Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека дидактических игр для коммуникативного развития дошкольников | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9
пгт. Афипский
Картотека дидактических игр
по социально-коммуникативному развитию для старших дошкольников
Подготовила: воспитатель
Гареликова Н.Н.
2020 г.
Игра «Угадай кто я?».
Цель: развивать умение понимать и интерпретировать поведение людей, опираясь на невербальные средства общения; проявлять чуткость , внимание к окружающим нас близким.
Ход игры: Ребенку необходимо без слов изобразить задуманного героя, персонажа или какое – либо действие. Остальные игроки должны догадаться, что или кого он изображает
Игра «Угадай по голосу».
Цель: развивать умение слушать и слышать своего собеседника.
Ход игры: Один из играющих отворачивается от остальных игроков. Детям предлагается позвать его ласково, а тот в свою очередь должен догадаться, кто его позвал.
Игра «Позвони мне, позвони».
Цель: Развить умение вступать в диалог, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть точным, грамотно оформленным, в соответствии с все правилами телефонного разговора.
Ход игры:
Дети выстраиваются в круг, в центре которого водящий стоит с закрытыми глазами и вытянутой рукой. Дети двигаясь по кругу, произносят слова:
Добрый друг, мне позвони,
Все, что хочешь, расскажи!
Хочешь быль, а хочешь сказку,
Хочешь слово, хочешь два.
Чтобы сразу, без подсказки
Понял я твои слова.
С окончанием слов, дети останавливаются, и на кого укажет рука ведущего, должен позвонить ему и начать разговор, в форме телефонного сообщения.
Игра «Продолжи фразу».
Цель: привлечь внимание детей к осознанию, как собственных желаний, потребностей, интересов, так потребностей окружающих его сверстников; развивать умение вступать в диалог.
Ход игры: Дети образуют круг, в центре которого находится воспитатель с мячом в руках, исполняющий роль ведущего. Он начинает фразу и передает мяч одному из ребят, тот заканчивает высказывание и отдает воспитателю.
Я люблю играть в….
Моего лучшего друга зовут….
Я люблю заниматься…
Мне нравится играть с….
Мое любимое время года…
Моя любимая книга…
Самый лучший праздник это….
Мой любимый мультфильм….
Игра «Я желаю тебе»
Цель: воспитывать теплые отношения между детьми, интерес к партнеру по общению.
Ход игры: дети рассаживаются, образуя круг, передают последовательно друг другу какой – либо предмет (мяч) делятся с соседом своими пожеланиями в его адрес
Игра «Угадай, кто это?»
Цель: развивать внимательное отношение к сверстникам, умение обращать внимание на отличительные признаки играющих.
Ход игры: для выполнения задания дети разбиваются на пары. Одному из пары завязывают глаза, а другой в это время меняется местом с кем –либо из другой пары. Теперь тот, у кого завязаны глаза, должен угадать кто же перед ним, использовать можно только руки, задавать вопросы и отвечать нельзя.
Игра «Слова помощники»
Цель: развивать умение использовать в своей речи вежливые слова.
Ход игры: детям предлагается встать в круг и передавая друг другу мяч называть различные вежливые слова или фразы.
Например: здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами, спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны, извините, простите, жаль, сожалею, прошу прощания, до свидания, до встречи, спокойной ночи, сладких снов.
Игра «О чем спросить при встрече»
Цель: развивать умение детей вступать в диалог и поддерживать его.
Ход игры: Дети присаживаются, образуя круг. Предавая друг другу эстафету, в виде волшебной палочки задают вопросы и отвечают на них. Один из детей задает вопрос, другой отвечает. Постепенно волшебная палочка обходит весь круг и возвращается к ведущему. Перед детьми ставится задача – задавать такие вопросы, которые можно использовать после приветственной фразы. Вопросы не должны повторяться. Например: «Как ваше здоровье?»
Игра «Я спрошу, а ты ответь»
Цель: развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы собеседника.
Ход игры: Дети выстраиваются в круг, причем у одного из играющих в руках мяч. Он произносит свой вопрос и бросает его другому ребенку, тот ловит и отвечает. Затем мяч перебрасывается по кругу, пока все играющие не зададут вопрос и ответят на него. Например: «Чем ты занимался вчера вечером», - « Я играл с сестренкой» и т.д.
Игра «Давай поговорим» (автор - Е. Лютова)
Цель: развивать умений вступать и поддерживать диалог. Использовать свои индивидуальные возможности при решении совместных задач.
Ход игры: На первых порах взрослый играет с ребенком, затем роль взрослого может взять на себя другой ребенок. Воспитатель произносит слова: «Давай поговорим. Мне хотелось бы стать …..(лисицей, магом, ребенком). Как ты считаешь почему?». Ребенок делится со взрослым своими предположениями и беседа продолжается, до тех пор пока она интересна ребенку.
Игра «Разговор без слов».
Цель: развивать умение использовать язык тела для передачи информации.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку выполнить разные задания, не используя при этом слов:
1. Покажи как говорят плечи «Я не знаю»;
2. Покажи как говорит палец «Иди сюда»;
3. Покажи как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
Продолжение Приложения И
4.Покажи как говорит голова «Да» и «Нет»;
5.Покажи как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».
Остальным игрокам нужно угадать, что своими движениями им хотел рассказать водящий.
Игра «Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы передачи информации.
Ход игры: Ребенок, выбирает для себя какого – либо персонажа (животное, птица, рыба), вспоминает все, что он знает о своем герое и представляет себя на его месте. Воспитатель дает детям на подготовку несколько минут. Затем каждый из играющих, показывает свое задуманное животное, а остальные угадываю.
Игра «Робот»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива; развивать умение действовать согласованно.
Ход игры: Дети играют в парах. Один из них берет на себя роля изобретателя, другой — робота. Робот, должен найти предмет, прятанный изобретателем,для этого он выполняет различные указания своего создателя. (вперед, назад и т.). После чего дети обмениваются ролями и игра возобновляется.
Игра «Удержи предмет»
Цель: развивать умение согласовывать свои действия, с действиями и возможностями своего партнера.
Ход игры: Дети играют в парах, причем пары соперничают между собой. Воспитатель предлагает детям удержать мяч без помощи рук, а используя все остальные части тела. Выигрывает та пара, которая как можно дольше продержит предложенный предмет.
Игра «Пройди по мостику»
Цель: развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнера, адекватно оценивать результативность взаимодействия.
Ход игры: на полу мелом воспитатель чертит мостик для детей (Полоса шириной 30-40 см), по которому детям нужно пройти и не упасть в пропасть. Причем проходить по мостику, должны навстречу друг другу, одновременно два участника игры. Если один из них переступает черту, то считается что он упал в пропасть, в этой ситуации и второй участник выбывает из игры, т.к. мостик неустойчивый и если на нем остается только один игрок, то он переворачивается.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игра «Стиральная машина».
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.
Игра «Мы - разные».
Цель: помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
по наличию часов на руках;
по стилю обуви;
по длине волос;
по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
по цвету брюк и юбок;
по цвету глаз;
по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
Игра «Разговор через стекло
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
Слова вежливости
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми
словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя
вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет,
мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю,
пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею);
прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Круглый рассказ
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнерах и ситуациях общения.
Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день
и ...” его подхватывает следующий ребенок. Рассказ продолжается по кругу.
Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо
пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдешь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Покупатели и игрушки
Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать
эмоциональное поведение партнеров по общению.
Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в
противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке,
изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому
ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку,
которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.
Кладоискатели
Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с
потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении
совместных задач.
Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию
доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих
товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным
способом, по цвету волос – темные и светлые.
Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнет
искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с
отмеченным местом, где спрятан клад.
Близнецы
Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях,
устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.
Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети
любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по
группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы,
интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов
показывает, что их объединяет.
Предложения - загадки
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны
догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и
в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт.
5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный
комментатор).
Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со
сверстниками, чувства коллектива.
Детям дается задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то
что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-
Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребенок загадывает одно
желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы...
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Без маски
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением
с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть
честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание,
начатое воспитателем.
Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;
“ Особенно мне не нравится, когда...”;
“Однажды меня очень напугало то, что...”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.
Настроение
Цель: развить умение описывать свое настроение, распознавать настроение
других.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно
нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно
показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по развитию речи....
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...
картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста
картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры формирующие представление о правах и обязанностях детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр...
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....