конспект по развитию речи по теме "Составление рассказа по картинкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Начальная школа п.Горнокнязевск
Разработка конспекта занятия по развитию речи
Тема: «Составление рассказа по картинам»
Составитель: Тайшина Елена Геннадьевна
п. Горнокнязевск
2020
Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам
Задачи:
Обучающая: учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;
Развивающая: развивать умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа;
Воспитательная: Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.
Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений
Форма занятия: комплексное занятие
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.
Оборудование и материал: картинки с разными животными (тигр, жираф, слон, волк, лиса); презентация: картины с изображениями животных и их детёнышей.
Ход занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный момент Игра «Кто у кого?» Составление рассказа Гимнастика для глаз «Птичка». Игра «Выбери начало» Игра «Учимся рассуждать» Игра «Составь рассуждение» Заключительный этап занятия | Ребята я сегодня получила письмо от Незнайки: он просит вам помочь ему отгадать загадку о животном. Поможем? Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. В. Кожевников дети отгадывают. На стенд выставляется картина Белка с бельчатами. Как называют детенышей белки? дети. Бельчата. В письме написано, если вы справились с загадкой тогда Сейчас мы поиграем в игру, которую отправил нам Незнайка. Я вам назову животное, а тот, на кого я укажу, назовет его детеныша или детенышей, если я скажу слово много, или несколько, или двое-трое. Лиса... лисенок. У лисы много... лисят, несколько... лисят. Медведь... медвежонок. У медведицы… медвежата, двое... медвежат. Волк... волчонок, У волчицы... волчата, трое... волчат. Один ежик — много... ежиков. У ежихи... ежата. Воспитатель по аналогии проводит беседу по картине. Волк с волчатами, Посмотрите на картинку. Это зайчата. Какими словами можно рассказать о зайчонке? Какой он? Дети. Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький.. А с чем можно сравнить зайчонка? На что он похож? Дети. Белый и пушистый, как вата; зайчонок, как снежок, как пушок; как мячик прыгает... Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме веселый. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчонка сказать? дети отвечают. К слову веселый подберите слова, близкие по значению или смыслу. Так какой был зайчонок? Дети. Довольный, бодрый, шустренький, радостный... А если ом был радостный, то ом не прискакал, а... мчался, летел. А второй зайчонок — братец первого — прискакал домой невеселый, ею обидели. Расскажите про этого зайчонка. Какой он? Дети отвечают. К слову веселый подберите слова, противоположные по значению, смыслу. Так какой был второй зайчонок? дети. Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный... А если зайчонок был грустный, то он домой не скакал, а... тащился, плелся, брел. А сейчас посмотрите на открытки, которые прислал Незнайка. (Раскладывает на каждом столе по одной.) Придумайте вдвоем рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Затем расскажите о том, что нарисовано на открытке, а потом придумайте, чем могло бы все закончиться, договоритесь, кто из вас двоих начнет рассказ. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. Воспитатель вызывает три команды. После каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции, содержательность, наличие образных средств. Воспитатель показывает детям картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть звук [л). Воспитатель предлагает одной группе детей подобрать слова со звуком (р), другой — со звуком [л). Далее дети выполняют задание, составляют предложение со словами, в которых есть звук «р», и предложение со словами, в которых есть звук «л». (Тигр рычит. Слон любит листья.) Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. (Движения выполняются по ходу текста стихотворения). В письме Незнайка просит нас прочитать рассказ М. Пришвина «Еж» и ответить на его вопросы. Хотите услышать рассказ? Воспитатель читает детям рассказ М. Пришвина «Еж (см. приложение 1, с. 225), опуская начало. Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. — А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой. Мышей у меня было много. Я слышал — ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей. Какой части не хватает в рассказе? дети отвечают. Почему вы решили, что не было именно начала? дети отвечают. Вспомните, как начинаются многие рассказы. Дети. Как-то раз, однажды, дело было летом. А сказки? Дети . Жили-были, в некотором царстве. Воспитатель предлагает детям модель рассказа поезд, состоящий из трех вагончиков: начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения, Детям читается короткий рассказ, в котором все части перепутаны. Пришла мама и сказала: “Сядьте вместе”. В субботу вечером Катя и Варя принимали ванну. Вышла у них ссора, кто будет первым». Получился ли рассказ? Дети отвечают. - Что надо сделать, чтобы он получился? Дети. Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа. Определите место прочитанных предложений в рассказе. Захотелось зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела. Жила-была на свете маленькая девочка». дети выполняют. Детям предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы...). Скажите, что на этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить? Используйте слова «во-первых», «во вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений. Дети отвечают. Составьте рассуждение на тему. Весна в этом году ранняя, используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим... Дети выполняют. Послушайте рассказ. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не нашел. Почему? дети отвечают. Понравилось ли вам задания Незнайки? Какие задания мы выполняли? Какое задание оказалось трудным, а с каким быстро справились? | 2 мин 5 мин 8 мин 1 мин 8 мин 2 мин 3 мин 1 мин |
Ход занятия:
Организационный момент
Игра «Кто у кого?»
Составление рассказа
Гимнастика для глаз «Птичка».
Игра «Выбери начало»
Игра «Учимся рассуждать»
Игра «Составь рассуждение»
Заключительный этап занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)
Конспект по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...
Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по развитию речи. "Составление сюжетного рассказа по картинке. Мое здоровье"
занятие для детей средней группы по обучению детей рассказыванию по картинке с использованием карты- схемы....
Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа
Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)Группа: Старшая группа Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматичес...
КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составление описательного рассказа «Об игрушках» с использованием мнемодорожек.
Цель: учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием мнемодорожек.Задачи:Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; по...
Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"
Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...
ООД Развитие речи Тема: Составление рассказа по картинке ( в рамках тематической недели) Мастерская «Посуда для Федоры»
Область Речевое развитие...
Конспект по развитию речи "Составление сюжетного рассказа по ролям"
Конспект по развитию речи...