Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность"
статья (старшая группа)

Голубкова Александра Владимировна

В данной статье рассказывается о развитии социального интеллекта у дошкольника через театрализованную деятельность. Социальный интеллект; самостоятельная художественная деятельность; художественно – словесное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_fgos_golubkova_a.v.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развития социального интеллекта дошкольника через   самостоятельную художественную деятельность.

А.В.Голубкова

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. В соответствии с ФГОС ДО социально – коммуникативная область развития направлена на развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка. В данной статье рассказывается о развитии социального интеллекта у дошкольника через театрализованную деятельность. Социальный интеллект; самостоятельная художественная деятельность; художественно – словесное творчество.

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это вызвано  изменениями, происходящими  в нашей жизни  и образовании. В соответствии с Федеральным  государственным образовательным  стандартом дошкольного образования  (ФГОС ДО)  содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» должно быть «направлено… на развитие социального и эмоционального интеллекта…»[4 с.9].

Я работаю воспитателем детского сада в селе Кичанзино Арзамасского района Нижегородской области. В моей группе 17 воспитанников от четырех до семи лет (группа разновозрастная). Работу по данной теме  я начала в рамках инновационной площадки "Развитие детской одаренности. Формирование социального интеллекта ребенка в современной образовательной среде», когда  наше дошкольное образовательное  учреждение   сотрудничало  с Арзамасским филиалом ННГУ  на протяжение нескольких лет.  В свете  требований ФГОС ДО  данная тема стала особенно актуальной. Одним из наиболее эффективных подходов формирования социального интеллекта дошкольников, на мой взгляд, является вовлечение их в самостоятельную художественную деятельность. Мы исходим из того, что социальный интеллект дошкольника формируется  в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды (Л.С. Выготский, Ю.С. Воробьева).

         Влияние взрослых на формирование социального интеллекта воспитанника может осуществляться как непосредственно, так и через организацию его индивидуального опыта в ходе самостоятельной художественной деятельности.  Самостоятельная  художественная деятельность –  это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, в специально предоставленное для этого время, она возникает по инициативе самих детей, выражает их склонности и интересы  [2,с.11].

В ходе самостоятельной художественной деятельности:

- развиваются инициатива, активность;

- развиваются умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

- находятся естественный выход, разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

-  воспитанник чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

- в процессе самостоятельной художественной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.

     Для нас важно, что в процессе самостоятельной художественной деятельности детей закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности (дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают). Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды художественной деятельности: музыкальную и изобразительную, театрализованные игры, художественно – словесное творчество.

      В нашем детском саду мы стараемся использовать все виды самостоятельной художественной деятельности.  В 2014-15 году  особое внимание нами было обращено на театральные постановки для младших сверстников (группа у нас разновозрастная). Такая  деятельность  позволяет привлечь музыкальное, изобразительное, художественно – словесное творчество. В нашем репертуаре есть несколько  вариантов  сценария разных сказок. Так  сценарий  сказки "Теремок" представлен тремя  (теремок ломается медведем;  теремок не ломается, а для медведя строится отдельный терем; медведя не пускают в теремок).

Вот один из них.

В зале стоят декорации теремок, елочки, березки.

Звучит приятная, легкая музыка.

Воспитатель: Это случилось в самый полдень, когда все звери спешили к себе домой. На лесной полянке вдруг  появился теремок.

 Вот на полянку выбежала мышка, увидела теремок и спрашивает.

Мышь (ребенок в костюме мышки)

- Тук- тук-тук

-  Кто, кто  в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель: Мышке никто не ответил. Зашла она в домик и стала в нем жить.   А в это время мимо прыгала лягушка. Увидала она теремок и решила узнать, кто в теремочке живет.

Лягушка (ребенок в костюме лягушки)

- Тук-тук-тук

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

Мышка

- Я мышка- поскребушка. А ты кто?

Лягушка

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти меня в теремок с тобой жить!

Мышка

- Иди

Воспитатель: Вот их уже двое в теремке живет.

Мимо пробегал зайчик увидал теремок и решил узнать кто в нем живет.

Зайчик (ребенок в костюме зайца)

- Тук-тук-тук

- Кто в теремочке живет?

- Кто в невысоком живет?

Звери из теремка по очереди.

 - Я мышка - поскребушка, я лягушка - попрыгушка.

- А ты кто такой?

Зайчик

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

Звери из домика

- Заходи.

Воспитатель: и стало их теперь в теремочке жить трое.

Бежит лисичка:

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

Звери из теремка:

- Я мышка - поскребушка, я лягушка- попрыгушка да зайчик - побегайчик.

- А ты кто?

Лисичка

- А я лисичка - сестричка. Пустите меня к вам жить!

Звери из теремка

- Заходи

Воспитатель: Вот их уже и четверо стало в теремке. Глядь бежит волчок - и тоже к теремку, да и спрашивает:

Волчок

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

звери из теремка:

-  Я мышка - поскребушка, я лягушка- попрыгушка да зайчик - побегайчик, да лисичка - сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок   серый - бочок. Пустите и меня к вам жить!

Звери из теремка:

- Ну уж иди!

Воспитатель: И волк поместился в теремок, и стало их пятеро. Вдруг от куда ни возьмись - бредет медведь.

Медведь: ( Крупный ребенок в костюме медведя)

- О, теремок! Он не низок не высок! Кто в тереме живет?

Звери из теремка: (боязливым голосом)

- Я мышка - поскребушка, я лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик, да лисичка - сестричка, и я волчок  серый- бочок.

- А ты кто???

Медведь:

- Э, как, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

Звери из теремка:

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

Медведь:

- Да как – ни будь!

Звери из теремка:

- Ну, уж иди, только с краешку!

Медведь:

- А я вон куда! (показывает на крышу). И к теплу поближе.

Воспитатель: Только медведюшка полез, теремок затрещал, заскрипел  и сломался. Звери из теремка все повыскакивали. И стали ругать медведя.

А медведь понял, что натворил и предложил:

- Я виноват, не отрицаю, но теремок был мал для нас всех. Давайте построим новый теремок. Еще больше прежнего. И будем дружно в нем жить.

Звери строят новый теремок.

Воспитатель: Строили, строили и наконец, построили. Новый терем расписной. Спасибо, за внимание. До скорого свидания!

     После театральной постановки  для младших сверстников все воспитанники включаются в ее обсуждение.

       Нами отмечено, что к концу этого года дети стали больше рассказывать о происходящих событиях в их социальном окружении, внимательно слушать других, дополнять рассказы своих товарищей, слушать и  не перебивать, активно отзываться на просьбы других детей. Воспитанники стали требовать от взрослых меньше внимания, больше взаимодействовать друг с другом. Это явилось, на наш взгляд, в том числе результатом вовлечения их в самостоятельную художественную деятельность. Таким образом   самостоятельная художественная деятельность оказывает значительное влияние на формирование социального интеллекта дошкольников.          Положительный результат невозможно получить без участия родителей. Именно родители помогают в подготовке костюмов, декораций театральной постановки для младших сверстников.

 

Литература:

1.Михайлова Я. И. Социальный интеллект и оценка его развития у старших дошкольников.  Дошкольная педагогика2001

2.Пазухина И. А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3 — 4 лет: Пособие — конспект для практических работников ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008. - 96 с., ил.

3.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Психология для всех)

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. М.: Сфера, 2016-96с.

Golubkova A.V.

The development of the children`s social mind through their unaided artistic activity.

The problem of the development of the children`s social mind became topical last years. According to FGOS DO social and communicative areas of the children`s development are used for the development of the children`s social and emotional mind. In this article you can read about the development of the children`s social mind through the theatrical activity. Key words: social mind; unaided artistic activity: artistic and verbal creativity.

knahscool@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через самостоятельную изобразительную деятельность

Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы педагоги осознаем, что это является важным средством всестороннего развития ребенка. С решением задач нравственного воспитания тесно связана и изоб...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-художественную деятельность

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь ...

«Нравственное – патриотическое воспитание дошкольников через музыкально – художественную деятельность»

   Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но ...