Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Осень"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Осень»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «Осень»;
- Учить называть изменения в природе осенью, используя образные слова и выражения;
- Учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать;
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательного от существительного; образование существительного мн.ч. от ед.ч.; согласование числительных с прилагательными и существительными; учить согласовывать в речи сущ. с прил.; упражнять в словообразовании от существительных).
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать слуховое восприятие, внимание, умение воспроизводить ритмический рисунок;
- Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки;
- Развить просодическую сторону речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект познавательно-речевой на тему "Осень" | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Осень»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «Осень»;
- Учить называть изменения в природе осенью, используя образные слова и выражения;
- Учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать;
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательного от существительного; образование существительного мн.ч. от ед.ч.; согласование числительных с прилагательными и существительными; учить согласовывать в речи сущ. с прил.; упражнять в словообразовании от существительных).
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать слуховое восприятие, внимание, умение воспроизводить ритмический рисунок;
- Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки;
- Развить просодическую сторону речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал:
- кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные);
- письмо от Осени;
- листы с графическим заданием, карандаши;
- аудиозапись шелест листвы, шум дождя, голоса птиц;
- поднос с шуршащими фантиками;
- мячик;
- картина «Золотая осень» И.С. Остроухова;
- карточки-символы.
Речевой материал: Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, урожай, ранняя, золотая, поздняя, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают и др.
Методы и приемы:
- Наглядные – демонстрация (показ картины); карточки-символы;
- Словесные – чтение загадок; беседа; вопросы к детям; аудиальные средства; педагогическая оценка;
- Практические – упражнения; дид. игра.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
На столах у детей лежат кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные).
Вос-ль: Сядут на место те, у кого на столе оранжевый лист (жёлтый лист, зелёный лист).
Вос-ль: Дети, послушайте загадку, отгадайте о каком времени года она?
Вот художник, так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим
Кто художник этот?
Дети: Осень.
Вос-ль: Правильно осень. Осень оставила для вас письмо. (Письмо на кленовом листе). «Ребята, приглашаю вас в осенний лес. Там вас ждёт много интересного. Осень»
II. Основная часть
Вос-ль: Дети, давайте мы с вами отправимся в осенний лес.
1. Пальчиковая гимнастика
Разбросала осень листья.
Разбросала осень листья, Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью. Плавные взмахи ладонями вверх, вниз.
Мы в осенний лес пойдём «Шагают» пальцами обеих рук по столу.
В букет листья соберём.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочерёдно загибают
Лист дубовый, лист рябинки. пальцы, начиная с большого.
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. Хлопают в ладоши.
2. Графическое задание
Вос-ль: Ребята, возьмите карандаши. Мы пойдём в осенний лес по дорожке.
(Прохожу, раздаю листы с заданием). Проведите мальчика с девочкой по дорожке в осенний лес.
3. Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Вос-ль: Вот мы и в осеннем лесу. (Выставляю картину «Осенний лес»).
Ах!
Дети: Ах!
Вос-ль: Ах! Как красиво!
Дети: Ах! Как красиво!
Вос-ль: Ах! Как красиво в лесу!
Дети: Ах! Как красиво в лесу!
Вос-ль: Ах! Как красиво в осеннем лесу!
Дети: Ах! Как красиво в осеннем лесу!
4. Развитие слухового внимания «Звуки леса».
Вос-ль: Послушаем звуки осеннего леса.
Запись: шелест листвы.
Вос-ль: Саша, что ты слышала?
Саша: Я слышала шелест листвы.
Вос-ль: Покажите, как шелестят, шуршат листья. (Раздаю шуршащие фантики).
Запись: шум дождя.
Вос-ль: Аня, что ты слышала?
Аня: Я слышала шум дождя.
Вос-ль: Покажите (изобразите), как шумит дождь. (Стучат пальчиками по столу).
Запись: голоса птиц.
Вос-ль: Ваня, что ты слышал?
Ваня: Я слышал голоса птиц.
Воспроизводим ритм: ку-ку (/ /), чик-чирик (/ //), тук-тук-тук (///).
5. Развитие неречевого и речевого дыхания.
Вос-ль: У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку, положите на ладошку. Носиком вдыхаем воздух, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза).
А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф.
Фуу-фуу-фуу.
6. Беседа по картине «Золотая осень»
Вос-ль: Ребятки, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя (золотая), поздняя.
Вос-ль: Правильно! Давайте, назовем признаки ранней осени. (Показываю карточки-символы с признаками ранней осени). Далее признаки поздней осени.
Вос-ль: Ребятки посмотрите на картину с изображением осени. (Выставляю картину И.С.Остроухова «Золотая осень». Скажите, - какая на ней изображена осень? - Какие листья на деревьях? – Почему картина называется «Золотая осень»? – Что означает слово «листопад»?
Ответы детей.
Вос-ль: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Вос-ль: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
8. Рассказ об осени (использованием карточек символов).
- Осенью у солнца короткие лучи, и потому оно греет слабо. Демонстрирую карточку с символом осеннего солнца.
- Осенью ветер дует какой? (холодный, сильный). Демонстрация символа ветра.
- Осенью на небе много туч и часто идет дождь. Какой? (Мелкий, холодный, частый). Демонстрация дождя.
- Люди убирают урожай. Демонстрация овощей.
- А что происходит с листьями? (Они желтеют, сохнут и опадают, кружатся, шуршат). Демонстрация опавших листьев.
- Осенью птицы улетают на юг. Демонстрация символа улетающих птиц.
7. Вос-ль: Ребята, а как вы думайте какая сегодня погода? Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети: дождь, снег, туман.
Вос-ль: Дети, а как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный. Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Вос-ль: Дети, а какая бывает погода осенью:
- Когда идет дождь – дождливая
- Когда дует ветер - ветреная
- Холодно - холодная
- Пасмурно - пасмурная
- Сыро - сырая
- Хмуро - хмурая
- Ясно - ясная
Вос-ль: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.
8. Игра «Один-много» с мячом (учить образовывать сущ. мн.ч. от ед.ч.).
Вос-ль: Я буду бросать мяч, и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).
Лист… зонт… туча…
Дерево… гриб… птица…
Вос-ль: Молодцы!
9. Игра «Что лишнее?» (умение выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать).
Вос-ль: Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.
Дуб, рябина, ромашка, береза;
Береза, трава, тополь, клен;
Туча, лед, дождь, ветер;
Грибы, урожай, листопад, подснежник;
Зонт, сапоги, шорты, куртка.
10. Игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных с прилагательными и существительными).
Вос-ль: Давайте посчитаем, сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, …, пять кленовых листьев). Так же считаем листья дуба, березы).
III. Итог занятия
Вос-ль: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали!
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели!
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем!
Так что же творится в лесу? - спросим.
Осень, осень, осень.
Вос-ль: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Вы все молодцы, хорошо занимались, выполнили все мои задания и порадовали меня и предлагаю детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались им интересными.
У меня для вас небольшой секрет, осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе на тему «Осенние цветы»
Тема "Осенние цветы"Задачи:Образовательная область «Познание»: систематизировать знания детей о признаках осени; закреплять знание осенних месяцев.Образовательная область «Коммуникация»: развивать лог...
Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"
Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла »
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему: « Осень в гости к нам пришла » Милюк Е.О., воспитатель Васильченко Л.В., воспитатель, МБДОУ «Детский с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. На тему : «Осенний лес».
Рисование осеннего леса....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Осень"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексичееской теме " Осень" в подготовительной группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием здоровьесбеоегающих и иновационных технологий
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием нетрадиционной техники рисования - печать литьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, в парке можно собрать ли...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осень – это радость или грусть»
Цель – умение детей находить в противоречия в явлениях окружающего мира на примере осени.Задачи:1. Закрепить знание детьми признаков осени, способствовать развитию умения обозначать эти при...