Сценарный план НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пичугина Татьяна Геннадьевна

Сценарный план НОД по речевому развитию

(подготовка к обучению грамоте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan.docx500.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план НОД по речевому развитию

(подготовка к обучению грамоте)

Тема: «Закрепление звуков «А», «О», «У», «И»».

Цель: Формирование знаний детей о звуках.  

Задачи:

Образовательные: Формировать и закреплять знания детей о звуках. Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков.  

Развивающие: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, словарный запас.  

Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение

Планируемые результаты: заинтересованно слушает, активно отвечает на вопросы. Самостоятельно составляет предложения, рассказы по схемам, проявление самостоятельности и инициативы при выполнении заданий. 

Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Характер взаимодействия: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок.

Форма занятия: интересна, снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, у детей повышается познавательный интерес, развивается творческий потенциал.

Образовательная область: речевое развитие.

Методические приемы: загадывание загадки, беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, создание эмоционального настроя, динамическая пауза, сюрпризный момент.

Предметно практическая среда: Незнайка, картинки, геометрические фигуры красного цвета, конверты с разрезными картинками, мелкие детали (пуговицы, ракушки и т. д.), полоски, ведёрко, карандаши.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая.

Ход деятельности: 

 Загадка: У кого чудная шляпа? Кто бездельник и растяпа?

                Кто лгунишка и зазнайка? Знают все, малыш … (Незнайка).

Помните, я вам читала рассказ « Как Незнайка был художником»?  Получилось у него быть художником? А вот сегодня Незнайка пришёл к нам с новой проблемой. Он хочет научиться читать. Поможем ему? Но прежде чем учиться читать, надо многое узнать про звуки. Покажем Незнайке, что надо знать? Для начала сыграем в игру.

Игра «Молчанка».

 (дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно  зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук)

Что вы слышали? Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

Как мы называем эти звуки? Почему их так называем?

 (второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки: [а], [о], [у],[и] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)

А что сейчас вы слышали? Какие звуки? Почему мы их называем речевыми?

 Упражнение «Узнай звук, который я произнесла без голоса»

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а».

Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о».

Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у». Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и».

Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.

Ребята, какие звуки пел язычок?  Какие это звуки?

 Почему их называют гласными?

Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что на ней изображено,  с какого  звука  начинается  слово? Отвечаем полным предложением. Это ананас. Начинается со звука А. и т. д.

Ребята, все слова начинались с каких звуков?

Гласные звуки  в каком замке живут?

Посмотрите, возле Незнайки лежат красные замки. Возьмите их. На что они похожи? (дети берут геометрические фигуры красного цвета)  Одинаковые они? Что нам надо теперь сделать?

(разделиться на компании по фигурам)

От каждой компании по 1 человеку подойдите к столу и возьмите конверт, который, по вашему мнению, нужен вам.

Собрать домик звука из частей, а потом выложить этот домик из мелких деталей.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Дети гр. Солнышко\IMG-5118bd486c66b121fb95dea4331b2fa5-V.jpg

Игра «4 лишний» (на слух)

Послушайте слова, и скажите, какое слово звучит не так, как все?

Мак-бак-рак-лук

дом-кот-кит-нос

утка-улитка-улица-аист

игра-Ира-облако-индюк

Игровое упражнение  «Длинные и короткие слова»

Слова бывают разные по длине. Слова, в которых много звуков - это длинные слова, а слова, в которых мало звуков - это какие слова? (короткие). Незнайка  приглашает вас поиграть. Если вы услышите слово, в котором много звуков, какую полоску вы поднимете? А если услышите слово, в котором мало звуков, какую полоску поднимите?

СЛОВА: МЯЧ, НЕВАЛЯШКА, ПИРАМИДКА,  МАК, КУКЛА, МАШИНА, СТОЛ, ШАР, МОЗАИКА, СЛОН,САМОЛЕТ, ЛОДОЧКА, ЖУК.

А сейчас каждый найдет себе пару. Возьмите листочки и карандаши, работаете парами –соединить картинку с соответствующим домиком звука.

У  меня  есть  ведёрко,  в  которое  я  хочу  собрать все ваши замки, но сначала нам надо  заштриховать домики , которые нарисованы на обратной стороне. Когда вы будете приносить  свои замки, скажете, какой звук живет в вашем замке.

Ну а теперь мы подарим это ведерко Незнайке, пусть он продолжает учить звуки и учится читать. 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Дети гр. Солнышко\IMG-4e7b0e9b94f13d9ca46a5842a42ecc9f-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сценарный план игры-занятия по развитию речи с элементами экспериментирования (группа раннего возраста)"

Детское экспериментирование – сложный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-дей...

"Сценарный план игры-занятия по развитию речи с использованием технологии "Рассказы в рисунках" (группа раннего возраста)"

Простая технология, позволяющая ребенку развивать воображение, тренировать речь....

Сценарный план занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы.

Сценарный план по познавательному рвзвитию для детей второй младшей группы...

Сценарный план СОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «В гости к нам пришел Незнайка»

Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.Задачи:1. закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями:  «полезные пр...

Сценарный план НОД по познавательному развитию "Салют для папы"

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Сценарный план НОД по речевому развитию «Сказка в гости к нам пришла»

Сценарный план НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» (по мотивам русских народных сказок «Репка», «Теремок», &la...