Конспект занятия "Волшебница Зима"
план-конспект занятия по развитию речи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема «Волшебница Зима»
Составила и провела: восп-ль Николаева Л.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_volshebnitsa_zima.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема «Волшебница Зима»
Составила и провела: восп-ль Николаева Л.Ю.
Задачи:
-Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения.
-Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
-Обогащать и активизировать словарь (хмурень, лютовей, снеговей) .
- Воспитывать в детях чувство прекрасного.
Материал: аудиозаписи П. И. Чайковского, «Метель» Г. В. Свиридова.
Ход занятия:
1)Орг. момент: «Кто меня слышит – хлопните раз, кто меня видит – хлопните два..».
2)Беседа: «Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) Да, но зима, к сожалению, подходит к концу, и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Скажите, а вы любите зиму? (Да) Почему? (Ответы) Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
(Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)
Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и капелью, со снегом хрустящим. А еще у каждого времени года есть свои три месяца. Назовите все зимние месяцы.
(Декабрь, январь, февраль)
3)Рассказ: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
4) Чтение примет:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
(Значит, ясно будет днем.)
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…
(Жди метели.)
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения…
(Ждите потепления.)
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…
(Будет ясно и морозно.)
Молодцы, ребята. А вы знаете пословицы о зиме?
Дети (по очереди) :
-Береги нос в большой мороз.
-Сугроб да вьюга – два друга.
-В зимний холод всякий молод.
-Декабрь год кончает, а зиму начинает.
-Зима без снега – лето без хлеба.
-Холодная зима – жаркое лето.
-Зимою вьюга – летом ненастье.
-Спасибо, мороз, что снегу принес.
-Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Ребята, подумайте и скажите, что означает эта пословица: «Зима без снега – лето без хлеба»?
(Ответы)
Я с вами согласна: если зимой нет снега на полях, то летом будет плохой урожай и люди будут голодать. А эта пословица что означает: «Зимою вьюга – летом ненастье»?
(Ответы детей.)
Верно. Издавна люди приметили, что если зимой частые вьюги, то лето будет дождливым.
5)Физкультминутка «Снег – снежок»:
Снег-снежок,
Снег-снежок
По дорожке стелится. (руки медленно вверх-вниз)
Снег-снежок,
Снег-снежок
Белая метелица. (руки вверх, плавно качают вправо-влево)
Снег-снежок,
Снег-снежок
Тает на ладошке. (поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку ладонями вверх)
Мы налепим снежков
Вместе поиграем. («лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем. (резко выбрасывают поочередно руки вперед) .
6) Слушанье музыки: «Поэты, композиторы, передают свое видение зимы в стихах, музыке.
Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Сейчас я включу вам волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Декабрь» и предложу передать настроение, которое она в вас вызывает, с помощью танцевальных движений.
(Дети берут в руки султанчики и выполняют различные танцевальные движения) .
Ребята, что вы себе представили, когда слушали и танцевали под эту музыку?
(Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей и звенит колокольчик) .
Какая музыка по характеру?
(Просторная, широкая, веселая, радостная) .
7)Чтение худ. литературы: Давайте вспомним стихи о зиме.
Иван Суриков «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки
И я на́ бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На́ небе темно.
Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнёшь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на́ печь
К бабушке седой,
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.
В уголке согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лен прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку -
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
(Дети читают стихи) .
8)Анализ: «Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают ее настроение: музыканты – в звуках, поэты в словах. Но за зимой придет весна со своими звуками и красками, Мы с вами тоже будем с ними знакомиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...
Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"
Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...
Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»
Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...
Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»
Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...