Организованная образовательная деятельность по развитию речи «Животные и их жилище» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сапожникова Галина Александровна

Цель: Закреплять знания и представления детей о диких животных и отражать их в речи.

         Задачи:

         Образовательные: формирование практических навыков правильного употребления относительных прилагательных, закрепление умения согласовывать существительные с прилагательным; учить детей рассуждать.

         Развивающие: развивать навык словообразования, связную речь, память, внимание, мышление, развивать мелкую моторику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx606.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи: 
Образовательная область «Познание»:
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.
• Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социализация»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Учить выдвигать гипотезы.
• Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.
• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Образовательная область «Коммуникация»:
• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Создать у детей радостное настроение.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: материал, свойства, исследование, карточки схемы, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Образовательная область «Безопасность»:
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Материал и оборудование для опытов:
Бутылка с запиской ; поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон) ; сундук с различными материалами: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса; корзинка с бананами, записка.
На каждого ребёнка: поднос, пипетка, магнит, ложечка, ножницы, фломастер, камень, стакан с водой, образцы различных материалов: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, карта – схема.
Ход совместной деятельности: 
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Ребята давайте мы начнём наш день с добрых слов благодарности:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться на прогулку к морю, посмотреть, как оно встречает новый день, хотите? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.
(включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря)
Посмотрите, вот мы и на месте. Скажите, какое море? (ответы детей)
(слайд: бутылка вынесенная волной)
Ой, ребята, что это? (обращает внимание на бутылку, которую вынесло морем) В бутылке, какая то записка, как вы думаете, что это может быть? Разворачивает письмо.
 
Воспитатель: Ребята, что нам хотели этим сказать? (предположения детей) Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как же мы туда доберёмся? (Дети высказывают предположения). Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.
• Какими свойствами должна обладать лодка?
(Держаться на воде и не тонуть)
• Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?
(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)
• Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?
Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.
Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего? », «Что нам для этого потребуется? »
Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент.
В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? » (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)
Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:
• Что получилось?
• Какие выводы ты сделал?
• А как это получилось?
• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?
• А это значит.
Примерные выводы детей:
• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.
• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.
• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.
• А поролон сильно намокает — это плохо.
• Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь!
(звучит шум моря, крик чаек) (слайд: море)
Воспитатель: Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается.
(слайд: остров)
Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль.
Воспитатель: Кажется, я вижу землю, мы совсем близко.
(Звучит музыка папуасов)
Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Ребята, а вот и сундук, который был указан в письме. (Воспитатель берёт сундук и открывает его). Посмотрите, в этом сундуке находятся различные материалы. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы? (предположения детей) Я тоже думаю, что они просто не знают, что это такое, и просят нас объяснить. А для того чтобы жителей острова познакомить с этими материалами, нам необходимо определить их свойства. Как это можно сделать? (Провести опыты с ними) .
Воспитатель: В сундуке находятся различные материалы, каждый пусть выберет себе по одному.
Рома, что ты выбрал для исследования? Арина, а ты что взяла? Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Ребята, обратите внимание, что на разных столах находится разный материал для исследования. Вам нужно найти своё место в соответствии с тем материалом, который вы выбрали. (Дети расходятся по своим рабочим местам).  
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы провести опыты, у каждого на столе есть карточки-схемы. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Дети совместно с воспитателем комментируют каждый символ) .
Воспитатель: Для того, чтобы вы всё запомнили и могли рассказать о своём материале, я предлагаю вам зарисовать результаты ваших открытий в этих карточках. Приступайте, пожалуйста, к опытам.
(звучит спокойная, тихая музыка и шум моря)
(Проведение самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками).
Воспитатель: Мы работу завершили,                                                                  Всё на место положили!                                                                                      Мы друг другу не мешали,                                                                                                  И друг другу помогали!
Воспитатель: После того, как вы хорошо поработали, я предлагаю немного размяться.
Поиграем в игру «Веселые человечки». Вы знаете, что всё окружающее состоит из маленьких частичек, мы будем их называть человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода, а воздух они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки. (Камень,  молоко,  кислород,  дерево,  вода,  металл,  компот, воздух и т.д).

Воспитатель: Ребята, вы немного отдохнули, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь по кругу на тёпленький песочек. Давайте расскажем о проделанной вами работе. Воспитатель обращается к ребенку с вопросом: Какой материал ты исследовал? Расскажи, какие данные ты получил, опираясь на свои схемы (каждый ребёнок рассказывает о свойствах материала, который исследовал) .
Ребята, у нас получились вот такие зарисовки о свойствах природных материалов. Для чего мы это делали? (ответы детей) Скажите, а что можно придумать, чтобы наши листочки не разлетелись по одному, ведь они важны для туземцев. (предположения детей)
Воспитатель: Давайте ребята, сделаем книгу, чтобы её было удобно хранить. (дети сшивают листы, изготавливая книгу)
Воспитатель: А теперь мы подарим эту книгу жителям острова, что бы они научились использовать эти материалы в своей жизни. Для этого мы положим её в сундук. (дети кладут книгу в сундук, и закрывают его). Ой, ребята, посмотрите, здесь ещё одна корзина, в ней бананы и какая то записка. 
Это вас благодарят жители этого острова, за помощь (угощает детей).
Воспитатель: А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.
(звучит шум моря, слайд: море)
Мы опять плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Итог занятия: 
Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Скажите, для чего мы делали книгу? Как вы считаете, справились ли мы с заданием? Какую информацию мы приготовили для жителей острова? Испытывали ли вы трудности в работе? Как вы с ними справились? Понравилось ли вам путешествие?
Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-71518-1395249250.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-75228-1398083654.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-75228-1398083714.jpg

Приложение 1

Приложение N2

Приложение 2

Приложение N3

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по развитию речи с использованием театрализации в средней группе по мотиву сказки "Заячья избушка".

Програмное содержание:Развивать содержательность, связность речи.Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.Учить детей...

Конспект организованной деятельности по развитию речи с использованием театрализации в средней группе по мотиву сказки "Заячья избушка".

Програмное содержание:Развивать содержательность, связность речи.Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.Учить детей...

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Организованная образовательная деятельность Развитие речи «Рассматривание и сравнение игрушечную собаку и щенка» первая младшая группа

ознакомление  детей с домашними животными «собака и щенки», демонстрирование  портфолио «Питомцы малыша»,  способствование  умению и развитию,  сравнение  и рассматривани...

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи "Животные Севера" (старшая группа)

Занятие по развитию речи для старшей группы«Животные Севера»          Программное содержание:           - расширить представления дет...