Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке''
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бруховецкая Юлия Николаевна.

Занятие "Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке''" для таршей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_kartinoy_v.docx22.41 КБ
Файл mnemotablitsa.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с картиной В.М.Васнецова

«Иван-царевич на сером волке».

Цель: развитие смыслового и эстетического восприятия у детей произведений изобразительного искусства посредством картин В. М. Васнецова.

Задачи: 

  • совершенствовать навыки рассматривания и описания картины,
  • учить определять настроение картины,
  • совершенствовать навык описания внешности человека,
  • развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие.

Ход занятия

Ребята, с каким художником мы с вами недавно познакомились? (В. М. Васнецов). Правильно. Вы уже знаете, что знаменитый русский художник в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок. Сейчас с помощью загадок, мы с вами вспомним, картины художника, которые мы с вами рассматривали и описывали.

ЗАГАДКИ

1.

«Три богатыря»

Знают взрослые и дети,
нет сильнее их на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья.

2.

«Аленушка»

Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

3.

«Снегурочка»

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.

(Снегурочка)

4.

«Иван-царевич на сером волке»

Мчится он на сером волке,

Обгоняя птиц полет.

Не король, не королевич,

Его зовут … (Иван-царевич и серый волк).

А сейчас последняя загадка. Эту картину мы свами видели в нашей картинной галерее, но еще подробно не рассматривали (Загадка номер 4).

Перед нами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. На этой картине перед нами изображены главные герои какой сказки? (Иван-царевич и серый волк).

Правильно. На полотне изображены центральные персонажи народной сказки: Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк. В. М. Васнецов изобразил их мастерски, уделяя внимание даже мельчайшим деталям.

Я предлагаю вам используя мнемотаблицу описать наших героев.

1.Описание Ивана-царевича.

А теперь давайте посмотрим на картину и опишем Ивана-царевича.

Иван Царевич – молодой мужчина плотного телосложения. Давайте рассмотрим его лицо. (Брови нахмурены, губы сжаты, взгляд внимательный, беспокойный, тревожный). Из это мы можем, что Иван-царевич напряжен. А почему? (Он следит не догоняют ли их преследователи). Во что одет Иван–царевич? (Кафтан, расшитый золотыми нитями; красная шапка, обрамленная белым мехом, расшитая драгоценными камнями; черные перчатки с вышитым рисунком и красные сафьяновые (сапоги из тончайшей кожи, похожей на замшу, с загнутыми вверх носками, расшитые золотыми нитями и украшенные драгоценным камнями).

Описав одежду царевича, какой мы можем сделать вывод – к какому сословию он принадлежит - к богатому или бедному? Правильно, к богатому. Естественно, что сын царя ходил в лучших одеждах того времени.

А теперь посмотрите, как Иван-царевич держит свою Елену Прекрасную. (Крепко. Складывается такое ощущение, что он никому ее не отдаст). Правильно ребята, молодой человек готов до последней капли крови сражаться за свое счастье, доказательство тому является меч, висящий за спиной у Царевича.

Учитывая, все выше сказанное, мы можем сделать вывод, что Иван-царевич какими качествами обладает? (Смелый, решительный, мужественный, бесстрашный, будущий богатырь земли русской).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

2. Описание Елены Прекрасной.

Елена прекрасная – молодая девушка стройного телосложения. Взгляд у Елены грустный и тревожный. Цвет лица? (Бледный). Волосы? (Длинные русые). Во что одета Елена? (Длинное платье из парчи (тяжелая ткань из шелка, расшитая золотыми нитями)) голубого цвета; на голове красивая шапочка, расшитая драгоценными камнями и украшенная жемчугом; на шее жемчужные бусы, а на ногах зеленые сафьяновые сапожки). Елена Прекрасная также, как и Иван-царевич одета в … (богатую) одежду, расшитую золотом и значит, принадлежит к высшему сословию.

Ребята, вы сказали, что платье у Елены голубого цвета, а как еще можно назвать этот цвет?  (Небесный).

Посмотрите, а какая поза у Елены? (Она положила голову на грудь Ивана-царевича, руки спокойно лежат на коленях). Что демонстрирует поза? (Елена Прекрасная покорилась судьбе и полностью ее отдала во власть Ивана-царевича. Она доверяет юноше, но сердце ее неспокойно).

Давайте сделаем вывод-какой мы увидели на картине Елену Прекрасную? (Красивая, печальная, уставшая, женственная, нежная, задумчивая, покорная).

ИГРА «КАКОЙ? ЧЕЙ?»

А теперь давайте поиграем в игру «Какой? Чей?» Я буду говорить вам несколько слов, а вы должны будете заменить их одним словом-признаком.

Сапоги из сафьяна – какие сапоги?

Трава, растущая на болоте – какая трава?

Тревога во взгляде -взгляд какой?

Иван-царевич сын царя – сын чей?

Клетка из золота – какая?

Мрак в лесу – лес какой?

Мех соболя – мех какой?

Бусы из жемчуга – бусы какие?

Волосы мягкие, как шелк – волосы какие?

Платье из парчи – платье какое?

Шерсть цвета серебра – шерсть какая?

3. Описание Серого Волка.

Ребята, а на ком сидят Иван-царевич и Елена Прекрасная.

Обычно на картинах и в сказка волк изображен злым и страшен.

На этой картине он такой?  (Нет).  А каким здесь изображен волк? (Сильный, уставший, преданный, быстрый). А как вы поняли, что волк быстрый, как определили скорость? (Лапы напряжены, видны мускулы, уши прижаты к голове). А почему он бежит с такой скоростью? А как поняли, что волк устал? (Язык вываливается из пасти). Ребята, обратите внимание на глаза волка, мне кажется, художник изобразил их не как глаза зверя, а как глаза у человека. Посмотрите внимательно какой волк по размеру? (Большой, огромный). Учитывая размеры волка, как можно его назвать? (Волчище).

Да ребята, вы абсолютно правы, главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.

ИГРА «ТОПАЙ-ХЛОПАЙ»

Я предлагаю поиграть в игру «Топай – хлопай». Я буду называть действия, которые может делать волк. Если я называю действие правильно, вы хлопаете, если волк этого делать не может – топаете. (Бежит, рисует, мчится, танцует, рычит, поет, добывает пищу, ходит в садик, читает, питается травой, выкармливает детёнышей молоком, лепит из пластилина).

4. Пейзаж

А сейчас давайте закроем глаза, расслабимся и представим, что мы попали в картину. Послушайте звуки леса, что вы слышите?

Ребята, давайте посмотрим на пейзаж, изображенный на картине. Что окружает наших героев? (Лес дремучий, густой, непроходимый, страшный, зловещий, заколдованный; темные, мрачные деревья, покрытые мхом). Почему художник использовал такие темные краски?

Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю. Под лапами Волка пролегает болото, по бокам — вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Кажется, что сгинут сказочные герои в этой непроглядной тьме, заплутает Серый Волк и настигнет беглецов погоня.

Но есть в пейзаже на картине и светлые стороны, доказывающие, что всё у молодых будет хорошо. Дерево в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь.

Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких водяных лилий, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.

6. Рефлексия.

Ребята, вам понравилось занятие? Я очень рада.

А теперь я хотела бы узнать, какие чувства вызвала у вас эта картина?

Если вы испытываете радость или спокойствие за наших героев, наклейте себе веселый смайлик.

А, если вы печальны или взволнованы, то наклейте грустный.

А как бы вы хотели помочь героям этой картины?

Спасибо, ребята. Наше занятие закончено, но, если вы вдохновились этой сказочной картиной, можете взять листочки и выразить свои чувства на бумаге.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\E2AFBE89.tmpC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\1A9E3E83.tmp

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\CB8F6A7F.tmp

Картинки по запросу "смайлики настроение"

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\5B2AB4A2.tmp

Картинки по запросу "поза человека рисунок"

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе....

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»

С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....

Конспект занятия по ознакомлению с картиной В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

Разввать коммуникативно-речевые умения, выражать свои чувства от восприятия картины, прививать детям любовь к сказочной живописи В.М. Васнецова....

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке»

Программное содержание: совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и п...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....