Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «По зимним лесным тропинкам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Устимова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_zimnim_lesnym_tropinkam.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 города Кузнецка

Конспект проведения

коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений                                                                 

в группе компенсирующей направленности  

для детей  5 – 6 лет

«По зимним лесным тропинкам»»

                                                                                                                                                        Разработала:

                                                                                                                         учитель-логопед

                                                                                                                                            Устимова Н.Н.

Кузнецк 2020

Цель: активизация знаний детей по теме «Зимний лес. Дикие животные и зимующие птицы наших лесов».

Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о зиме и зимнем лесе,  о диких  животных,  зимующих птицах;

- закрепить умение подбирать слова - признаки к существительным;

- упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

- закрепить навык составления простого распространенного предложения;

- закрепить навык составления короткого рассказа - описания;

- закрепить умение охотно вступать в речевое общение, отвечать на вопросы;

- развивать слуховое внимание и память;

- формировать познавательную активность и творческое  воображение;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать любовь к живой природе и  бережное отношение к ней.

- формировать навыки сотрудничества, культуру общения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Зима. Зимний лес», наблюдение в природе, чтение художественной литературы  о диких животных, прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского:  «Времена года», «Вальс снежинок», «Рождественская елка», разучивание стихотворений о зиме, отгадывание загадок о животных и птицах.

 Материал и оборудование:  ноутбук, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Вальс снежинок», музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»,  элементы декорирования (елки, сугробы, снежинки, макеты заснеженных деревьев), маски животных, птиц, репродукции картин «Зимний лес» Ивана Ивановича Шишкина и  «Зимние забавы» Александра Аверина.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть.

(Дети под музыку из мульфильма «Каникулы в Простоквашино» входят в группу)

Логопед.  Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы! Какой сейчас месяц? (Ответы детей).

 Логопед.  Друзья, сегодня мы отправимся с вами в поход. Угадайте куда?

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

То еловый, то дубовый,

То осиново - сосновый.

 У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов,

И протоптанной тропинкой,

По нему идут с корзинкой.
(Лес)

Логопед. Мы отправимся в зимний лес. Но это лес не простой, а сказочный.

2. Динамическая разминка.

(Звучит красивая музыка.  Выходит Зима)                              

Зима. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Зима. Мы на лыжах в лес идем,                (Дети машут руками)
Мы взбираемся на холм.            
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,               
(Вращение туловищем  вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит                    

И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,                          
(Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

3. Подбор слов - признаков к существительному.

Зима. Ребята, в волшебный лес попасть не так-то просто. Но я знаю, что нужно делать. В волшебный лес мы попадем, если назовем зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжите. Лес зимой очень красивый, заснеженный! Какой еще он бывает? (Таинственный, волшебный, сказочный, удивительный)

 (Звучи музыка и логопед показывает репродукцию картины «Зимний лес» Ивана Ивановича Шишкина)

Зима.  А что за музыку вы сейчас слушали? (Нежную, красивую, таинственную)

4. Дыхательная гимнастика.

Ребенок.   

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают,

Волшебный, зимний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает!

Логопед: Как дышится легко и свободно в лесу.

(Дети встают в круг, спина прямая; плечи расправлены, не прижимаем плечи к ушам).

Логопед.  Делаем глубокий вдох через нос и длительный выдох через нос. (Повторить 3 раза)

5. Правила поведения в лесу. 

Зима.  Прежде чем начнется наша прогулка, мы вспомним правила поведения в лесу! Что нельзя делать в лесу?

 (Ответы детей. В лесу нельзя шуметь. В лесу нельзя пугать животных. В лесу нельзя ломать ветки кустов и деревьев)

Логопед. Диких животных надо любить и бережно к ним относиться!

6. Беседа. Загадки про птиц и животных  леса.

Логопед. Каких животных можно встретить в лесу зимой?

(Ответы детей)

Логопед. Ребята, а как можно назвать этих лесных жителей? А каких птиц можно увидеть в лесу зимой? (Ответы детей)

Зима.  В лесу живет очень много зверей и птиц. Вы их сейчас не видите, потому что многие животные спят, но я волшебной палочкой своей взмахну, тут же чудо сотворю, ребят в зверушек превращу.

Загадки: 

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

(Белка)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

(Еж)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

(Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лиса)

Зверь лохматый, косолапый.
Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь) 

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …
(Волк)

Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)

 Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный.

(Кабан)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик?

(Снегирь)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется …
(Синица)

(Логопед одевает детям маски животных и птиц) 

7. Игра «Какой, какая?». Составление короткого рассказа-описания.                                                                                                                            

Логопед. Кто белка?  Белка, ты какая? (Я рыжая, пушистая, непоседливая, шустрая). Как называется твой дом? (Мой дом называется дупло).

Логопед. Кто у нас волк? Какой ты, волк? (Я серый, быстрый, голодный). Как называется твой дом? (Мой дом называется логово).

Логопед. А кто у нас лиса? Лиса, ты какая? (Я рыжая, пушистая, хитрая, проворная).  А как у тебя называется дом? (Мой дом называется нора).

Логопед. А кто медведь? Какой ты? (Я бурый, большой, лохматый, толстый, косолапый, неуклюжий). Как называется твой дом? (Мой дом называется берлога).

Логопед. А кто у нас заяц? Заяц, ты какой? (Я маленький, беленький, пушистый, трусливый, боязливый). Где ты живешь? (Я живу под елкой или любым кустиком).

Логопед. Кто еж? Еж, ты какой? (Я колючий, серенький, маленький). Как называется твой дом? (Мой дом называется норка). 

Логопед. Кто лось? Лось, ты какой? (Я большой, сильный, мощный. У меня есть рога). Где ты живешь? (Я живу в лесу). 

Логопед. Кто кабан? Кабан, ты какой? (Я большой, сильный. У меня есть пятачок и клыки). Где ты живешь? (Я живу в лесу).

Логопед.  Кто у нас снегирь? Снегирь, ты какой? (Я маленький, яркий, нарядный, с красной грудкой). Где ты живешь? (Я живу в гнезде в еловом лесу).

Логопед. А кто у нас синица? Синица, а ты какая? (Я маленькая, красивая, в синей шапочке и с желтой грудкой). Где ты живешь? (Я живу в гнезде в дуплах деревьях).

8. Игра «Чей? Чья, Чьи?».

(Логопед показывает картинку с изображения животного или птицы и спрашивает у детей)

Логопед. Уши чьи? (Заячьи), хвост чей? (Волчий), лапы чьи? (Медвежьи),  хвост чей? (Лисий), мордочка чья? (Беличья), колючки чьи? (Ежиные), хвост чей? (Синицын), перышко чье? (Снегириное), рога чьи? (Лосиные), пятачок чей? (Кабаний).

9.Беседа. 

Зима. Кто самый лучший друг зимы? (Снеговик). Вы знаете, из какого снега можно лепить снеговика? (Мокрого, липкого, влажного). А какой ещё бывает снег? (Пушистый, мягкий, рыхлый, чистый, лёгкий, белый, искристый, серебристый). А что делает снег под ногами? (Скрипит, хрустит).

(Зима показывает репродукцию картины Александра Аверина «Зимние забавы»)

10. Игра на внимание.

Зима.  Я хочу с вами поиграть! Я буду показывать вам картинки, а вы выполнять движения.  (Дети встают, образуя круг)

Снежинки – дети красиво кружатся на месте и потом приседают.

Коньки - имитируют движение конькобежцев по кругу

Лыжники – имитируют движение лыжников по кругу.

Метель – дуют и быстро бегут по кругу.

Варежки – дети растирают ладошки.

Валенки – прыгают то на одной ноге, то на другой ноге.

11. Итог. Возращение в детский сад.

Логопед. Закончился наш поход в зимний лес. Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы подуем на ладошки,

И покружимся немножко:

Мы теперь - не мишки,

Мы теперь - не зайки,

Все мы снова – девочки

И, конечно, - мальчики.

(Дети снимают маски)

Логопед. Вот мы снова оказались в детском саду!  С воспитателями вы нарисуете то, что вам больше всего запомнилось в зимнем лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....