Научно-практическая статья: «Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.
статья по развитию речи (старшая группа)

Имамутдинова Алсу Шафиулловна

Научно-практическая статья:

«Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.

 

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.

Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т.е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека – в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить [1].

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

 

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4-5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Отбирая стихи для заучивания А.М. Бородич [3] поясняет: в отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с веселыми картинками, простыми рифмами и позитивным настроем.

Алексеева М.М. и Яшина Б.И. предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха.  Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.  Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту[2].      

Соглашаясь с точкой зрения данных исследователей и анализируя собственную практику для лучшего запоминания детям при заучивании стихотворений необходимо использовать опорные схемы и мнемотаблицы (мнемотехника).

Настоящая статья  имеет целью показать один из вариантов развития памяти дошкольников через заучивание стихотворений  с помощью мнемотехники.

Работая с детьми 4-6 лет, расширяя сотрудничество с родителями, мы реализуем второй год проект «А я знаю наизусть».

Задачами опыта являются:

- формирование интереса к художественной литературе;

- обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

- знакомство детей со стихами русских и зарубежных писателей;

- создание благоприятной развивающей среды для заучивания стихотворений наизусть;

- развитие у дошкольников памяти, внимания, мышления, творческой фантазии, речи;

-формирование умения слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Новизна и оригинальность данного проекта заключается в том, что в работе с детьми используется мнемотехника.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитываем детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

Прежде, чем начать работу по данному направлению была проведена первичная диагностика детей (произвольная память, внимание, речь); подобран стихотворный, дидактический и методический материал для заучивания; дети и родители ознакомлены с целями и задачами проекта; намечены консультации со специалистами ДОУ.

По истечению I полугодия 2011-2012 учебного года с детьми проведена работа по творчеству  К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, проведена серия занятий, инсценировки и чтение стихов по ролям, выставки книг и предметов из стихов К.  И. Чуковского, С. Я. Маршака, литературная викторина по творчеству С. Я. Маршака. Результатом этой деятельности явились выставки рисунков «Мой любимый герой», творческая работа «Кораблик». В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с мнемотаблицами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Ребята читали дома и в группе мамам и папам, бабушкам и дедушкам новые стихотворения. На вечер чтецов стихов родители совместно с детьми подбирали, шифровали и учили стихотворение дома. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям. Во II полугодии работали над темами: «Творчество поэтов России и города», «Творчество поэтов и писателей разных стран», «Малые формы фольклора». Занимались с детьми кодированием и заучиванием новых стихотворений; использовали мнемотаблицы разработанные педагогами на группе, детьми и родителями группы. Также использовали мнемотаблицы авторов, представленных в литературе и электронных источниках [4,7,8].

Во второй год обучения (5-6 лет)  мы добавили двигательный метод заучивания стихотворений. Тут основной принцип заключается в том, что ребенку предоставляется возможность не только посмотреть, но и потрогать, дается необходимая для запоминания опора - подкрепление запоминания двигательным актом. Кроме заучивания стихов, проводим работу с детьми по пересказу, составлению рассказов и сказок с помощью мнемотехники.

Вся проделанная работа  на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее его использование:

  • повысит у дошкольников уровень произвольной памяти, внимания, речи;
  • разовьет навыки кодирования и декодирования литературных произведений; 
  • повысит уровень знаний о детской художественной литературе;
  • расширит кругозор о писателях и поэтах, их произведениях;
  • повысит у детей и родителей интерес к заучиванию стихов наизусть;
  • привьет у детей умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон.

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает разработку перспективных планов, конспектов итоговых занятий по блокам, конспектов конкурсов и викторин по содержанию изученных стихов; накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, мнемотаблиц; аудио и видеозаписи занятий, которые дают возможность педагогам обеспечить предстоящие занятия по заучиванию стихотворений.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина. Ф. А. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

5. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др.  Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.  – 528 с.

6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. Под ред. Михайловой З. А. – СПб: Акцидент, 1997. – 221 с.

7. Житникова Л. Н. Учите детей запоминать. – М: Просвещение, 1978. – с.96

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая статья:

«Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.

Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.

В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т.е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека – в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить [1].

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4-5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Отбирая стихи для заучивания А.М. Бородич [3] поясняет: в отобранных стихах строки должны быть понятными, чаще веселыми, насыщенными действиями и событиями, написанные живым языком, с веселыми картинками, простыми рифмами и позитивным настроем.

Алексеева М.М. и Яшина Б.И. предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха.  Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.  Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту[2].      

Соглашаясь с точкой зрения данных исследователей и анализируя собственную практику для лучшего запоминания детям при заучивании стихотворений необходимо использовать опорные схемы и мнемотаблицы (мнемотехника). 

Настоящая статья  имеет целью показать один из вариантов развития памяти дошкольников через заучивание стихотворений  с помощью мнемотехники.

Работая с детьми 4-6 лет, расширяя сотрудничество с родителями, мы реализуем второй год проект «А я знаю наизусть».

Задачами опыта являются:

- формирование интереса к художественной литературе;

- обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

- знакомство детей со стихами русских и зарубежных писателей;

- создание благоприятной развивающей среды для заучивания стихотворений наизусть;

- развитие у дошкольников памяти, внимания, мышления, творческой фантазии, речи;

-формирование умения слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Новизна и оригинальность данного проекта заключается в том, что в работе с детьми используется мнемотехника.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитываем детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

Прежде, чем начать работу по данному направлению была проведена первичная диагностика детей (произвольная память, внимание, речь); подобран стихотворный, дидактический и методический материал для заучивания; дети и родители ознакомлены с целями и задачами проекта; намечены консультации со специалистами ДОУ.

По истечению I полугодия 2011-2012 учебного года с детьми проведена работа по творчеству  К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, проведена серия занятий, инсценировки и чтение стихов по ролям, выставки книг и предметов из стихов К.  И. Чуковского, С. Я. Маршака, литературная викторина по творчеству С. Я. Маршака. Результатом этой деятельности явились выставки рисунков «Мой любимый герой», творческая работа «Кораблик». В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с мнемотаблицами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Ребята читали дома и в группе мамам и папам, бабушкам и дедушкам новые стихотворения. На вечер чтецов стихов родители совместно с детьми подбирали, шифровали и учили стихотворение дома. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям. Во II полугодии работали над темами: «Творчество поэтов России и города», «Творчество поэтов и писателей разных стран», «Малые формы фольклора». Занимались с детьми кодированием и заучиванием новых стихотворений; использовали мнемотаблицы разработанные педагогами на группе, детьми и родителями группы. Также использовали мнемотаблицы авторов, представленных в литературе и электронных источниках [4,7,8].

Во второй год обучения (5-6 лет)  мы добавили двигательный метод заучивания стихотворений. Тут основной принцип заключается в том, что ребенку предоставляется возможность не только посмотреть, но и потрогать, дается необходимая для запоминания опора - подкрепление запоминания двигательным актом. Кроме заучивания стихов, проводим работу с детьми по пересказу, составлению рассказов и сказок с помощью мнемотехники.

Вся проделанная работа  на данном этапе позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее его использование:

  • повысит у дошкольников уровень произвольной памяти, внимания, речи;
  • разовьет навыки кодирования и декодирования литературных произведений;  
  • повысит уровень знаний о детской художественной литературе;
  • расширит кругозор о писателях и поэтах, их произведениях;
  • повысит у детей и родителей интерес к заучиванию стихов наизусть;
  • привьет у детей умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон.

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает разработку перспективных планов, конспектов итоговых занятий по блокам, конспектов конкурсов и викторин по содержанию изученных стихов; накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, мнемотаблиц; аудио и видеозаписи занятий, которые дают возможность педагогам обеспечить предстоящие занятия по заучиванию стихотворений.

Список используемой литературы:

1. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина. Ф. А. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

5. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др.  Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.  – 528 с.

6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. Под ред. Михайловой З. А. – СПб: Акцидент, 1997. – 221 с.

7. Житникова Л. Н. Учите детей запоминать. – М: Просвещение, 1978. – с.96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений"

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Статья "Развитие слуховой памяти дошкольника"

В статье подчеркивается необходимость  развить у ребенка с дошкольного возраста слуховое восприятие и память,умение внимательно слушать и запоминать....

Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность"

В данной статье рассказывается о развитии социального интеллекта у дошкольника через театрализованную деятельность. Социальный интеллект; самостоятельная художественная деятельность; художественно &nd...

Статья «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность»

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и...

Статья "Развитие исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Представление собственного опыта работы по экспериментированию с детьми....