Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Потапова Марина Владимировна

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_no_2_po_razvitiyu_opisatelnoy_rechi_.docx229.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Дзержинского района

630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а

тел.: 267-67-11

e-mail: ds_373_nsk@nios.ru

Конспект занятия № 2 по развитию речи

 «Составление описательного рассказа об игрушках

с использованием мнемодорожки»

Средний возраст

Учитель-логопед: Потапова М.В.

Новосибирск 2020


Конспект занятия № 2 «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки)»

Цель: Формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)
  2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  3. Развивать выразительность речи.
  4. Развивать артикуляционную моторику.
  5. Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.
  6. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Образовательные области в интеграции: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: схема (мнемодорожка) для составления описательного рассказа; игрушки: медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка; волшебный мешочек.

Предварительная работа: беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные задачи

Содержание, форма организации

(коллективная, индивидуальная, групповая, парная)

Ход работы

Планируемый результат

Формы реализации программы, средства, методы работы 

Создать условия для обеспечения интереса и эмоционального настроя детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, кукла, машинка, мячик, пирамидка,  как можно все эти предметы  назвать одним словом?

Дети: Игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы  играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я, расскажу вам  сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну  нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях.  В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и  полетим в замечательную страну игрушек.

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами.

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

Пролетаем  над водой,

Покачали  головой.

Прямо и гордо умеем держаться,

Очень бесшумно  птицы садятся . (Присели.)

Создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Беседа.

Рассказывание сказки.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

1.        Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)

2.        Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

3.        Развивать выразительность речи.

4.        Развивать артикуляционную моторику.

5.        Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

6.        Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько  в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте  рассмотрим некоторые из них: (мишку,  машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Дети: Медведь

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет  в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка  название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть.

Внимательно рассмотрим мишутку. (воспитатель задаёт вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка мишутка ,

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка?

Дети: У мишутки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишутке на голове?

Дети: У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишутке голова круглая, туловище овальное

Воспитатель: А как вы играете с мишуткой?

Дети: С мишуткой  можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишутку.  

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки  маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. С мишуткой можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: Кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель:  Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка

Превращаемся в игрушки       Повороты вокруг себя, руки на поясе.

В куклы, мячики, хлопушки!  Повороты корпуса вправо-влево.

Полосатый  круглый мяч        Соединить пальцы в замок,

Он уже пустился в вскачь.       Прыжки на месте-руки на поясе.

Я колеса надеваю,                    Постукивание кулачками      

Пирамидку собираю!                  Чертим руками треугольник перед собой

А из кубиков мы сможем         Руки на поясе, наклоны корпуса вперед

Сделать башню, мост и дом    Соединить ладони треугольником

                                                   Развести руки в стороны, соединить над головой руки.

И пусть куклы и матрешки     Присесть. Маршируют. Развести руки перед собой,

Расставляют мебель в нем!      Наклонив корпус вперед .

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Дидактическая игра «Что за предмет?»

Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из  мешочка предмет и рассказываете пользуясь схемой.

Воспитатель:  я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно  машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина  разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль,  есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке,  перевозить строительный материал,  катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята,  рассказать про машину самостоятельно. Вспомним,  как мы  рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. ( составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она  желтого цвета,  кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

Развитие связной речи.

Обогащение словарного запаса.

Развитие памяти, внимания.

Составление описательного рассказа об игрушке по схеме.

С выражением пересказывает и передают эмоции.

Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Загадывание загадок.

Беседа.

Физкультминутка.

Дидактическая игра.

Словесный образец воспитателя.

Рассказы детей.

Поощрения.

Игрушечный медведь, машинка.

Мнемодорожки.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Развивать умение детей оценивать результаты своей работы.

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями?  А как нужно дружить с друзьями?

Дети: Не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать.

Воспитатель: А как вы думаете,  как нужно обращать с игрушками?

Дети: Не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим  эти  игрушки  к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали  в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам подойти поближе к  игрушкам  и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин-игрушек».

Умение оценивать  результаты деятельности.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа об одежде"

Занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление описательного рассказа о платье"...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана

занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида...

Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).

Конспект НОД  по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....