Статья "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование"
статья по рисованию на тему
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ»
Это правда! Ну чего же тут скрывать
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».
Аристотель
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
АКТУАЛЬНОСТЬ в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
ЦЕЛЬ — сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, путём использования методов нетрадиционного рисования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
ЗАДАЧИ:
*Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного применения.
*Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
*Воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.
Далее хотелось бы рассмотреть некоторые нетрадиционные техники рисования, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками.
ТАМПОНИРОВАНИЕ – рисунок выполняется благодаря тампонам, выполненным из марли или поролона.
Дети осваивают два вида тампонирования.
Первый, предлагает использование тампона в качестве кисти, т. е. тампоном дошкольники рисуют, создают необычные интересные изображения.
Второй вид тесно связан с трафаретом. Для выполнения того или иного художественного образа готовится трафарет предметов (объектов), из которых состоит образ. Затем, трафарет накладывается на лист бумаги, тампоном заполняется фон или трафарет.
РИСОВАНИЕ ПО ТРАФАРЕТУ (ШАБЛОНОГРАФИЯ) - этот способ рисования развивает графическое видение ребенка. Ему нужно представить из каких геометрических фигур может состоять тот или иной предмет, а потом с помощью шаблона геометрических фигур изобразить задуманный предмет. Потом можно раскрасить.
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ – ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
КЛЯКСОГРАФИЯ С ТРУБОЧКОЙ – ребенок наносит на лист краску, делает пятно (капельку), затем дует из трубочки не касаясь ни пятна, ни листа.
КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть гуашь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
«ПУАНТИЛИЗМ» (рисование ватными палочками) - ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
НИТКОПИСЬ – ребенок раскрашивает нитки красками, хвостики оставляем не раскрашенными. Раскладываем каким-нибудь узором на одной половинке листа. Хвостики оставляем свисающими с листа. Закрываем второй половинкой. Крепко одной ладошкой нажимаем, а другой вытягиваем нитку за хвостики. Раскрыли – а там… Красота.
НИТКОГРАФИЯ - ребенок наносит на карандашный рисунок клей и выкладывает по контуру нитью.
ФРОТТАЖ. Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание). Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.
НАБРЫЗГ - ребенок набирает краску на зубную щетку и разбрызгивается на бумагу
РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ – ребенок наносит на карандашный рисунок клей и засыпает его солью, остатки соли удаляются.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ. Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Способствует снятию детских страхов;
• Знакомит с разнообразным материалом;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Вывод
Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные методы рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Подготовила воспитатель: Евсикова Л.А.
МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 11»
Орловская области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...
Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития....

Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....

БУКЛЕТ "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование"
Информация для воспитателей по художественно эстетическому развитию...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
материал о том, как расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техни...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование»
Ведущая педагогическая идея опытаПродуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей,...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования - эбру.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....