Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Материал подготовила Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_na_razvitie_slovarya.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель игры: расширять словарь антонимов. Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал: Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Дорога широкая, а тропинка… Перо легкое, а гиря… Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого: Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед… |
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно). |
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: приятель —друг —враг; грусть —радость —печаль; |
Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание. Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно. |
Цель игры: расширять словарь антонимов. Ход игры: |
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание. Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят: Человеческие дети |
Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход игры: Человек легко находит, |
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход игры:
|
Цель игры: закреплять временные понятия а активном словаре ребенка. Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. |
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход: Воспитатель читает стихотворение. «Гладко, плавно лился стих, В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось» Спать пора! Уснул бычок, По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному. |
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. Взрослый: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать: «Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое» …(кресло, сиденье, окно). |
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например: Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак. Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка. Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник. Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина. Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш. Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор. Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно). |
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. Ход игры: Объясните, что общее у предметов. У 2 предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, муравей (животные). У 3 предметов: мяч, солнце, шар —… тарелка, ваза, чашка —… лист, трава, крокодил —… |
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти. Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя) Ход игры: Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц». Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол. Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса. Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис. Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки. Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог. Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка. Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка. |
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Ход игры: Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. - Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) - Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.) - Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.) - Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.) - Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.) - Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.) Побеждает тот, кто подобрал больше слов. |
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. Материал: Мяч. Ход игры: Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья? Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? |
Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. Материал: Мяч. Ход игры: Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. |
Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. |
Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. Материал: Мяч. Вариант 1. Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты; Взрослый: - Ягоды; | Взрослый: деревья; Вариант 2. Ход игры: Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Взрослый: огурец, помидор, репа. Ребенок: овощи. |
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы». Материал: Значки, специальные медали в качестве приза. Ход игры: Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. «Сети в море я бросаю, С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Карась». В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака. |
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». Ход игры: Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. |
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные» Материал: Стульчики по количеству детей. Ход игры: Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз |
Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей. Материал: Мяч. Ход игры: Играющие стоят полукругом. |
Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. Материал: Мяч. Ход игры: Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных. Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных. Ход игры: На доске картинки. Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища: нора — для лисы, мышки; Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. Ход игры: Подберите как можно больше действий к предметам: Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослые, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Например: Голубой, красный, спелый. (спелый) Кабачок, огурец, лимон. (лимон) Пасмурно, ненастно, ясно. (ясно) Осень, лето, суббота, зима. (суббота) Понедельник, вторник, лето, воскресенье. (лето_ День, ночь, утро, весна. (весна) Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. • Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.) • Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.) • Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.) • Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.) • Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.) • Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. Взрослый: Летают. Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: Змеи, гусеницы, черви. Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы. |
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. Материал: Мяч. Ход игры: Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Вариант 1. Взрослый: Кто живет в дупле? Белка. Вариант 2. Вариант 3.
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии» Ход игры: Взрослый предлагает детям назвать того, кто. • Кто на паровозе ездит? (Машинист) • Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен) • Кто песни сочиняет? (Композитор) • Кто играет на рояле? (Пианист) • Кто все ломает? (Хулиган) • Кто водит самолет? (Летчик, пилот) Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит? Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Взрослый: идет Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (человек, животное, ручей, время); Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. Материал: Мяч. Ход игры: Человек легко находит, что в природе происходит. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет. Ручьи - что делают? Бегут, журчат. Снег - что делает? Темнеет, тает. Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель - что делает? Звенит. Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
• Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.) • Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.) • Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.) • Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). • Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? Взрослый: собака; Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает). |
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Материал: Мяч. Ход игры: Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». |
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Материал: Мяч. Ход игры: В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. |
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Ход игры: В игре принимают участие 7 детей. Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.
Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. Материал: Мяч. Ход игры: Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года. |
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. Материал: Мяч. Ход игры: Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему. Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна. «А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?» Цель: Развивать анализ и синтез. Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта. Ход игры: Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; шоссе, кондуктор, водитель, остановка; эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист. |
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Материал: Мяч. Ход игры: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый,
Цель: Расширить словарь антонимов у детей. Материал: Мяч. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло. Друг… враг День…ночь Радость…грусть (печаль) Потолок. пол Жара…холод Зло…добро Правда…ложь Быстро…медленно Говорить…молчать
Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова. Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель — друг — враг; Цель: Обогащать глагольный словарь по теме «Птицы», развивать память и речь детей. Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок. Ход игры: Слова для обогащения словаря: воробей – чирикает ворона – каркает голубь – воркует синица – свистит утка – крякает соловей - поет кукушка – кукует петух – кукарекает.
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. Группа 1. У тигра - тигрёнок, у льва —львёнок, Группа 2. У медведя — медвежонок, |
светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый, широкий – узкий, глубокий – мелкий, сильный – слабый, жидкий – густой, добрый – злой, вежливый - грубый, аккуратный – неряшливый, чистый – грязный, ясный – пасмурный, хороший – плохой.
Поднимать…опускать Бросать…поднимать (поймать) Прятать…искать Зажигать…тушить Одеть…раздеть Потерять…найти Положить…убрать Дать…взять Налить…вылить Хорошо…плохо Тяжело…легко Высоко…низко Далеко. близко Можно…нельзя Трудно…легко Начало. конец.
Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Ход игры: 1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу. Думать -… (размышлять),
Цель: Обогащать глагольный словарь детей по теме «Профессии». Игровой материал: мяч. Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии. Ход игры: Слова для обогащения словаря: Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит. Портной — шьет. Дворник — подметает. Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает. Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход игры. Мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч педагог; называет второе слово (шарик). Стол — столик, ключ — ключик. |
Цель игры: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.
Цель: развитие глагольного мышления, быстроты реакции. Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры: Бык – корова – телёнок Верблюд – верблюдица – верблюжонок Козёл – коза – козлёнок Баран – овца – ягнёнок Осёл – ослица – ослёнок Кот – кошка – котёнок Кролик – крольчиха – крольчонок Пёс – собака – щенок Бык – корова – телёнок Боров – свинья – поросёнок Конь – лошадь – жеребёнок Олень – оленуха – оленёнок
Цель игры: расширение словарь, закрепление навыков словообразования, развитие речевого внимания, памяти. Ход игры: Птицы, звери и козявки, Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.). Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.). |
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке?- Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом;
Цель: формирование словаря существительных, прилагательных и наречий, закрепление навыков словообразования, развитие внимания, памяти. Ход игры: Скажем ласково - и вот:
Цель игры: расширение словарь, закрепление навыков словообразования, развитие речевого внимания, памяти. Ход игры: Мяч волшебный, помоги! Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.). Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).
|
| |
Игра «О картинке я вам расскажу» Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов. Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт, чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, дуб, туфля. Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом. У этого предмета есть:
Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов). Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком. Речевой материал:
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях. Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку. Речевой материал:
|
Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Вариант 1. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. Вариант 2. «Нравится - не нравится» (о временах года). Педагог: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него. 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...) 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...) 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...) 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец) |
Литература Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9. - с. 36-38 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. - М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 79 с. Алябьева Е.А., Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями Издательство: ТЦ Сфера: 2011г. – 123с. Филичева Т.Б., Соболева А.В., Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Издательство: Литур Серия: Учимся играя, 2000. -61с.
Татьяна Куликовская, 100 упражнений для формирования словаря дошкольника. Издательство: АСТ Серия: Родничок, 2009.- 93с. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. "Мяч и речь"., Уч-метод.пособие д/прочих видов обучения ISBN: 978-5-89815-252-9, Издательско-полиграфический центр "КАРО", 2003.-87с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, с недостаточным словарным з...
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников...
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста
Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...
- Мне нравится (4)