Конспект занятия "Волшебница Зима"
план-конспект занятия по развитию речи

Николаева Людмила Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема  «Волшебница Зима»

Составила и провела: восп-ль Николаева Л.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_volshebnitsa_zima.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема  «Волшебница Зима»

Составила и провела: восп-ль Николаева Л.Ю.

Задачи:

-Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения.

-Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

-Обогащать и активизировать словарь (хмурень, лютовей, снеговей) .

- Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Материал: аудиозаписи П. И. Чайковского, «Метель» Г. В. Свиридова.

Ход занятия:

1)Орг. момент: «Кто меня слышит – хлопните раз, кто меня видит – хлопните два..».

2)Беседа: «Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) Да, но зима, к сожалению, подходит к концу, и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года. Скажите, а вы любите зиму? (Да) Почему? (Ответы) Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?

(Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)

Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и капелью, со снегом хрустящим. А еще у каждого времени года есть свои три месяца. Назовите все зимние месяцы.

(Декабрь, январь, февраль)

3)Рассказ: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

4) Чтение примет:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом…

(Значит, ясно будет днем.)

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

(Жди метели.)

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

(Ждите потепления.)

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

(Будет ясно и морозно.)

Молодцы, ребята. А вы знаете пословицы о зиме?

Дети (по очереди) :

-Береги нос в большой мороз.

-Сугроб да вьюга – два друга.

-В зимний холод всякий молод.

-Декабрь год кончает, а зиму начинает.

-Зима без снега – лето без хлеба.

-Холодная зима – жаркое лето.

-Зимою вьюга – летом ненастье.

-Спасибо, мороз, что снегу принес.

-Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Ребята, подумайте и скажите, что означает эта пословица: «Зима без снега – лето без хлеба»?

(Ответы)

Я с вами согласна: если зимой нет снега на полях, то летом будет плохой урожай и люди будут голодать. А эта пословица что означает: «Зимою вьюга – летом ненастье»?

(Ответы детей.)

Верно. Издавна люди приметили, что если зимой частые вьюги, то лето будет дождливым.

 5)Физкультминутка «Снег – снежок»:

Снег-снежок,

Снег-снежок

По дорожке стелится. (руки медленно вверх-вниз)

Снег-снежок,

Снег-снежок

Белая метелица. (руки вверх, плавно качают вправо-влево)

Снег-снежок,

Снег-снежок

Тает на ладошке. (поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку ладонями вверх)

Мы налепим снежков

Вместе поиграем. («лепят снежки»)

И друг в друга снежки

Весело бросаем. (резко выбрасывают поочередно руки вперед) .

6) Слушанье музыки: «Поэты, композиторы, передают свое видение зимы в стихах, музыке.

Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Сейчас я включу вам волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года» «Декабрь» и предложу передать настроение, которое она в вас вызывает, с помощью танцевальных движений.

(Дети берут в руки султанчики и выполняют различные танцевальные движения) .

Ребята, что вы себе представили, когда слушали и танцевали под эту музыку?

(Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей и звенит колокольчик) .

Какая музыка по характеру?

(Просторная, широкая, веселая, радостная) .

7)Чтение худ. литературы: Давайте вспомним стихи о зиме.

Иван Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки

И я на́ бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На́ небе темно.

Весь ты перезябнешь, -

Руки не согнёшь, -

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на́ печь

К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…

Тихо всё кругом;

Только слышишь: воет

Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лен прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца…

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал.

Слушаю я сказку -

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

(Дети читают стихи) .

8)Анализ: «Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают ее настроение: музыканты – в звуках, поэты в словах. Но за зимой придет весна со своими звуками и красками, Мы с вами тоже будем с ними знакомиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...