Занятие по познавательно-речевому развитию: "Как учились в старину"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей со старославянским алфавитом.
Задачи: 1. Дать первоначальное представление детям о письме гусиным пером, закрепить навыки письма.
2. Развивать диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитывать у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по познавательно-речевому развитию: "Как учились в старину" | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад «Светлячок» п. Домбаровский
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Никитюк Т.Н
2020 год
Цель: Познакомить детей со старославянским алфавитом.
Задачи: 1. Дать первоначальное представление детям о письме гусиным пером, закрепить навыки письма.
2. Развивать диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитывать у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н. Толстого, заучивание стихотворений, знакомство детей с различными видами алфавита на занятиях и в свободной деятельности, рассматривание, практическая работа.
Материалы и оборудование: образцы букв алфавита, икона Мефодия и Кирилла, гусиные перья по количеству детей, ½ часть альбомного листа, чернила, чернильницы, влажные салфетки, образцы алфавитов, атрибут «Сова», аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает детям о старославянской азбуке.
- В далекие времена наши предки не знали грамоты, не умели читать и писать. И вот явились на Руси два брата (показать икону) Кирилл и Мефодий. Которые придумали азбуку, а народ её прозвал кириллицей в честь одного из братьев.
- Ребята, как вы думаете, в честь какого брата названа азбука?
Ответы детей.
Каждая буква в азбуке была особенной, имела своё имя: я буду показывать буквы, вы будете называть буквы русского алфавита, а я буду называть по кириллице.
«А» это буква «аз»
«Б» это буква «буки»
Если мы соединим «А» и «Б» по кириллице «аз» и «буки» то получим слово «азбука».
Ребята, а есть такая народная поговорка: «сначала «аз» и «буки», а потом и науки».
«В» это буква «веди» от слова «ведать», «знать».
«Г» это буква «глагол» от слова «глаголить» - говорить.
«Д» это буква «добро», какое хорошее имя «добро», доброта – лучшая черта человека.
«Л» это буква «люди».
«М» это буква «мыслята», мыслить.
«С» это буква «слово».
«З» это буква «земля».
Ребята послушайте стихотворение, как учились дети в старину.
«В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки
В как Веди, Г – глаголь,
И учитель для «науки2
По субботам всех порол
Вот такой чудной в начале
Наша грамота была
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину
А девицам полагалось
Не учиться нечему.
Обучались лишь мальчишки
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах
И о родине своей».
- Ребята давайте мы с вами вспомним рассказ Л,Н. Толстого «Филиппок».
- Кто такой Филиппок?
- А чем он вам понравился?
- Понравились ли вам учитель и ребята, чем?
В старину было мало школ, и не все дети могли учиться, потому что до школы нужно было далеко идти. Не все дети имели теплую зимнюю одежду, да и по дому у детей было очень много работы. Грамотных людей в старину очень уважали. Недаром говорили «Красна, птица переем, а человек уменьем». Все дети, которым удалось ходить в школу, учились с большим удовольствием и интересом.
Ребята, давайте, и мы с вами поиграем в такую школу:
- В теплую погоду во время перемен дети устраивали около школы веселые игры, и мы с вами тоже можем поиграть в них.
Хотите?
Ответы детей.
Давайте поиграем в игру «День – ночь». Ну что ребята игры закончились и пора учиться. Начинаем наш урок. (проходите садитесь).
- Ребята, как вы думаете, на чем писали люди в старину?
Ответы детей.
Но еще они писали на бересте. Готовили бересту сами из коры березы. Её для этого варили, чтобы она стала мягкой, обрезали со всех сторон, делали ровной. А буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками.
- А чем они писали?
Ответы детей.
Когда появились чернила, люди стали писать гусиным пером.
Представьте себе, что это береста (листы сделанные под бересту).
- Ребята, скажите, а буквы из старославянского алфавита чем-то отличаются от нашей азбуки?
Ответы детей.
Действительно написание букв остается прежним. Сегодня мы сами попробуем написать те буквы, которые вы запомнили. А писать мы их будем не обычной ручкой, а гусиным пером.
Посмотрите вот таким пером люди писали в старину. (посмотрите край пера остро заточен, его нужно держать как ручку, перо опускать в чернила). Во время работы детей провожу опрос (звучит спокойная музыка).
Написали. Молодцы как много букв смогли написать. (дети вытирают руки о влажную салфетку по необходимости).
- Ребята, кто придумал старославянский алфавит?
Ответы детей.
- А как называется этот алфавит?
Ответы детей.
Давайте еще раз вспомним буквы алфавита, которые придумал Кирилл и Мефодий. (предлагаю детям пройти сесть на стулья на ковре).
- Ребята послушайте пожалуйста , стихотворение о кириллице:
«Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
(звенит колокольчик). Наш урок окончен, теперь вы можете пройти и посмотреть, сколько разных, красивых букв у вас получилось.
Теперь мы можете дома научить писать гусиным пером своих родных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"
На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"
Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...
Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)
Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»
Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.Задачи:коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела че...
Конспект подгруппового логопедического занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема занятия: «Сказка. Репка».
Тема занятия: «Сказка. Репка»....