), в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови» и т.д. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.).
Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формирую в детях бережное, заботливое отношение к живой природе. Учу детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Подвожу к осознанию зависимости состояния растений от условий их произрастания. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает влияние на отношение к деятельности, делая ее более осмысленной и целенаправленной. Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаю и образовательные задачи. Дети получают представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных – их внешнем виде, повадках, потребностях, способах передвижения, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между средой обитания, образом жизни животного и способами ухода за ним в уголке природы. Чтобы возрос интерес к уголку природы я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время, даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения, как следствие дети замечают индивидуальность каждого растения и мы учимся составлять о них сказки и загадки.
Также на территории участка имеются мини цветники. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Кроме того ежегодно дети трудятся на огороде, наблюдая сезонный цикл развития растений.
Основные же знания о природе дети получают на занятиях. Основной моей задачей является раскрытие экологических связей, если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Без раскрытия этих связей полноценное экологическое воспитание окажется просто невозможным. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Например, на занятиях я стараюсь показать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнут птицы – пострадают мелкие хищники и т.д.). Природные факторы рассматриваются с двух позиций: хорошо – плохо.
Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.
Постоянно на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т.д.
Во время тематических занятий по изодеятельности использую аудиозаписи «Звуки природы». Дети с удовольствием слушают «Звуки природы» и работы получаются глубже и более детализированными.
В блоке совместной деятельности проводим викторины, разгадываем кроссворды, играем в интеллектуальные игры – «Знатоки природы родного края», «Мир птиц», «Сохрани природу» и т.д. Эти способы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых произведений – сколько включенность детей в переживания событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.
Проводим конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, посвященные экологической тематике, анкетирование, беседы – эта работа способствует повышению экологической культуры родителей. Многие из предложенных форм работы нацелены на совместное действие детей, родителей и педагога, что позволяет более плодотворно решать поставленные задачи и добиваться положительного результата в целом.
В результате проводимой мною работы по экологическому воспитанию дошкольников у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; дети получили практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам . «Любовь к природе, как впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». И.С. Соколов-Микитов
В результате такой целенаправленной работы с детьми уровень участия родителей в решении поставленных целей и задач менялся из года в год это видно из таблицы:
2013 – 2014 | 2014 - 2015 | 2015 – 2016 |
25% | 45% | 100% |
Исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что проводимые мероприятия показали положительную динамику как в росте знаний детей, повышении уровня их умений и навыков, так и в активности участия родителей в решении данных задач, родители на практике видели результаты нашей совместной деятельности их дети бережно и заботливо относятся к объектам природы, никогда не нарушают её целостности, не дают делать этого другим, точно аргументируя свои высказывания, знания, умения и навыки детей высоки, умело используются на практике все это говорит о том, что подобранный материал можно использовать в работе с детьми педагогам всех возрастных групп, так как он положителен в динамике и не имеет отрицательных моментов. Данный материал подтверждает положительные черты использования художественного слова для воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Художественные произведения как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняютс...
«Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста».
Прививать любовь к природе с раннего возраста необходима....
Художественная литература как средство воспитания ценных образцов поведения у детей дошкольного возраста
Использование художественной литературы для становления базиса личностной культуры дошкольников....
Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста.
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за сост...
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: « Использование Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...