Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе компенсирующей направленности "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Алексеевна Кычакова

Цель: развитие связной речи на основе закрепления детьми лексической темой «Космос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе компенсирующей направленности, проведено учителем – логопедом Кычаковой Е.А. 14.04.2016г.

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: Развитие связной речи на основе закрепления детьми лексической темой «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»; упражнять детей в образовании относительных прилагательных; учить отвечать на вопросы полным ответом и закреплять навык грамматически правильного построения предложений.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память, умение ритмично выполнять движения, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать сплочённость; интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация о космосе, электронная гимнастика для глаз, зеркала, карточки для игр, мяч («метеорит»).

Ход занятия.

1.Организационный момент

 Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное…)

Давайте возьмемся за руки передадим друг другу свое хорошее настроение:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (слайд 2)

2.Введение в тему.

- Предлагаю вам, друзья, отправиться в космическое путешествие. Хотите? Но чтобы попасть в отряд космонавтов нужно пройти  определенные испытания. Сможете? И так первое задание. Отгадайте загадку:

 Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

 - Правильно, это космонавт. А кто такой космонавт?... А каким должен быть космонавт? ( Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..)

  - А какой человек был первым космонавтом?...( показ  на слайде 3 - 5)…

Правильно, это Ю.А, Гагарин. 12 апреля 1961г в космическом корабле «Восток» он впервые полетел в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики. Ребята а первой женщиной, совершившей космический полёт, стала Валентина Владимировна Терешкова. А первыми животными были Белка и Стрелка советские собаки - космонавты совершившими орбитальный космический полёт  на корабле  «Спутник 5», вернувшиеся на землю невредимыми.

  - Итак, 2-е задание! (слайд 6-7)

   Игра «Веселый счет» отсчитать звезду (одна звезда, две звезды… 5звезд..)

 - Третье  задание:

 «Д/И «Составь предложение».

  - Корабль, на, летит, космический, Луна.

  - Яркие, небо, большие, на, звёзды.

  - Мы, земля, живём, планета, на.

  - Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

  - В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

  - Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

   3.Основная часть.

    Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему.

- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?

(Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).  Солнце – огненный газовый шар огромных размеров.

Звёзды – гигантские шары из раскалённых газов. (слайд 8)

       - Ребята, ну вот мы с вами прошли все испытания и готовы лететь в космос. Что одевает космонавт, когда отправляется в полет (Шлем, скафандр и специальную обувь). Итак, предлагаю вам занять свои места.

- Внимание! Приготовиться к полёту . Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2,1 – пуск!(звучит музыка, дети выполняют определенные движения)

  Полёт прошёл успешно, мы высадились на планете «Марс». Как вы думаете, как будут называться жители живущие на этой планете?(Марсиане).

   - Ребята, знаете планета Марс занимает 6794 км., температура  составляет от -70градусов С до 0 град.С  Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.

 -Нам жители этой планеты, оставили послание, в котором они предлагают нам выполнить определенные задания. Справимся?

 -Слушайте внимательно первое задание.

 - С какой планеты мы прилетели? (Земля). Как называются люди живущие на этой планете? (Земляне). Правильно, молодцы, приступаем к выполнению второго задания:

- Ой, ребята у нас возникла перегрузка, что нужно предпринять? Не знаете? А что нужно делать когда не знаешь? (спросить у педагога)

  - нужно срочно  избавиться от всего лишнего.

 Упражнение «Четвертый лишний» (слайды 9-10)

Солнце, ракета, самолёт, планета

Земля, скафандр, машина, космонавт.

Планета, звезда, корабль, космический корабль.

Шлем, инопланетянин, поезд, луна.

  - Молодцы, справились со всеми трудностями, отправляемся в путь на другую планету.

- Внимание! Приготовиться к полёту . Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2,1 – пуск!

 

  Пальчиковая гимнастика (слайд 5)

В тёмном небе звёзды светят.     Сжимаем и разжимаем кулачки

Космонавт летит в ракете.           Ладони соединены  под острым углом

День летит и ночь летит                

И на Землю вниз глядит                Указательным и большим пальцем «очки»

Видит сверху он поля,                   возле  глаз

Горы, реки и моря.                         Пальцы на обеих руках здороваются

Видит он весь шар земной,                 с большим пальцем.

Шар земной наш дом родной.          Ладонями изображают шар.

Полёт прошёл успешно, мы высадились на планету «Сатурн».

   Размер планеты 120000км., температура  составляет  - 170 г.С. Сатурн – состоит из жидкости и газа.  Известна своими кольцами.

 - У жителей этой планеты случилась беда, стали пропадать звезды, и кометы. Поможем им?

Внимательно проследите  глазами за каждой звездой, кометой и кораблём пролетающих  мимо нас.

«Звезда» (электронная гимнастика для глаз)

- В   космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. А как вы думаете, чтобы благополучно преодолеть зону метеоритного дождя, что нужно сделать? Не знаете? А что нужно делать когда не знаешь? (спросить у педагога)

-космонавты должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Давайте сейчас с вами попробуем это сделать? Хотите?

Дети встают в круг .

Игра с «метеоритом» «Один – много».

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.

А давайте теперь немного отдохнем.

Молодцы! А еще ребята, у меня есть необычное зашифрованное послание от жителей этой планеты. Хотите помочь мне его расшифровать?

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт» (слайд 8)

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит..

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

А сейчас, ребята я приглашаю вас в командный пункт, где вы должны рассчитать траекторию нашего полета. Сможете?

Игра «Какой корабль, с какой площадки взлетел?».

Детям предлагаются картинки с изображением ракет и дорожек.

- Ребята, проведите маркером от каждой ракеты до площадки.

Дифференцированная похвала за сделанную работу. Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Займите места на нашем корабле.

   - Внимание! Приготовиться к полёту . Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2,1 – пуск!

Полёт прошёл успешно, мы приземлились на  нашу планету «Земля».

4.Итог. Рефлексия.

- Ребята, вот мы и приземлились, но нам нужно адаптироваться, привыкнуть к земным условиям. А для этого я предлагаю вам лечь на ковер и выполнить дыхательную гимнастику. Ну вот мы с вами и адаптировались и теперь нам нужно составить отчет о нашем путешествии.

    Ребята  где вы были?  Вам понравилось? Удалось ли вам достичь того, что вы хотели достичь? У вас получилось? Почему получилось? Что бы ты хотел сказать остальным ребятам?

- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»

Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»

Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»

Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»

Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»

Открытое занятие  по формированию лексико-грамматической стороны речи  в старшей группе с ЗПР«Фрукты»...