Статья «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность»
статья по теме
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, обладают большим потенциалом фантазии, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и задача взрослых не упустить этот период, и «кинуть зерно на благодатную почву» т.е. создать все необходимые условия, профессионально выстроить методику своей работы. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.Материал данной статьи по внедоению педагогического опыта соответствует основополагающим принципам современной педагогики и психологии – гуманизации и индивидуализации, выражающимся в признании целостности человека, как личности, создании реальных условий для развития творческих способностей, начиная с раннего детства. Материалы могут быть использованы воспитателями и родителями для развития у детей 3-7 лет креативного потенциала через театральную деятельность, а также педагогами дополнительного образования и руководителями театральных кружков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потехина Наталья Викторовна
Развитие креативного потенциала
дошкольников через театрализованную деятельность
Детство – это целый мир, не заглянув в который, невозможно понять ребенка. Внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.
Современные дошкольники, какие они? Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, в своей деятельности столкнулась с такими проблемами:
- Всё чаще в детском саду встречаются «проблемные» дети: агрессивные, застенчивые, и т.п.
- Очень часто дети, попадая в коллектив, не могут самовыразиться, самореализоваться, самостоятельно выйти из критических ситуаций;
- У детей не выразительная речь, проблемы в речевом развитии;
- Резко снижена фантазия , низкий уровень развития творческих способностей (креативности).
Какова же задача педагога в том, чтобы ребенок в период пребывания в детском саду почувствовал уют, душевную теплоту и смог раскрыть свой внутренний творческий потенциал.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Пожалуй, театрализованная деятельность является самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - это развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления является театрализованная деятельность.
Поэтому тема моего опыта работы: «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность».
Цель работы раскрыть творческий потенциал ребенка - дошкольника, его индивидуальность.
Для достижения цели поставила перед собой задачи:
- Создать необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров) ;
-Раскрыть творческие способности и способствовать развитию креативного потенциала каждого ребенка;
- Создать ситуацию успешности для каждого ребенка;
-Способствовать развитию самооценки и уверенности в своих способностях;
- Сформировать у детей устойчивое отношение к творческой деятельности.
Идея опыта заключается в том, чтобы используя методы и приемы театрализации во всех видах детской деятельности развивать креативный потенциал дошкольников, а развитие креативных способностей в свою очередь способствует развитию личности ребенка в целом. Театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализации раскованно и свободно. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития креативного потенциала дошкольников.
Актуальность. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие. Исследования ученых-педагогов, психологов, показывают, что современные дети более настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не реагируют на указания и просьбы взрослых.. У современных детей повышенная потребность к восприятию информации, которая заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Наблюдая за детьми, беседуя с их родителями можно сделать вывод о том, что мамы и папы заняты своими проблемами, стремятся дать детям с раннего возраста знания, научить их читать, писать и для этого определяют их во всевозможные развивающие кружки и спортивные секции, т.к. мы живем в современном обществе, где ценится социальный престиж интеллекта, научного знания и силы. Из–за этого дети недополучают простого человеческого тепла, общения с родными и близкими, чтения сказок на ночь, колыбельных песен, совместного посещения театра и выставок и на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Современные дети увлечены компьютерами и интерактивными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия взрослых в развитии ребёнка, но без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, обладают большим потенциалом фантазии, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и задача взрослых не упустить этот период, и «кинуть зерно на благодатную почву» т.е. создать все необходимые условия, профессионально выстроить методику своей работы. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральным государственным общеобразовательным стандартом) т.е педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, развития творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра.
Перспективность опыта
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их собственными усилиями, создавая свой художественный образ персонажа или явления. При этом у них развивается ассоциативное мышление, воображение, умение видеть необычное в обыденном. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
1. Социально-коммуникативное развитие
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
2. Познавательное развитие
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре - драматизации);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
3. Речевое развитие
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
4. Художественно-эстетическое развитие
- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
5. Физическое развитие
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил выяснить, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Новизна опыта состоит в рассмотрении проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как во время образовательной деятельности, так и вне её, а так же развитие креативного потенциала детей через проектную деятельность с детьми и их родителями, через внедрение социоигровых технологий. Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей
При реализации опыта работы используется театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей. Предоставление ребенку возможности для проявления инициативы и самостоятельности при выборе роли и характера для своего героя.
Материал педагогического опыта соответствует основополагающим принципам современной педагогики и психологии – гуманизации и индивидуализации, выражающимся в признании целостности человека, как личности, создании реальных условий для развития творческих способностей, начиная с раннего детства. Материалы могут быть использованы воспитателями и родителями для развития у детей 3-7 лет креативного потенциала через театральную деятельность, а также педагогами дополнительного образования и руководителями театральных кружков.
В процессе работы над опытом столкнулась со следующими проблемами:
- сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр, и в рамках борьбы с коррупцией театр не выезжает в детские сады для показа детям своих представлений;
- недостаток времени для организации и проведения театрализованной деятельности;
- мы не всегда готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированного сценария, конспекта, но нужно ли это детям?
Первую проблему можно решить, организовав педагогический театр взрослых. Он должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
Вторую проблему решила путем внедрения методов и приемов театрализованной деятельности во все режимные моменты, она включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии творческих способностей у детей.
А решение третьей проблемы зависит от личностных установок и взглядов педагога, считаю, что занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, воспитатель должен быть готов действовать спонтанно, так как это игровая свободная деятельность, подразумевающая наличие у воспитателя способностей к экспромту, готовности к импровизации, развивая креативные способности у детей, педагог должен быть готов развивать и реализовать свои креативные и творческие способности.
Решив для себя как сделать каждую встречу с ребенком интересной и увлекательной, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения его в практику, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрализованной деятельности, развить творческие способности дошкольников, что является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
На первом этапе своей работы провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развиты фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений составила перспективный план работы с детьми.
Одним из основных средств развития личности ребенка является предметно - развивающая среда. Разнообразила и дополнила развивающую среду, при этом опиралась на следующие принципы: гибкое зонирование, активность и новизна . Учитывая индивидуальные особенности детей и для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В группе она расположена таким образом, что обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность, но и является основой всестороннего развития и самостоятельного творчества каждого ребенка. В группе оформлен уголок театра, включающий в себя:
- Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
- Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы разных размеров)
- Разнообразные виды театров: бибабо, настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры, театр картинок, варежковый театр, театр шапочек и масок, кукольный театр, театр на фланелеграфе, театр игрушек (использую любые игрушки), театр ряженья.
- Дидактические игры («Конструирование из геометрических фигур», «Назови одним словом», «Расскажи, что видишь», «Слепим Снеговика» и др.).
Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
Все виды театров, имеющиеся в группе, были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех.
Работу начала с детьми 3 лет (II младшая группа).
Сначала познакомила с театральными куклами, учила следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показала сказки: «Курочка ряба» (театр на фланелеграфе), «Репка» (настольный деревянный театр), «Колобок» (куклы «би-ба-бо»), «Теремок» (магнитный плоскостной театр).
Предлагала детям поиграть в игрушки (мягкие , резиновые), обращая внимание детей на то как можно с ними действовать, например потанцевать, спеть колыбельную. Для этого использовала музыку разного характера, учила двигаться под неё.
В свободное время мы с детьми часто разыгрывали – песенки, потешки, короткие стихи; учили стихи, пальчиковые гимнастики, стихотворные физкультминутки; играя, изображали различные эмоциональные состояния.
В совместной деятельности использовала игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Расскажи стихи руками»: «Три медведя, в чаще жили», «Шофёры», «Ох, ох, что за гром?», игра «Наш оркестр», мимическая игра «Передай улыбку соседу», «Страшный зверь» и т.д.)
Выполняли упражнения, этюды и игры на развитие детской пластики, элементы искусства пантомимы (Игра с элементами пантомимы «Лисичка», «Бедный зайка», «Страшный волк» и т.д.) Так дети становились более уверенными в движениях мимике , жестах. С младшими дошкольниками хорошо использовать такой прием как «Расскажи стихи руками», где действия сочетаются с проговариванием слов.
В течении НОД использовала приход сказочного персонажа (мягкие игрушки лиса, медведь и т.д.), куклы театра би-ба-бо, дети с удовольствием вступали с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, так же учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.
Во второй половине года начала обучать детей технике управления куклами. Для этого использовала настольных кукол, которые можно не только рассмотреть , но и потрогать. Показала, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили». Дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольным персонажем. Детям с более развитой речью предлагала придумать небольшие диалоги для кукол. Старалась поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочиненных диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы. Исходя из особенностей психического развития дошкольников, проводила театрализованные игры, построенные на материале знакомых сказок например «Встреча в лесу» (на основе сказки «Колобок»), «В гости к бабушке» (на основе сказки «Репка»).
В конце года дети учились показывать сказки настольным театром, театром резиновых кукол («Теремок», «Колобок», «Репка» .
Когда дети научились использовать интонацию в речи, жесты при показе сценок, я предложила детям подготовить и разыграть в ходе НОД по развитию речи сказку «Заюшкина избушка».
Работу продолжила в средней группе. Познакомила воспитанников с театром, используя презентацию «Что такое театр?», стихи и загадки про театр. Начала работу над дикцией детей для этого учили скороговорки, чистоговорки. Продолжила использовать упражнения, этюды и игры на развитие эмоций, мимики и жестов («Загадай загадку без слов», «Расскажи стихи руками»: «Три медведя, в чаще жили», «Избушка в сказочной глуши», «Один пузатый здоровяк», «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию») и упражнения, этюды и игры на развитие детской пластики, элементы искусства пантомимы (Игра с элементами пантомимы «Я на скрипочке играю», «Лампочка», «Снеговик», «Ласковое солнышко»)
Для дальнейшего развития движений и жестов использовала движения под музыку - ритмопластику («Тень-тень, потетень», «Дождик», «Зеркало», «Ты катись весёлый бубен», упражнение на развитие внимания: «Давайте потанцуем» ), а так же игры-превращения (Этюд «Петушок», «Угадай и покажи сказочный персонаж», упражнение «Шутка», «Превращалки», «Кто в лесу живет, как поет?» и т.д.)
В режимных моментах предлагала детям подвижные игры на развитие воображения и раскрепошенности «Дили — дили — дили мы кого-то видели», этюды на развитие выразительности и воображения «Играем в сказку». В свободной игровой деятельности предложила детям игру – драматизацию по знакомым сказкам, она обычно не преследуют цели поставить спектакль для зрителей. Дети самостоятельно воспроизводили известные сюжеты сказок, часто их переделывали на свой лад, импровизировали, придумывали свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д , то есть действовали творчески. Каждое представление дети предпочитали показывать зрителям, которых выбирали сами — это любимые игрушки, сверстники и воспитатель.
Воспитанники охотно стали использовать театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строили «новый теремок» из различных видов конструкторов для всех лесных жителей; возили зверей на машинах, поездах по железной дороге, готовили для них обед, лечат. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной деятельности и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено в процессе проектной деятельности. Знакомство детей в средней группе с пожарной безопасностью в проекте «Огонь – друг, огонь – враг» вылилось в итоговое мероприятие съемку видео сказки «Как звери чуть теремок не сожгли».
Приобщение детей старшей группы к театральному искусству начинала с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.
Работая детьми старшей группы, больше внимания уделяю дикции, в совместной деятельности и в ходе НОД провожу несложную артикуляционную гимнастику, проговариваем скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки, этюды на изменение тембра голоса: «Киска, как тебя зовут?», «У меня кругом друзья».
Для того чтобы помочь детям лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений продолжаю использовать игры-превращения «Угадай и покажи сказочный персонаж», «Превращалки» и игра с элементами пантомимы. Дети выполняют игровые задания в образах животных или сказочных персонажей, например показывают как катаются на коньках медведи, лягушонок, Баба Яга. Для дальнейшего развития актерского мастерства использую дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили знания об основных эмоциях, учились различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. Для закрепления выражения эмоций в мимике и интонации сделала игру «Карусель эмоций». Дети выбирают себе сказочного персонажа , перевоплощаются в него при помощи масок, шапочек , атрибутов, вспоминают из какой сказки этот персонаж и какую фразу он говорит(или сами придумывают фразу), на полу расстилается круглый коврик с картинками на которых изображения различных эмоций. Дети встают вокруг коврика , пока играет музыка все двигаются по кругу, по окончанию музыки дети останавливаются и возле какой картинки с эмоцией остановился ребенок с такой эмоцией он должен произнести свою фразу, использую мимику и интонацию.
Дети старшего возраста с удовольствием участвуют в театрализованных играх. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
Во время проведения НОД использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей, новые знания преподношу в виде проблемных ситуаций. В непосредственную образовательную деятельность ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.
В основу моего подхода к построению НОД с использованием методов театральной педагогики начала вводить элементы социоигровой методики (авторы А.П.Ершова и В. М. Букатов), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и детьми между собой. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. «Вокруг себя повернись и в деревья превратись». Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников.
Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Принципы социоигровой педагогики:
- Я общаюсь – значит я учусь!
- Действую – значит изменяюсь!
- Я исследую - познаю мир!
- Я любознательный, поэтому задаю вопросы!
- Воспитатель, помоги мне это сделать самому!
Составляющие социоигровой технологии:
- работа в микрогруппах
- смена лидерств
- дети двигаются
- смена темпа и ритма
- интеграция нескольких видов деятельности
- воспитатель – партнер, советчик
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников
Использую такие игры как «Превращалки», «Приветствие глазами», «Изобрази предмет», «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу. Передающий называет сказку, а принимающий персонажа сказки.
Игра «Чемодан». Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций. Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для раскрытия креативного потенциала ребенка.
В работе с настольными куклами дети продолжают совершенствовать навыки полученные ранее. Используя тексты знакомых песен, потешек, стихотворений, разыгрывают сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движения кукол.
Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях, разыгрывании сказок и знакомых сюжетов из сказок.
Подготовку к театрализованной постановке проходит по следующему плану:
- Чтение готового сценария или придуманной сказки, обсуждение и распределение ролей ;
- Пробы: вхождение в образ;
- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы;
- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров;
- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей;
- Репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей перед сверстниками.
- Пробный показ спектакля.
Чтобы разбудить ребенку воображение, при подготовке спектакля обсуждаю с ними эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев. Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.
Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:
- Выбор детьми роли по желанию.
- Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.
- Распределение ролей по карточкам.
- Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).
Еще один из приемов активизации творческого воображения, который использую в своей работе - это сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации. Детям старшего дошкольного возраста это помогает не только развить фантазию, но и сделает процесс овладения новыми знаниями более увлекательным .
Мне нравится и я использую работе с детьми способ сочинения сказок, который предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям. Джанни Родари предлагает несколько способов обновления сказки:
– «перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),
– сказки в «заданном ключе»,
– «салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),
– сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),
– «а что было потом?» (продолжение сказок после окончания).
В старшем возрасте провожу игры, способствующие развитию детского сочинительства «Придумай рифму», «Доскажи сточку».
Для достижения своей цели использовала театрально – игровые технологии. Выстраивая работу по театрализованной деятельности, старалась включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер. Все методы, я использую в комплексе, они чередуются и дополняют друг друга, это позволяет добиться хороших результатов у детей в развитии креативных способностей, что способствует и общему развитию личности.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»; беседы, памятки «Читаем вместе», «Театральный Петербург для детей» и другие.
Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей: в начале 2016 года проведенный мониторинг показал, что дошкольники (младшая группа) не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности, были застенчивы и зажаты. Игры воспитанников были индивидуальные, часто носили разрозненный характер (ребенок брал настольный театр «Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём), дети стеснялись рассказывать стихи перед сверстниками.
К концу 2016 учебного года воспитанники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле, с огромным желанием участвуют в играх - драматизациях. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Дети с удовольствием рассказывали стихи, потешки , стихи сопровождали движениями.
К концу 2017 учебного года (средняя группа) дети сами выбирают сказку, делятся на группы (артисты и зрители), распределяют роли, подбирают атрибуты, костюмы (используя имеющиеся в уголке ряжения), проводят репетицию и приглашают на свое представление зрителей. Детям очень нравится инсценировать сказки, даже застенчивые и неразговорчивые дети, показывая сказку, раскрепощаются: стараются договаривать слова, имитируют слова животных, радуются. Творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая сюжет от лица разных героев сказки, дети научились создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение. Все дети любят рассказывать стихотворения перед группой сверстников, многие стараются рассказывать с выражением , используя силу голоса, эмоции и мимику, некоторые дошкольники , выступая в роли воспитателя помогают рассказать и запомнить стихи другим детям.
Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, театр, зритель и др. Дошкольники стали больше общаться и взаимодействовать между собой.
В результате проведенной работы по развитию креативного потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу 2016 — 2017 учебного года большее количество детей стали чаще обращаться к различным видам театра.
Итогом работы в 2016 — 2017 учебном году был показ для сверстников и съемка сказки по ОБЖ «Как звери чуть теремок не сожгли», театрального спектакля для родителей и воспитанников средних и старших групп «Коза и Волк».
В 2017 – 2018 учебном году 50% воспитанников группы изъявили желание посещать театральный кружок «Маленький актер», руководителем которого я являюсь. Дети с удовольствием выступают в роли различных персонажей на утренниках для детей младших групп, и участвуют в театральной постановке на Осеннем празднике перед родителями. Наблюдая за воспитанниками, отмечаю, что в старшей группе повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различают эмоциональное состояние героя, но и умело используют их при изображении различных образов персонажей сказок. В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих. Дети с удовольствием сочиняют сказки, рифмуют слова, пытаются сочинять коротенькие стишки, особенно это проявляется в свободной игровой деятельности. Наблюдается почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе.
Для распространения опыта работы среди коллег, провела консультацию «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность», в мае 2017 года на педагогическом совете представила презентацию по обобщению опыта работы.
В течение 2 лет (2015 - 2016 уч. год и 2016 — 2017 уч. год) являюсь участником проблемно-творческой группы «Культурные практики использования театрализованной деятельности». В мае 2017 года выступала на фестивале творческих презентаций продуктов деятельности проблемно-творческих групп с презентацией из опыта работы «Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности» в рамках которой был показан видеоролик «Спички детям не игрушки».
Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образную память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу, несмотря на трудности и неудачи, и наконец, умение решать творческие задачи.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Таким образом, использование театральной деятельности помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театральной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения, навыки, но так же умение общаться со сверстниками и взрослыми, всё это способствует развитию креативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативности детей посредством театрализованной деятельности
Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль....
Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"
В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....
Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...
Презентация «Развитие креативности детей, через театрализованную деятельность».
Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность удивлять и познавать.Цель: Выявить у детей способность находитьРешение в нестандартных ситуациях,способность уди...
Статья « Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность
Статья « Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...
Статья "Развитие речи детей через театрализованную деятельность 2.03.2021 г
Статья "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"...
Статья на тему "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников....