Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | 678.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полонская Галина Владимировна, воспитатель логопедической группы, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 24 «Космос», 628400 Тюменская обл., г. Сургут, ул. Майская 2.
«Воспитание навыков безопасного поведения
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Объект исследования: воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- Провести диагностику детей по выявлению уровня сформированности навыков безопасного поведения.
- Составить перспективный план.
- Разработать конспекты тематических занятий.
- Систематизировать наглядно – дидактический материал по теме.
- Разработать консультации для педагогов и родителей.
ГИПОТЕЗА
Если воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлять как спланированный процесс, используя любознательность, непосредственность восприятия, наглядно – образное мышление ребенка, то у дошкольника сформируются навыки безопасного поведения в определенных ситуациях.
Введение
В своих бедствиях люди склонны
винить, судьбу, богов, все что угодно,
только не самих себя.
Платон
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике. Работа педагога с детьми не должна ограничиваться только словесными объяснениями «Это можно, а так нельзя», она не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой ситуации.
Актуальность. В последние годы особое внимание придается обучению детей правилам дорожного движения, а также формированию основ безопасного поведения дома, на улице, в природе.
Опыт человечества свидетельствует, что на разных исторических этапах имело место различное понимание социально-педагогической и медико-педагогической защиты и охраны здоровья детей, которое зависело от социально-экономических условий и уровня развития нации, философско-религиозных представлений о человеке, его предназначении, смысле жизни и смерти, о здоровье и болезнях. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан дошколят.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Причины бытового травматизма среди детей - шалость и неосторожное обращение с предметами быта и меры его предупреждения. Детские игры со спичками причина пожаров. Опасности при обращении с электроприборами и предметами быта в квартире: неисправность электроприборов, оголенных проводов для жизни и здоровья человека. Опасности, подстерегающие на кухне: кипящая вода в чайниках, самоварах, кастрюлях, обращение с острыми, колющими и режущими предметами. Опасности при содержании домашних животных и уход за ними. Большое количество травм дети получают во дворах, на улице.
Ключевые понятия «безопасность» и «жизнедеятельность» указывают на направленность изучения дошкольниками не только содержания, но и понимания данных понятий и способов выхода из различных сложных и опасных ситуаций.
Следует отметить, что достижение цели работы по обучению детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения и изучение предлагаемого содержания необходимо организовывать с учетом познавательных, эмоционально-чувственных и физических возможностей ребенка. Поэтому изучаемый материал должен быть доступным детскому пониманию, интересным, эмоционально насыщенным, практически направленным и сообщаться детям в процессе занятий, дидактических и ролевых игр, на экскурсиях и прогулках, при обсуждении ситуаций (реальных и воображаемых), составление прогноза (что произойдет, если?, как надо поступать?), при организации практических дел.
Обучение детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных ситуациях. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Работа не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду
- организованные формы обучения на занятиях
- совместную деятельность взрослого и ребенка
- самостоятельную деятельность ребенка
- воспитание навыков поведения
- ознакомление с окружающим
- развитие речи
- художественную литературу
- конструирование
- изобразительное искусство
- игру
Предметом исследования данной работы являются навыки безопасного поведения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цели:
формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике; воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.
Задачи:
1. Научить детей правильно и безопасно вести себя в обществе, дома, в природе и на дороге.
2. Научить применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
3. Развивать речь ребенка через все формы работы по основам безопасного поведения.
4. Пополнить предметно - развивающую среду. Создать в группе уголок по основам безопасности жизнедеятельности детей.
5. Разработать конспекты занятий, экскурсий, прогулок, развлечений по формированию основ безопасного поведения.
6. Разработать план работы с родителями в данном направлении.
Работа по формированию основ безопасности проводится по следующим разделам:
* Ребенок и другие люди
* Ребенок и природа
* Ребенок дома
* Ребенок на улицах города
*Здоровье ребенка.
* Эмоциональное благополучие ребенка
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников я осуществляю на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Ознакомление и закрепление знаний по теме происходит через регламентированную и нерегламентированную деятельность. Приоритет отдаю индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.
Выводы:
Работая по теме «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» я отметила, что у воспитанников появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; возникла потребность следовать правилам безопасного поведения в определенных ситуациях.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, в речи присутствуют аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, отклонения в развитии психических процессов.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Каждый уровень речевого развития характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Для детей с общим недоразвитием I уровня речевого развития детей характерно отсутствие фразовой речи, воспроизведение в виде аморфных слов, понимание речи затруднено. Для детей с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития характерно наличие зачатков общеупотребительной речи Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы. В речи отсутствуют предлоги, местоимения. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и глагольного, словаря признаков. Дети заменяют слова другими, близкими по значению, по смыслу. Навыками словообразования и словоизменения они не владеют. Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже. Фонетическая сторона отстает от нормы: у детей грубо нарушено произношение свистящих, шипящих, соноров, твердых и мягких, звонких и глухих звуков. Грубые ошибки в воспроизведении слоговой структуры. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость. Фонематический слух практически не развит.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключится с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание в одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции.
Раздел: Ребенок и природа. Основные темы и цели
Тема: Сигналы опасности природы.
Цель: Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений( цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты) Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.
Тема: Когда съедобное ядовито.
Цель: Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.
Тема: Контакты с животными могут быть опасными.
Цель: Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами.
Тема: О пользе и вреде воды.
Цель: Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.
Раздел: Ребенок и другие люди. Основные темы и цели
Тема: Опасные люди и кто защищает нас от них.
Цель: Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (психически больных, воров, убийц, похитителей, террористов, наркоманов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции.
Тема: Контакты с незнакомыми детьми и правила поведения с ними.
Цель: Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях.
Тема: Чем опасны малознакомые ребята?
Цель: Объяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей.
Тема: Если тебе угрожает опасность?
Цель: Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома.
Раздел: Ребенок дома.
Тема: Наши помощники и враги дома.
Цель: Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими.
Тема: Пожарная безопасность.
Цель: Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.
Тема: Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения.
Цель: Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях.
Раздел: Здоровье ребенка.
Тема: Ценности здорового образа жизни.
Цель: Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.
Тема: Поговорим о болезни.
Цель: Расширить и углубить знания детей о болезнях(инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний.
Тема: Изучаем свой организм.
Цель: Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.
Тема: Прислушиваемся к своему организму.
Цель: Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.
Тема: Правила первой помощи. Уход за больными.
Цель: Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными.
Раздел: Ребенок на улице.
Тема: Город и улицы.
Цель: Расширить представление детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островком безопасности»
Тема: Виды транспорта и спецмашины.
Цель: Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, пассажирский, грузовой) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом.
Тема: Перекресток и движение.
Цель: Дать детям представление о перекрестке. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером ~ регулировщиком и его ролью на улице.
Тема: Дорожные знаки.
Цель: Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, их назначением. Расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.
Тема: Сигнализация машин.
Цель: Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»
Тема: Правила поведения в транспорте:
Цель: Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Тема: Сотрудники ГАИ
Цель: Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ».
Особенности организации развивающего пространства в подготовительной логопедической группе. Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что предметно – пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками и позволяет включать в познавательную деятельность одновременно всех детей в группе. В ней дети реализуют свои способности
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими группами. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной для ребенка, предоставляющей ему полную свободу действий.
Подготовительная к школе группа – последний год пребывания дошкольника в детском саду и очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.
Пространственную среду необходимо организовывать таким образом, чтобы предоставить детям возможности для самостоятельного изучения окружающих предметов, стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения, дошкольники с общим недоразвитием речи могут испытывать в такой деятельности определенные трудности. Они могут выполнять определенные действия, но не могут объяснить, как они это сделали. В таком случае взрослый должен стать равноправным партнером детей в их деятельности и оказывать им необходимую помощь.
В возрасте шести – семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства в группе.
Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно - ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, помогают формировать личностную и нравственную саморегуляции. Поэтому игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий. Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую, в ходе которой ребенок создает что - то нужное, полезное. В связи с этим уголок продуктивной деятельности комплектуется материалами, необходимыми для изготовления поделок детьми. Дети с удовольствием участвуют в играх – соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.
Виды работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
Виды работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности
Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях
Диагностика сформированности навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с ОНР. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начала с выявления уровня их знаний и интересов по этой теме, степени сформированности практических умений и навыков, которые проводились в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволили определить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у детей, на основе результатов наметить цели и пути работы по данному направлению.
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной диагностики, задача которой выявить индивидуальные особенности развития детей.
В настоящее время существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Я разработала диагностический инструментарий обследования навыков сформированности безопасного поведения, используя методические материалы В.П. Глухова, С.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Е.В. Гончаровой. Задания предназначаются для определения уровня сформированности правил безопасного поведения детей в доступных для данного возраста видах: дидактические и словесные игры, обсуждение ситуаций, рассматривание иллюстраций. При оценке выполнения заданий учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи.
Определяется степень самостоятельности при выполнении заданий, последовательность, и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу и поставленной задаче. При затруднениях оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Используется оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения заданий: высокий - 3, средний - 2, низкий - 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей обучении безопасному поведению, в том числе суммарной бальной оценке уровня овладения навыками безопасного поведения в целом.
Критерии оценивания уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи.
Высокий уровень - 3
Дошкольник выделяет круг опасных предметов домашнего обихода; имеет полные, точные представления о мерах предосторожности; понимает и аргументирует значимость их соблюдения; знает как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью) Ребенок знает основные правила дорожного движения, необходимые дошкольнику, знает и умеет пользоваться правилами поведения в транспорте. Различает ядовитые растения, несъедобные и съедобные грибы, знает правила контакта с животными и насекомыми. Знает о правилах поведения на водоемах в летнее и зимнее время года. Ребенок знает как вести себя с незнакомыми людьми, решает проблемные ситуации.
Средний уровень - 2
Ребенок называет половину объектов опасности дома, объясняет необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности, знает некоторые способы безопасного обращения с данными предметами быта; информированы о действиях в опасных ситуациях, но представления неполные. Знает как вести себя с незнакомыми людьми, но затрудняется в решении проблемных ситуациях по общению с незнакомыми людьми. Плохо различает ядовитые растения, несъедобные и съедобные грибы. Не знает о правилах поведения на водоемах в летнее и зимнее время года.
Низкий уровень - 1.
Ребенок выделяет некоторое количество потенциально опасных предметов домашнего обихода, называют запрет в качестве аргумента по соблюдению мер предосторожности, не знают способов использования предметов быта; имеют поверхностные представления о действиях в бытовых опасных ситуациях. Ребенок не различает ядовитые растения, определяет съедобные и несъедобные грибы при помощи взрослого, не знает привил поведения на воде. Ребенок плохо знает основные правила дорожного движения, не соблюдает правила поведения в транспорте.
График сформированности навыков безопасного поведения у детей с ОНР логопедической группы № 4 «Лесовичок»
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебно - методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -СПб., 2005
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М., 2004
3.Голицина Н.С, Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни малышей» - М., 2005
4.Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок» - Волгоград, 2006
5.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы - Ростов, 2004
6. Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими дошкольниками» -М., 2004
7. Майоров Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку» - М.,2006
8. Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М., 2005
9.Степаненкова Э.Я., Филиппенко М.Ф. «дошкольникам о правилах дорожного движения» - М., 1978
10.Тихеева Е.И. «Развитие речи» - М., 2003
11.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» - М., 1998
12. Поддубная Л.В., Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» - М.,2008
13. Иванова Т.Л. «Пожарная безопасность» - Волгоград, 2005
14.Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено» - Сибирское университетское издательство, 2008-
15. Жукова О.Г., Трушнина, Г.Л, Федорова.ЕГ. «Азбука АУ!» - Санкт-Петербург, 2008
16. Антошина З.Р., Саво И.Л. «Знакомим детей с травинами противопожарной безопасности» - Дошкольная педагогика, 2005
Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, фестивали, конференции и т.д.)
Год участия, уровень мероприятия | Название мероприятия | Результативность |
2009 г. Муниципальный | «Детский травматизм» | Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. |
2009 г. Окружной | «ПДД. Зелёный огонёк» | Разработка кратковременных проектов по профилактике ДТП и внедрение их в группах МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 24 «Космос» |
2010 г. 1 этап – муниципальный, 2 этап - городской | Конкурс – соревнование среди воспитанников ДОУ на знание ПДД с использованием подвижных игр на воздухе | Участие |
Внешняя экспертная оценка (благодарственные письма, отзывы, рецензии).
Была отмечена благодарственным письмом от МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 24 «Космос» за высокий профессионализм, инициативность и активную деятельность в мероприятиях.
Ваше согласие\не согласие\ на размещение опыта работы в сети Интернет (на сайте Международного Центра практической психологии) и издательство рукописи в СМИ.
Даю согласие на размещение опыта работы в сети Интернет и издательство рукописи в СМИ.
Приложение 1
Перспективно – тематический план по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Старшая группа
Сроки | Работа с воспитанниками | Работа с родителями |
Сентябрь | Занятие «Ребёнок и его старшие приятели» Ситуация «Старший приятель предлагает залезть на крышу гаража» «Ребенок стоит на краю платформы и смотрит на приближающий поезд» Чтение Н. Носова «Фантазёры», «Вот какой рассеянный, с улицы Бассеянной» Просмотр диафильма (Правила поведения в лесу) | Консультация «Обеспечение безопасного поведения в быту» |
Октябрь | Занятие «В лес пойдём грибов, ягод наберём» Ситуация «Дети бросают в птиц палки, шишки» «Сбивают палками ядовитые грибы» Чтение «Маша и медведь», К. Ушинского «Леший» Беседа на тему «Игры детей в поезде» Просмотр диафильма (Лесной пожар) | Родительское собрание по проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности» |
Ноябрь | Занятие «Здоровье и болезнь» Чтение К. Ушинского «Дедушка», К. Чуковского «Доктор Айболит» Ситуация «Ребёнок в дождливую погоду выходит на улицу в плаще, резиновых сапогах» «Ребенок сосет сосульку» С\р игра «Поликлиника», «Больница» Выставка рисунков по ОБЖ Просмотр диафильма (Порезы, ссадины, ушибы) | Консультации психолога «Страхи у детей» |
Декабрь | Занятие «Использование и хранение опасных предметов» Ситуация «Мальчик молотком раскалывает орехи» «Девочка открыла аптечку и достает лекарство» Чтение загадок про опасные предметы, Н. Носова «Заплатка» С\р игра «Строители», «Ателье» Рассматривание иллюстраций из серии «Железнодорожный вокзал» Просмотр диафильма (Опасные места в доме) | Выставка литературы по безопасности |
Январь | Занятие «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» Чтение сказки «Кот, петух и Лиса», «Белая уточка» П\и «Похитители и находчивые ребята» Ситуация «Куда бежать ,если за тобой гонятся» (парк, пост ГАИ и т.д.) «Ребенок и взрослый перебегают через железную дорогу в неустановленном месте» Просмотр диафильма (Правила поведения на льду) | Семинар «Как обучить ребёнка безопасному поведению» |
Февраль | Занятие «Если чужой приходит в дом» Ситуация «Почтальон принес телеграмму» «Милиционер пришел проверить сигнализацию» Чтение сказки «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей» Выставка рисунков по ОБЖ Беседа на тему «Кто работает на ж/д вокзале» Просмотр диафильма (Личная безопасность на улице и в подъезде) | Круглый стол «Чему и как мы учим детей» из семейного воспитания и опыта работы педагогов |
Март | Занятие «Кошка и собака – наши соседи» Ситуация «Что надо делать, чтобы кошка была спокойной» «Бездомные собаки» Чтение загадок о животных, сказки «Про лису и Котофей Иваныча» С\р игра «Ветлечебница», «Зоопарк» Рассматривание иллюстраций на тему: «Посадка в вагон» Просмотр диафильма (Домашние животные, комнатные растения) | Участие родителей в организации экскурсии на железнодорожный вокзал |
Апрель | Занятие «Как вызвать милицию, скорую помощь» Чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа –милиционер», Е. Пермяка «Про нос и язык» Тренинг с телефоном Ситуация «Ребёнок в поезде на верхней полке без ремня безопасности» С\р игра «Милиция», «Скорая помощь», «Служба спасения» Просмотр диафильма (Правила обращения с лекарством) | Памятки «Игры детей в поезде», «Знай и выполняй правила безопасности в поезде» |
Май | Занятие «На воде, на солнце» Ситуация «Дети прыгают с обрыва в речку», «Загорают без понамок» Рассматривание картин: «Морской пляж», «Морской берег» Д\и «Собери вещи», «Купание в море» Выставка рисунков по Обж Просмотр диафильма (Безопасность в авиатранспорте) | Рекомендации «Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его пользу и вред для ребёнка» |
Июнь | Беседа «Безопасность при отдыхе на природе» Чтение Л. Толстого «Три медведя», А. Вересаева «Хитрые грибы» Д\и «Экологическая цепочка», «Съедобное –несъедобное» Ситуации: просмотр диафильма «Приключения Ромы и Юли в лесу» Просмотр диафильма (Укусы насекомых и диких животных) | Памятка для родителей по безопасности в природных условиях |
Июль | Беседа: «Основы здорового образа жизни» Рассматривание альбомов, книг о спорте С\р игра «Магазин полезных продуктов питания» Чтение «Зарядка и простуда», «Денис и медвежонок Денни», Т. Шорыгина «Беседы о здоровье» Ситуации: просмотр диафильма «приключение Ромы и Юли- поведение на ж\д вокзале | Консультация «Роль семьи в формировании здоровья детей» |
Август | Беседа «Сделай компьютер своим другом» Чтение Т. Шорыгина «Спаси Веронику», «С добрым утром» Рассматривание иллюстраций из серии «Режим дня» Ситуации: просмотр диафильма «Приключения Ромы и Юли» Просмотр диафильма (Ядовитые грибы и ягоды) | Консультация «Воспитывайте полезные привычки с детства» |
Подготовительная группа
Сроки | Работа с воспитанниками | Работа с родителями |
Сентябрь | Занятие "Пожарный - профессия героическая" Д\и "Собери картинку", с\р игра "Пожарные" Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией Чтение И. Тверабукина "Андрейкино дежурство", С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое" Обсуждение ситуации "Помощь пострадавшему при пожаре Рассматривание иллюстраций "Помощь пострадавшему при пожаре" | Создание памятки по ППБ |
Октябрь | Занятие "Если в доме случился пожар" Обсуждение ситуации "Чего нельзя делать в отсутствие взрослых" Чтение стихотворений из цикла "Спички не игрушки, огонь не забава" Рассматривание иллюстраций "От чего возник пожар" Д\и "Что для чего", с\р игра "Наш дом", д\и "Угадай профессию" | Консультация "Привитие навыков по ППБ детям дошкольного возраста" |
Ноябрь | Занятие "Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности" Обсуждение ситуации "Если в доме что-то загорелось" Чтение Л. Толстого "Пожар", Б. Житкова "Пожар в море" Выставка рисунков по ОБЖ Рассматривание иллюстраций "Средства пожаротушения" Д\и "Окажи помощь пострадавшему при пожаре", с\р игра "Пожарные" | Консультация для родителей "Экстремальная ситуация -Пожар" |
Декабрь | Занятие "Электричество в вашем доме" Экскурсия в прачечную Д\и "Что для чего", с\р игра "Наш дом" Чтение загадок (электробытовые приборы) Рассматривание иллюстраций "Электробытовые приборы" Обсуждение ситуации "Если загорелся чайник" | Выставка литературы "10 заповедей сохранения жизни" |
Январь | Занятие "Знакомство с пиротехникой" Рассматривание иллюстраций "Веселеые праздники и красивые феерверки" Викторина "Чтобы не было пожара" Чтение "Как Тимоша царевну спас" Обсуждение ситуации "Если на елке вспыхнули иголки" (неисправнвя гирлянда) Д\и "Найди ответ", "Лото осторожностей" | Оформление стенда по ППБ |
Февраль | Занятие "Взаимодействие служб спасения" Обсуждение ситуации "Действия при пожаре" Встреча с инспектором госпожнадзора. Чтение стихотворений на противопожарную тему Рассматривание иллюстраций "Работа пожарных во время пожара", "Спецтранспорт" Досуг "Смелые пожарные" Выставка рисунков по ОБЖ | Анкетирование родителей "Знаете ли вы правила пожарной безопасности" |
Март | Занятие" Береги свой дом от пожара" Составление творческого рассказа "Спичка-невеличка и большой пожар" Д\и "Горит - не горит", "Что необходимо пожарному" Обсуждение ситуации "Откуда может прийти беда" Рассматривание иллюстраций о пожарной безопасности Чтение С.Маршака "На площади базарной, на каланче пожарной" Составление плана - схемы эвакуации из группы, ориентировка в пространстве | Организация уголков безопасности |
Апрель | Занятие "Огонь друг и враг человека" Рассматривание иллюстраций из серии "Огонь- друг" "Огонь- враг" Обсуждение ситуации "Бабушка забыла выключить утюг" Чтение В. Гальченко "Первая тревога", Т. Шорыгина "Огневой волшебник" Составление плана-схемы комнаты, ориентировка в пространстве | Выступление детей перед родителями "Агитбригада юных помощников инспекторов по ППБ" |
Май | Занятие "Почему это случилось?" Выставка рисунков по ОБЖ развлечение "Почемучка в гостях у юных пожарных" Обсуждение ситуации "Ты один дома - возник пожар" Рассматривание иллюстраций "Пожарная безопасность" Чтение пословиц, поговорок и стихов Д\и "Разложи по порядку", "Домино", "Найди ответ" | Консультация: "Отчего происходят пожары" |
Июнь | Беседа "Если в доме начался пожар" Чтение С. Маршака "Пожар", загадок по теме Ситуации "Дым в подъезде - твои действия", "Пожар в комнате -девочка прячется под кровать" Игра - эстафета "Преодоление задымлённой зоны, эстафета с песком, с вёдрами" | Памятка: "Как может возникнуть пожар в лесу, на отдыхе" |
Июль | Беседа о профессии пожарного Игра - тренинг "Сигнал тревоги" (вызов по телефону 01) Игра - имитация "Пожарники" Чтение М. Лазарева "Если вдруг с тобой произошла беда" Чтение Т. Шорыгина "Бумажный самолётик" | Рекомендации "Правила эксплуатации электроприборов в доме" |
Август | Беседа "Лесной пожар" Викторина "Знаете ли вы правила пожарной безопасности?" Чтение: "незатушенный костер", сказка "Вороненок" из сборника Т.Шорыгиной Рассматривание иллюстраций по теме "Лесной пожар" Ситуации "Звери спасаются от лесного пожара", "Семья на отдыхе в лесу - разведение костра" | Консультация "Огонь - судья беспечности людей" |
Сюжетно – ролевые игры
Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов по теме
Обсуждение ситуаций после рассматривания иллюстраций, картинок, рисунков, альбомов, игр
Самостоятельная деятельность
Настольные игры
Строительные
игры
Конкурсы рисунков, поделок
Игровая деятельность
Беседы с детьми
Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
Целевые прогулки, экскурсии, условные прогулки
Работа со схемами
Рассматривание иллюстраций, картинок, выставок, макетов
Сочинение загадок, рассказов, сказок
Совместная деятельность
Опыты, поисковая деятельность
Работа с различными видами материалов
Театрализованная деятельность
Настольные игры
Досуги, праздники, развлечения
Развитие речи
Логопедическое
Ознакомление с окружающим
Музыкальное
Рисование
Математика
Лепка
Конструирование
Физкультурное
Занятия
Занятия у психолога
Аппликация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.
Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...
Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведенияу детей дошкольного возраста"
Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Рекомендации по организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе по развитию коммуникативных навыков,...
Статья: "Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
презентация " Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Ребёнок 5 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспрои...