Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.
Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, с недостаточным словарным запасом. В плане подобраны дидактические игры, способствующие развитию словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.
Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, с недостаточным словарным запасом. В плане подобраны дидактические игры, способствующие развитию словаря.
Дидактические игры по развитию словаря как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Особенностью дидактической игры по развитию словаря и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития словаря у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Цель: развитие словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать объем активного и пассивного словаря;
2. Учить детей правильно употреблять прилагательные в речи;
3. Пополнять глагольный словарь детей;
4. Помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.
Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.
2. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу.
3. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к дидактическим играм, инициативу, стремление к активной деятельности.
2. Внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Объем плана: рассчитан на 1 игру в неделю, продолжительностью 15 - 20 минут, всего 36 игры, количество занятий 36.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Ожидаемый результат
К концу года дети должны:
Перейти от пассивного словарного запаса к активному словарному запасу. Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, уметь соотносить родовые и видовые понятия. Употреблять притяжательные прилагательные, формировать словарь наречий. Научиться выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в речи. Применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, в различных видах деятельности, что обеспечивает непрерывность коррекции общего недоразвития речи.
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря
Сроки | Дидактическая игра | Цель | Материалы и оборудование | ||||
1.Раздел «Дидактические игры по обобщению предметов в группы по схожим признакам» | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Сентябрь 1- я неделя | «Мяч бросай, овощ называй» | Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, умение соотносить родовые и видовые понятия. | Мяч | ||||
2-я неделя | «Что кому нужно» | Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии | Тематические картинки | ||||
3-я неделя | «Назови три предмета» | Упражнять в группировке предметов | |||||
Октябрь 1-я неделя | «Назови лишний предмет» | Учить называть лишний предмет в группе | Речевой материал: Красный, зеленый, синий, круглый; Деревянный, широкий, длинный; высокий; Резиновый, новый, стеклянный, железный; Холодный, теплый, сладкий, горячий. | ||||
2-я неделя | «Назови одним словом» | Учить называть предметы обуви, одежды, посуды, бытовой техники и т.д.» | Наборы картинок по тематике | ||||
3-я неделя | «Твой дом» | Упражнять в назывании предметов домашнего обихода | Набор тематических картинок | ||||
4-я неделя | «Чьи детки?» | Учить называть животных и их детенышей | Мелкие фигурки животных | ||||
2. Раздел «Дидактические игры по подбору действий к предмету» | |||||||
Ноябрь 1-я неделя | «Я могу делать…» | Упражнять в назывании действий предметов | |||||
2-я неделя | «Что делает мама?» | Учить называть действия | Сюжетные картинки из серии «Семья» | ||||
3-я неделя | «Что можно сделать?» | Учить подбирать слова действия к игрушкам | Набор игрушек: кукла, машина, мяч… | ||||
4-я неделя | «Кто как голос подаёт?» | Расширение глагольного словаря по данной теме | Картинки из серии «Домашние животные» | ||||
Декабрь 1-я неделя | «Что происходит в природе?» | Закрепление употребления в речи глаголов | Сюжетные картинки по теме «Зима» | ||||
2-я неделя | «Кто как передвигается?» | Обогащение глагольного словаря детей | Речевой материал: Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают, ползают, прыгают и т.д. | ||||
3-я неделя | «Зимние забавы» | Учить детей употреблять в речи начальную форму глаголов | Сюжетные картинки | ||||
4-я неделя | «Где мы были, мы не скажем» | Активизировать глагольную лексику, учить соотносить слово с действием. | д/и «Где мы были, мы не скажем» | ||||
3. Раздел «Дидактические игры по подбору прилагательных» | |||||||
Январь 1-я неделя | «Что бывает круглым?» | Расширять словарь детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. | Речевой материал: Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...), что бывает длинным? и т.д. | ||||
2-я неделя | «Скажи какой?» | Формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета. | Набор предметных картинок | ||||
3-я неделя | «Лови да бросай — цвета называй» | Формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающем цвет, расширять словарь прилагательных. | Речевой материал: Оранжевый - апельсин, морковь, заря; Желтый - цыпленок, солнце, репа; Зеленый - огурец, трава, лес; | ||||
4-я неделя | «Из чего сделано?» | Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования | Предметы из дерева, металла, пластмассы, стекла и т.д. | ||||
Февраль 1- я неделя | «Чья голова?» | Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных | Картинки животных и птиц | ||||
2-я неделя | «Сравни зверей» | Формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. | 2-3 пары картинок, изображающих животных | ||||
3-я неделя | "Какой? Какая? Какие?» | Образование и употребление в речи относительных прилагательных. | Речевой материал: Лес (какой)- осенний, красивый… Листва (какая) - … Дождь (какой) - …. | ||||
4-я неделя | «Новые слова» | Образование и употребление в речи прилагательных. | Речевой материал: Длинные ноги – Короткий хвост – Белые крылья – и т.д. | ||||
4. Раздел «Дидактические игры по подбору антонимов и синонимов» | |||||||
Март 1-я неделя | «Скажи по- другому» | Тренировать в употреблении в речи синонимов | Картинки | ||||
2-я неделя | «Наоборот» | Упражнять в назывании слов, противоположных по смыслу | Мяч | ||||
3-я неделя | «Холодный - горячий» | формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов | Картинки | ||||
4-я неделя | «Слова-друзья» | Учить подбирать синонимы. | Речевой материал: Здание – дом Конь -… Приятель -… Идти -… Глядеть -… Смелый -… Крошечный -… | ||||
5. Раздел «Дидактические игры по объяснению лексического значения слова» | |||||||
Апрель 1-я неделя | «У кого? У чего?» | Предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова | Речевой материал: ручка – у человека, у двери, у чемодана язычок – у человека, у ботинка | ||||
2-я неделя | «Скажи по - другому» | Учит понимать многозначность слова | Речевой материал: Шляпка (у мамы, у гриба), Ласточка (птица, гимнастическая фигура) | ||||
3-я неделя | «Сравни» | Учить понимать переносное значение слов | Речевой материал: Лысина старика - лысина горы; бархатный диван - бархатный лужок; шепчет мальчик — шепчет лес. | ||||
4-я неделя | «Дружная семейка» | Учить подбирать однокоренные слова | Речевой материал: Зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье…) | ||||
6. Раздел «Дидактические игры по придумыванию и отгадыванию загадок» | |||||||
Май 1-я неделя | «Угадай по описанию» | Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | Набор картинок по лексической теме. | ||||
2-я неделя | «Кто больше увидит?» | Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия. | Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме. | ||||
3-я неделя | «Бывает – не бывает?» | Расширение и закрепление активного словаря ребенка | Мяч | ||||
4-я неделя | «Отгадай загадку» | Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры | Картинки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи
Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мотоики рук, которая не тлоько оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ
У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
Игры по развитию речи в средней группе...
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев дошкольников
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с к...
Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра голоса по развитию речи.
Картотека по развитию речи...