Конспект НОД по ознакомлению с книжной графикой «Экскурсия в музей детской книги» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цветкова Зинаида Леонидовна

Конспект НОД для закрепления представлений детей о книжной графике, о художниках-иллюстраторах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о книжной графике.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщать и закреплять представления детей о книжной графике, о профессии художника-иллюстратора.
  2. Поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В. В. Лебедева, Е.М. Рачёва).

 Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, воображение.
  2. Совершенствовать монологическую форму речи детей (речь экскурсоводов),  диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  1. Продолжать подводить детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно.

Материалы:        

  • Детские книги с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва, В. Лебедева; подборка отдельных иллюстраций.
  • Бейджики для «экскурсоводов».
  • Указка.
  • Мини-плакаты с названиями выставок.
  • Презентация.

Ход занятия.

  - Станем рядом все по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

- Ребята, я вам предлагаю сегодня интересную экскурсию в музей. Как вы думаете, что такое Музей?

- Да, это учреждение, где занимаются собиранием, изучением,  хранением интересных предметов, или предметов старины. Вспомните, в каких музеях мы с вами были? (Краеведческий музей, дом-музей Н. А. Римского-Корсакова, музей спорта «Богатырь»). (1 СЛАЙД) В каких музеях вы смогли побывать со своими родителями? А кто нам рассказывает в музее об этих предметах, проводит экскурсии? Экскурсовод. Когда мы ходим с вами в музей, мы видим много разнообразных, необычных, занимательных предметов. Скажите, а где можно увидеть много книг? Да, в библиотеке, в книжном магазине, в книжном уголке группы.  Как вы думаете, а существует музей книги? Хотите побывать в музее «Детской книги»? (2 СЛАЙД) С чем мы можем познакомиться в таком музее? С книгами.  Почему вам это так интересно?

- Из книг узнаём что-то новое, много новых слов, получаем полезную информацию, а книги с юмористическими рассказами  и стихами повышают нам настроение…

- Что делает книги яркими, привлекательными? (Иллюстрации и яркая, красивая обложка). Когда смотришь на обложку, на иллюстрации, можно догадаться, о чём говорится в книге. Так как и обложка, и иллюстрации дополняют текст, помогают понять его содержание.

- Кто рисует иллюстрации к литературным произведениям? (Художники-иллюстраторы). А что ещё они делают? Художник – иллюстратор придумывает оформление книжки от начала до конца, расположение в ней текста, букв, их размер. Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель или поэт. Поэтому все книги такие разные.

- Я вам предлагаю скорее отправится в музей «Детской книги», где сейчас оформлены необычные выставки иллюстраций разных художников. Но прежде, чем мы в него войдём, вспомним правила поведения в музее, поиграем в игру «Мяч передай, правила вспоминай».

Если ты пришёл в музей, хорошо себя веди!

И от группы ты своей никуда не отходи!

Ты ведь можешь заблудиться, тут не надо веселиться,

Беспорядки учинять, бегать, прыгать и кричать.

Так что, здесь ты не болтай, людям слушать не мешай.

Не хихикай, не ори, и потише говори.

Если хочешь отвечать, не шуми, только руку подними.

Есть запрет в музее братцы, всем известен он давно,

К экспонатам прикасаться строго здесь запрещено!

Если разглядеть хотите, то поближе подойдите.

И внимательно смотрите, только в руки не берите!

- Давайте пройдём в первый выставочный зал (3 СЛАЙД) (иллюстрации Юрия Васнецова), и нас уже кто-то встречает. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

-Маша: Здравствуйте, я экскурсовод, меня зовут Маша, проходите пожалуйста. Ребята, вы узнали, работы какого художника представлены на этой выставке? (Юрия Васнецова). Как вы догадались? (ответы). Да это работы Юрия Васнецова. Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе, в котором живут замечательные мастера и делают дымковские игрушки. Маленький Юра очень любил эти игрушки. Когда Юрий Алексеевич вырос, уехал учиться в Санкт-Петербург, чтобы стать художником. Он научился рисовать и портреты, и пейзажи. Однажды Юрий Алексеевич рисовал необычного кота – в валенках, с булкой. К нему подошла маленькая дочка, котик ей очень понравился. С тех пор Юрий Алексеевич стал рисовать иллюстрации к детским книгам. 

- Воспитатель: (4 СЛАЙД) Ребята, как вы думаете, каким детям больше нравятся книги с иллюстрациями Юрия Васнецова? Эти книги очень любят маленькие дети, потому что они сказочные, яркие, красочные. Животные, которых рисует художник, красивые,  необычные, добрые, весёлые. Посмотрите, они ходят на двух задних лапах, как мы с вами, люди, ногами, у них присутствуют элементы одежды, обувь, головные уборы. Звери у Васнецова изображены с различными предметами, с музыкальными инструментами.

- Спасибо вам за интересный рассказ, а вас ребята, приглашаю в другой зал (Евгения Чарушина). (5 СЛАЙД) Кто же нас познакомит с этой выставкой?

- Арсений: Здравствуйте, меня зовут Арсений, я вас познакомлю с другими работами. Этот автор писал для детей рассказы и сам же рисовал к ним картинки. Вы догадались ребята, о ком я говорю? Да, о Евгении Чарушине. С детства он очень любил животных, и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой Женя лечил и выхаживал раненых птиц и зверей. Знакомые часто дарили мальчику животных и птиц, и он наблюдал за их поведением, читал о них книги. Все ему было в их жизни интересно. Отец Чарушина был архитектором – художником, он и заинтересовал сына рисованием. Вот и начал мальчик рисовать  животных. Когда Женя вырос, он выучился на художника.

- Воспитатель: (6 СЛАЙД) Ребята, скажите, почему рисунки Евгения Ивановича Чарушина не спутаешь ни с чьими другими? Все его звери как живые. Напомните, пожалуйста, Арсений, как у художника получалась изобразить животных, очень похожих на живых?

Арсений: Он это делал «методом тычка» жесткой полусухой кистью. Кисть надо держать вертикально во время работы и в воду опускать нельзя.

- Воспитатель: Как можно описать животных, которых изображал Чарушин? Какие они? Милые, пушистые, обаятельные, забавные, игривые; Евгений Чарушин старался передать в рисунках не только характерные особенности животных, но и их  настроение, повадки. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествую. Ребята, а хотелось бы вам их погладить, приласкать, защитить?

Нравятся вам рисунки художника?

- Спасибо Арсений. Ребята, мы с вами уже посетили две выставки, работы каких художников-иллюстраторов были там представлены?  А вам интересно побывать на следующей выставке?  Тогда пройдём в третий зал. (7 СЛАЙД)

- Семён: Здравствуйте, меня зовут Семён. Вы ребята, узнали работы художника в этом зале? Владимир Васильевич Лебедев замечательный художник детской книги. Он любил рисовать веселые, красивые картинки для детей, рисовал людей и животных, и много рисовал с натуры. Художник писал картины, но больше всего любил рисовать карандашами и акварелью иллюстрации в детских книжках. Владимир Лебедев дружил с поэтом Самуилом Маршаком, и вместе они создавали книги для детей. (Показывает на книгу «Усатый-полосатый) Ребята вам знакома эта книга? (8 СЛАЙД) Верно, это стихотворение Самуила Маршака «Усатый-полосатый». Что делает котёнок? Как он сидит? (Задние лапки поджал, передние выпрямил, уперся ими.)

- Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нравится котёнку на кровати под одеялом? (ответы). Как вы догадались, что нет? Зажмурился он, уши насторожил, усы торчат, полосатая шерсть вздыбилась – очень котенок недоволен. А потом и вовсе перевернулся. Хвостик – на подушке, спиной к нам повернулся. Такой забавный котёнок.

Семён: (9 СЛАЙД) Вот еще одна известная вам книга. Как она называется? («Багаж».) Помните, как начинается эта книга?

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Эта история дорожных приключений дамы и чудесного превращения ее собачонки в огромную дворнягу. Дама — румяная и глупая барыня, а ее багаж — смешной и непонятный набор вещей. Стихотворение у Маршака получилось смешное, вот Лебедев и изобразил в рисунках веселье.

- Помните ребята, мы с вами были на викторине в библиотеке, где нам показали небольшой спектакль по мотивам этого стихотворения. На самом деле, стихотворение получилось смешное. С творчеством какого художника-иллюстратора вас познакомил Семён? Какие книги вам понравились на этой выставке?

- Давайте поблагодарим Семёна за рассказ, и подойдём к следующей выставке, где нас уже ждёт экскурсовод Соня. (10 СЛАЙД)

- Соня: Доброе утро ребята! Я начну свой рассказ с вопроса: «Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, но стоит он по-человечьи, и одет как человек — в тулупчике. А по характеру — очень озорной! Вот он! (показывает иллюстрацию). А вот, смотрите, и лиса-модница, нарядная, очень довольна собой.  И все эти сказки о животных иллюстрировал  художник Евгений Михайлович Рачев. (Показываю портрет). Рисовать он начал с детства. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Лисы, медведи, волки и  зайцы в рисунках Рачёва одеты в национальные костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. А чтобы всё это нам показать, художник много наблюдал за животными в зоопарке и в лесу, ходил в библиотеки, в музеи, изучал, как в старину одевались люди, какие были дома, делал зарисовки. Рисовал он акварелью, гуашью и углем.

- Воспитатель: (11 СЛАЙД) Ребята, а что необычного в рисунках Евгения Рачева вы заметили? (Он одевает животных так, как в старину одевались люди, «одевает» в национальные костюмы). (12 СЛАЙД) Кто это? (Лиса) Что необычного в ней? (Она одета как человек в белую блузку и сарафан, на шее у нее бусы, а на голове кокошник.) Как вы думаете,  какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка) Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый). Рисуя иллюстрации к сказкам, Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, создаёт обстановку, в которой они живут, передаёт красоту природы. Всё это делает рисунки Евгения Михайловича красочными, нарядными, декоративными.

- Яркая выставка, интересный рассказ. Давайте поблагодарим Соню.

- Понравилось вам в музее «Детской книги», ребята? Скажите, а какая выставка вам понравилась больше? Катя, чем тебя заинтересовала «эта» выставка? А хотели бы вы пригласить своих друзей в такой музей?  Почему?

- Хочу вам открыть небольшой секрет, в этом музее для детей оборудована игровая комната, хотите поиграть там в интересную игру? Игра называется «Выбери правильно иллюстрации». Если вы правильно находите иллюстрацию, она увеличивается, если ответ не верный, то картинка будет покачиваться (далее интерактивная игра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию сплоченности детского коллектива в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в волшебную страну».

Конспект занятия по развитию сплоченности детского коллектива в подготовительной к школе группе  Цель:Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение...

проект "Книга" в подготовительной к школе группе

Проектно-исследовательская деятельность проекта "Книга" направлена на то чтобы поспособствовать широкому внедрению в жизнь воспитанников чтения вслух (в детском саду и дома), создать условия для непос...

День детской книги в подготовительной к школе группе

Тема: «Книга — лучший товарищ»Цели и задачи:- воспитывать любовь к книге и чтению-дать детям знания о том, как делается книга;- подвести детей к пониманию того, что к книгам над...

Конспект НОД на тему: "Путешествие в прошлое книги" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с историей создания и изготовления книги. Показать. как преобразовалась книга под влиянием творчества человека. Активизировать, обогащать словарь, речевую деятельность....