Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе компенсирующей направленности "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: развитие связной речи на основе закрепления детьми лексической темой «Космос».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе компенсирующей направленности, проведено учителем – логопедом Кычаковой Е.А. 14.04.2016г.
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Развитие связной речи на основе закрепления детьми лексической темой «Космос».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»; упражнять детей в образовании относительных прилагательных; учить отвечать на вопросы полным ответом и закреплять навык грамматически правильного построения предложений.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память, умение ритмично выполнять движения, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать сплочённость; интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация о космосе, электронная гимнастика для глаз, зеркала, карточки для игр, мяч («метеорит»).
Ход занятия.
1.Организационный момент
Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное…)
Давайте возьмемся за руки передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (слайд 2)
2.Введение в тему.
- Предлагаю вам, друзья, отправиться в космическое путешествие. Хотите? Но чтобы попасть в отряд космонавтов нужно пройти определенные испытания. Сможете? И так первое задание. Отгадайте загадку:
Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
- Правильно, это космонавт. А кто такой космонавт?... А каким должен быть космонавт? ( Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..)
- А какой человек был первым космонавтом?...( показ на слайде 3 - 5)…
Правильно, это Ю.А, Гагарин. 12 апреля 1961г в космическом корабле «Восток» он впервые полетел в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики. Ребята а первой женщиной, совершившей космический полёт, стала Валентина Владимировна Терешкова. А первыми животными были Белка и Стрелка советские собаки - космонавты совершившими орбитальный космический полёт на корабле «Спутник 5», вернувшиеся на землю невредимыми.
- Итак, 2-е задание! (слайд 6-7)
Игра «Веселый счет» отсчитать звезду (одна звезда, две звезды… 5звезд..)
- Третье задание:
«Д/И «Составь предложение».
- Корабль, на, летит, космический, Луна.
- Яркие, небо, большие, на, звёзды.
- Мы, земля, живём, планета, на.
- Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
- В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
- Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
3.Основная часть.
Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему.
- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?
(Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место). Солнце – огненный газовый шар огромных размеров.
Звёзды – гигантские шары из раскалённых газов. (слайд 8)
- Ребята, ну вот мы с вами прошли все испытания и готовы лететь в космос. Что одевает космонавт, когда отправляется в полет (Шлем, скафандр и специальную обувь). Итак, предлагаю вам занять свои места.
- Внимание! Приготовиться к полёту . Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2,1 – пуск!(звучит музыка, дети выполняют определенные движения)
Полёт прошёл успешно, мы высадились на планете «Марс». Как вы думаете, как будут называться жители живущие на этой планете?(Марсиане).
- Ребята, знаете планета Марс занимает 6794 км., температура составляет от -70градусов С до 0 град.С Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.
-Нам жители этой планеты, оставили послание, в котором они предлагают нам выполнить определенные задания. Справимся?
-Слушайте внимательно первое задание.
- С какой планеты мы прилетели? (Земля). Как называются люди живущие на этой планете? (Земляне). Правильно, молодцы, приступаем к выполнению второго задания:
- Ой, ребята у нас возникла перегрузка, что нужно предпринять? Не знаете? А что нужно делать когда не знаешь? (спросить у педагога)
- нужно срочно избавиться от всего лишнего.
Упражнение «Четвертый лишний» (слайды 9-10)
Солнце, ракета, самолёт, планета
Земля, скафандр, машина, космонавт.
Планета, звезда, корабль, космический корабль.
Шлем, инопланетянин, поезд, луна.
- Молодцы, справились со всеми трудностями, отправляемся в путь на другую планету.
- Внимание! Приготовиться к полёту . Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2,1 – пуск!
Пальчиковая гимнастика (слайд 5)
В тёмном небе звёзды светят. Сжимаем и разжимаем кулачки
Космонавт летит в ракете. Ладони соединены под острым углом
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит Указательным и большим пальцем «очки»
Видит сверху он поля, возле глаз
Горы, реки и моря. Пальцы на обеих руках здороваются
Видит он весь шар земной, с большим пальцем.
Шар земной наш дом родной. Ладонями изображают шар.
Полёт прошёл успешно, мы высадились на планету «Сатурн».
Размер планеты 120000км., температура составляет - 170 г.С. Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.
- У жителей этой планеты случилась беда, стали пропадать звезды, и кометы. Поможем им?
Внимательно проследите глазами за каждой звездой, кометой и кораблём пролетающих мимо нас.
«Звезда» (электронная гимнастика для глаз)
- В космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. А как вы думаете, чтобы благополучно преодолеть зону метеоритного дождя, что нужно сделать? Не знаете? А что нужно делать когда не знаешь? (спросить у педагога)
-космонавты должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Давайте сейчас с вами попробуем это сделать? Хотите?
Дети встают в круг .
Игра с «метеоритом» «Один – много».
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.
А давайте теперь немного отдохнем.
Молодцы! А еще ребята, у меня есть необычное зашифрованное послание от жителей этой планеты. Хотите помочь мне его расшифровать?
Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт» (слайд 8)
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете…
День летит, и ночь летит
И на землю вниз глядит..
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной!
А сейчас, ребята я приглашаю вас в командный пункт, где вы должны рассчитать траекторию нашего полета. Сможете?
Игра «Какой корабль, с какой площадки взлетел?».
Детям предлагаются картинки с изображением ракет и дорожек.
- Ребята, проведите маркером от каждой ракеты до площадки.
Дифференцированная похвала за сделанную работу. Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Займите места на нашем корабле.
- Внимание! Приготовиться к полёту . Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2,1 – пуск!
Полёт прошёл успешно, мы приземлились на нашу планету «Земля».
4.Итог. Рефлексия.
- Ребята, вот мы и приземлились, но нам нужно адаптироваться, привыкнуть к земным условиям. А для этого я предлагаю вам лечь на ковер и выполнить дыхательную гимнастику. Ну вот мы с вами и адаптировались и теперь нам нужно составить отчет о нашем путешествии.
Ребята где вы были? Вам понравилось? Удалось ли вам достичь того, что вы хотели достичь? У вас получилось? Почему получилось? Что бы ты хотел сказать остальным ребятам?
- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»
Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»
Программные задачи:учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»
Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»
Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»
Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»
Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»
Открытое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»...