Картотека дидактических игр и упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций, а также с кропотливым обучением навыкам слияния букв в слоги и слова при чтении.
Поэтому система обучения чтению должна строится с учетом ведущей деятельности возраста, каковой является игровая деятельность. Используя дидактические игры можно сделать процесс обучения чтению, не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка.
Дидактические (обучающие) игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основной вид деятельности старшего дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did._igr_po_obucheniyu_chteniyu.docx | 63.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр, упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель
Дадельцева А.М.
Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций, а также с кропотливым обучением навыкам слияния букв в слоги и слова при чтении.
Поэтому система обучения чтению должна строится с учетом ведущей деятельности возраста, каковой является игровая деятельность. Используя дидактические игры можно сделать процесс обучения чтению, не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка.
Дидактические (обучающие) игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основной вид деятельности старшего дошкольника.
Таким образом у дидактической игры две цели:
- обучающая – которую преследует взрослый;
- игровая, ради которой действует ребенок.
Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания, направленные на формирование навыка звукового анализа и синтеза, обучения чтению, развитие речи должны даваться в игровой форме.
Дидактические игры должны быть построены по следующим принципам:
- Д/и должна опираться на программный материал;
- Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;
- Пособия, используемые воспитателями при проведении д/и, должны быть внешне привлекательными;
- Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в процесс.
Старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, так как данному возрасту свойственно наглядно-действенное мышление. Важное значение здесь имеет наглядность и игра.
Игры для обучения чтению можно систематизировать в зависимости от целей обучения. Они разделены на следующие блоки:
I. Игры подготовительного этапа – обучение навыкам звукового анализа и синтеза.
В этот блок входят следующие игры:
- Упражнение «Песенки звуков» - сказки о том, как звуки ходили к друг другу в
гости [к] [о] и т.д;
- Игра «Мамина сумка»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук.
Материал: не требуется
Ход игры: Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки[м] и [м] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло. Молоко и др. в качестве подсказки можно использовать картинки.
- Игра «Лишнее слово»
Цель: учиться различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.
Материал: предметные картинки (гора, нора, колос, коза, лук, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка, букет, цапля, дочка, гвоздь). Ход игры:
Вы выбираете какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее по звучанию (КОРА). Произнесите: ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА. Задача ребенка - услышать и назвать это другое - лишнее - слово. Проговаривать нужно со скоростью примерно одно слово в секунду.
Если ребенок ошибается: произносите слова в более медленном темпе, увеличьте количество повторений правильного варианта слова (ГОРА-ГОРА-ГОРА-КОРА-ГОРА-ГОРА) или старайтесь утрированно произнести звуки, которыми слова отличаются: Г-ГОРА, К-КОРА. Для облегчения выполнения задания вы можете так же показывать ребенку картинку с изображением одного предмета из пары называемых слов - "нелишнего слова" (в приведенном примере надо показать картинку с изображением горы).
Для организации игры вы можете воспользоваться заданиями из данного списка:
НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА.
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.
КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.
ЛУК, ЛУК, ПЛУГ, ЛУК.
КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.
КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.
МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.
МОРЖ, КОРЖ, МОРЖ, МОРЖ.
ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.
БУКЕТ, БУКЕТ, БУКЕТ, КУПЛЕТ.
ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.
ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.
ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.
ТРОСТЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ.
- Игра «Доскажи словечко»
Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.
Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.
Ход игры: Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его называют и выделяют первый звук в слове.
Например:
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
- прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он ….(артист)
Вот водитель спозаранку крутит круглую…(баранку)
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…(Воробей).
Едет он на двух колёсах, не буксует на откосах.
И бензина в баке нет. Это мой …(велосипед)
Михаил играл в футбол и забил в ворота…(гол)
Стучит лесной телеграфист:
- Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись…(дятел)
Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал …(конём)
Он всю зиму в шубе спал, а проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - …(медведь)
- Тает снег, течет ручей на ветвях полно…(грачей)
- Игра: «Машинка/Самолет или поезд» («звуковая коробочка» по методу Монтессори М.)
Цель: определять позицию звука в слове
Материал: картинка машинки (самолета или поезда; коробка ) разделенные на три части.
Ход игры: У детей находятся карточки с картинками в которых встречается
заданный звук, н-р, [у]: утята, улитка, кенгуру, арбуз и др. Дети называют слово-
картинку, определяют место заданного звука в слове, дают его характеристику
(гласный, согласный твердый или мягкий) и выкладывают фишку на машинке или
самолёте/поезде, или в коробке в нужной части.
- Игра «Мы едем в путешествие»
Цель: упражнять в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук.
Материал: 2 нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы : на одном «С», на другом –«Ш». Картинки с изображением предметов одежды в которых присутствуют данные буквы.
Ход игры: Воспитатель говорит , что Саша и Шура отправляются в путешествие и им надо помочь собрать вещи. Саша собирает в чемодан вещи со звуком «С», а Шура со звуком «Ш».
- Игра «Потерялись животные»
Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
Материал: картинки с изображением животных, три домика (красного, синего и зеленого цвета)
Ход игры: дети берут картинку с изображением животного, определяют первый звук в слове и в каком доме он живет. Цвет дома соответствует характеристикам звука: красный цвет- гласный, синий- согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.
- Игра «Звуковой футбол»
Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.
Материал: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки..
Ход игры:
Расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете "бросать" ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово - хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине.
- другой раз разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.
Советы: Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки - А, О, У, И, Ы, "яркие" согласные звуки, такие как М, Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют - Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука.
Для того чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук, услышать звук в собственном исполнении.
Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык - умение определить наличие или отсутствие звука в слове.
Вариант:
Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце слова). При этом старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А).
II. Игры и упражнения знакомящие детей с буквами
- Игра «Разрезные буквы»
Цель: способствовать запоминанию букв и развитию наглядно-действенного мышления, предупреждение ошибок в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочного написания вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).
Материал: карточки с буквами, разрезанные на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей).
Ход игры: Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:
- части одной буквы;
- части одной буквы + одну часть от другой буквы;
- части 2-3 букв одновременно.
Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П.
Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква! Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники.
- Игра « Распутай буквы» или «Какие буквы спрятались?»
Цель: закрепление знания изображения букв развитие зрительного восприятия.
Материал : Листы с нарисованными « узорами» из букв.
Ход игры: Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-
либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.
- Игра « Строители/техники»
Цель: развитие воображение, предупреждение ошибок при написании букв. Ход игры: Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка отремонтировать/построить или угадать, какие буквы должны были быть написаны.
Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.
Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы:
- Игра «Зашифрованная буква»
Цель: детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, н-р, соединяя цифры: 1-3, 2-4, 2-5. Называют букву, которая получилась.
1 4
2
- 5
- Игра «Зеркало»
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание и наблюдательность.
Материал: картон, ножницы, карандаш/фломастер/ручка.
Ход игры: Подготовьте карточки одинакового размера (примерно 8х12 см) из расчета по 2 штуки на изученные ребенком буквы. На каждой карточке напишите по 1 букве. Буквы должны быть написаны в правильном и зеркальном ("задом наперед") изображении.
Выложите перед ребенком пару карточек с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из "Азбуки" или "Букваря". Обязательно спрашивайте, как называется буква.
- «Буквенное лото»
Цель: запоминать буквы, развивать внимание, учиться определять первый звук в словах.
Материал: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.
Листы бумаги разделите на 6-8 прямоугольников одинакового размера. В каждом прямоугольнике напишите по одной букве. Пишите буквы крупно, яркими цветами. Из настольных игр или из журналов подберите картинки, названия которых начинаются на буквы, записанные на листах бумаги. Ход игры:
Предложите ребенку выбрать одну из карточек с буквами и найти к каждой букве соответствующую картинку из подготовленных для игры. Букву нужно закрывать картинкой.
Когда ребенок научится находить нужные картинки, вы можете играть в эту игру всей семьей. Правила игры просты. Каждый из членов семьи выбирает себе карточку с буквой. Один из членов семьи - ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной, спрашивает: "Кому нужен ... ?" (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующая буква, забирает картинку себе, закрывая ею букву. Выигрывает первый закрывший все буквы на своей карточке.
- Игра «Какое слово хотел написать художник?» (составь по первым буквам)
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры: Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем букву на доску, а потом прочтём.
- Игры, упражняющие детей в делении слов на слоги
- Игра «Рассели зверей по домикам»
Цель: упр-ть в делении слов на слоги
Материал: три домика, на которых написаны цифры от 1 до 3; наборы картинок зверей.
Ход игры: воспитатель говорит, что звери потерялись. Нужно каждому найти свой домик. Для этого нужно разделить слово-картинку на слоги и если в слове 1 слог, то зверь живет в 1-оом домике, если 2 слога- то во 2-ом, три- в 3-ьм домике. Вариантов этой игры много: паровозик, пирамида и др.
- Игра «Запиши слово без букв»
Цель: учиться различать структуру слов (слоги), развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки из
любых настольных игр.
Ход игры:
Расскажите ребенку, что слова можно записывать, даже не зная букв. Напишите слово ПОНИ - нарисуйте две дуги (две шапочки/две кочки), одновременно с "записью" слова произносите его по слогам. Приведите еще один пример - запишите таким же образом слово СОБАКА.
Предложите ребенку научиться писать слова без букв. Помогайте ему, если возникают трудности деления на слоги. Просите обязательно одновременно с написанием слова произносить его по слогам.
- другой раз разложите на столе предметные картинки. Предложите ребенку найти картинки, на которые "можно надеть две шапочки" (слова, в которых два слога, на схеме изображаемые двумя дугами), "можно надеть три шапочки", найти
картинку, которой "хватит и одной шапочки".
Для разнообразия вы можете слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью черточек или точек.
Игра очень нравится малышам. Она не только учит видеть слоговую структуру слова, но и привлекает к процессу обучения чтению.
Вариант:
Запишите слово с помощью "шапочек", попросите ребенка угадать, что за слово вы загадали. Дополнительно можете назвать некоторые признаки этого слова (цвет, размер, живое или неживое, из чего сделано и т. п.).
- Игра «Пение со слогами»
Цель: запоминать слоги, развивать чувство ритма.
Материал: карточки со слогами.
Ход игры: для того, чтобы ребенок быстрее запомнил слоги предложите ему петь их на мелодию любой выбранной им детской песни(«Жили у бабуси два веселых гуся», « Чижик – пыжик», песни из мультфильмов- « Голубой вагон», « Я на солнышке лежу»). Сначала вместо всех слогов в песне поется слог "ля". Затем поочереди поются изучаемые вами в данный период времени слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников...
Картотека дидактических игр, упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста
Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....
Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...