Методическая разработка Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал поможет педагогам систематизировать работу по речевому развитию с детьми старшей группы. Цель: обобщить у детей имеющиеся знания по теме, закрепить умение составлять описательные рассказы о рыбах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет).
Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие:
Развивать мышление, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб, мнемотаблицы.
Предварительная работа: беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Сообщение темы занятия
Дидактическая игра «Найди пару» (Дети заходят в группу, каждый ребёнок держит в руке одну рыбку. На столах разложены аналогичные рыбы. Дети садятся на места, согласно найденной паре рыбок)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто это?
Дети: Рыбки.
Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации о рыбах, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что ещё мы хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Воспитатель: Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: энциклопедий, книг, интернета, спросить у взрослых.
Дидактическая игра «Подберем слова-родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка.
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачок.
Воспитатель: Куда пошёл рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется посёлок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)
Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Чёрном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ёрш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А ещё есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем, - всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)
Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица (показать).
Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живёт) Правильно, надо назвать место ее обитания.
В.: Эта группа рыб (показывает на картинке) где водится? (в реке) - Как можно назвать рыб, которые живут в реке? (речные)
Воспитатель: А эти рыбы - где живут? (Показывает на картинку с морскими рыбами)
Дети: Они живут в море. Воспитатель: Как они называются? (Морские)
Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (в аквариуме) - Какие их можно назвать? (аквариумные)
Воспитатель: Третий пункт плана - описать рыбу, сказать, из каких частей она состоит.
И четвёртый пункт плана - чем питается?
Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах.
Сегодня у нас будет работать три команды. Каждая команда рассматривает картинки (на столах), вместе составляете рассказ по плану. Капитан решает, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
(Дети делятся на команды, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.)
После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду.
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живёт в реке. Тело покрыто чешуей. У неё есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбёшками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.
Воспитатель: Послушаем вторую команду.
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.
Воспитатель: Послушаем третью команду.
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперёд хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.
Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) - В чём их различие? (Внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоёмах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.
Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стихотворение, поработали в командах, составили рассказы. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У неё есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбёшками.
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.
Воспитатель: Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-165569-1360176359.jpg)
Собственная методическая разработка конспекта по познавательно-речевому развитию
Цель: создание оптимальных условий для развития речи детей посредством игровых ситуацийЗадачи:Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; приобретать ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект занятия по речевому развитию "Волшебница-вода".
Методическая разработка.Конспект занятия по речевому развитию с элементами исследовательских,игровых,здоровьесберегающих,коммуникативных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-885610-1485705603.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ...
Методическая разработка конспекта ООД по речевому развитию в первой младшей группе «Поможем кошечке»
Цель: 1.Развивать связную речь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-1163263-1569863395.jpg)
Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной группе.
Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной группе. Воспитатель: Паршина А.П. ГБДОУ детский сад № 106 Тема: «Зимние з...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1108045-1548510348.jpg)
Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста "Зимняя одежда".
Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему "Зимняя одежда"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1229426-1585073996.jpg)
Методическая разработка конспекта ООД по "Речевому развитию" на тему: «9 мая – День Победы!» для детей подготовительной группы.
Программное содержание: -учить детей принимать участие в беседе, используя личный опыт; - закрепить знания детей о том,...